Татьяна Зарубина, HL7

Татьяна Зарубина: «У нас есть шанс сделать процесс информатизации здравоохранения России последовательным и необратимым»

Источник: Врач и информационные технологии

В конце октября Министерство здравоохранения РФ утвердило должность главного внештатного специалиста по внедрению современных информационных систем в здравоохранении, на которую была назначена Татьяна Васильевна Зарубина, завкафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н. И. Пирогова, президент HL7-Russia. Событие это было долгожданным для отрасли информатизации здравоохранения: сбылось обещание министерства улучшить взаимодействие с профессиональным сообществом, начать выстраивать продуктивные отношения и учитывать мнения экспертов при принятии решений. Ответственный редактор журнала «Врач и информационные технологии» Александр Гусев взял первое интервью у Татьяны Зарубиной в ее новом статусе.

Завершаются первые два года, выделенные на начальный этап создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Как вы оцениваете результаты проделанной работы?

Цитируя известную сказку, скажу: «Я еще не волшебник, я только учусь». Чтобы полноценно ответить на этот вопрос, надо владеть информацией, прошло слишком мало времени для более-менее системного взгляда. Поэтому на ваш вопрос могу ответить только на уровне собственного впечатления. Процесс информатизации здравоохранения России был запущен давно. Но был фрагментарным. Сейчас складывается ощущение, что он пошел по всей стране. Трудно, со скрипом, но пошел. Правда, точку «невозврата», когда основная масса работающих в здравоохранении не будет представлять своей деятельности без элементов информатизации, мы еще не прошли.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития ЕГИСЗ?

Надеюсь, что ЕГИСЗ будет поступательно развиваться, что начатые разработки будут продолжены и успешно внедрены в промышленную эксплуатацию. В ближайшей перспективе нас ждет создание основной части интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК), создание протоколов интеграции систем, начало разработки и применения стандартизованных медицинских классификаторов и кодификаторов. Без этого на федеральном уровне, на мой взгляд, дальше не пройдем.

Во многих регионах уже проведены внедрения медицинских информационных систем (МИС) в отдельных ЛПУ. При этом нередко на уровне региона выбрано другое решение, которое будет использоваться для создания регионального фрагмента ЕГИСЗ. Какова, на ваш взгляд, должна быть судьба таких отдельных внедрений: их следует сохранять и интегрировать в региональный фрагмент или заменять на решение, которое выбрано централизованно на уровне региона?

МИС отдельного ЛПУ (или АИС ЛПУ, что более правильно терминологически) и АИС территориального уровня — разные системы по задачам, которые они решают, по пользователям, по технологиям, которые в них применяются. Мое мнение совершенно однозначно — следует сохранять внедрения разных МИС учрежденческого уровня. Другое дело, что требования по интеграции должны предъявляться ко всем и одинаковые. Но если разработчики системы их выполняют, если система устраивает сотрудников ЛПУ, никаких причин для замены системы нет. В регионе обязательно должны быть внедрены разные решения на учрежденческом уровне. Наверное, их не должно быть слишком много, но единственное — это тоже плохо. Там, где нет никакой конкуренции, нет и развития. Это ведь еще и дорого — неоправданно менять АИС ЛПУ.

Уже работающие во многих регионах и создаваемые в настоящее время региональные порталы записи к врачу через Интернет (электронные регистратуры) будут сохранены или все мы постепенно должны будем перейти на работу в одной федеральной системе?

Не сомневаюсь, что электронные регистратуры будут сохранены. Считаю это правильным. Но интегрироваться придется.

Следующим и, пожалуй, самым сложным компонентом ЕГИСЗ является сервис «Интегрированная электронная медицинская карта» (ИЭМК). Как идут работы по его созданию? Какие основные задачи ИЭМК вы видите? Не является ли создание сервиса ИЭМК попыткой разработки и принудительного внедрения некой единой МИС для всех ЛПУ и стремлением заменить на этот сервис существующие решения, чего опасаются многие разработчики и пользователи?

ИЭМК – это сложный компонент, важнейший и наименее спорный. От того, насколько грамотно он будет разработан, зависит успешность информатизации здравоохранения на ближайшие несколько десятков лет. Пока осуществлен «нулевой цикл». Считаю важнейшим вопрос постановки задачи. Фирм, которые могут воплотить нечто хорошо «прописанное», уже достаточно, а вот специалистов, способных прописать, мало. Самое плохое, если пропишут не специалисты, а реализуют «с точностью до технического задания». Мы будем отброшены назад надолго. При создании ИЭМК очень важны используемые словари, то есть применяемые системы кодирования информации.

Создание ИЭМК не является попыткой разработки и принудительного внедрения некой единой МИС учрежденческого уровня. Как раз наоборот – создание первого действующего фрагмента ИЭМК подстегнет процесс интеграции МИС учреждений (АИС ЛПУ) с ИЭМК. Учрежденческим системам реально будет с чем интегрироваться! И информация по пациентам начнет накапливаться.

Уж если говорить о неочевидных разработках, то таковыми мне представляются ЭМК с применением облачных технологий. Здесь есть о чем подумать.

В планах, озвученных на конференции «Информационные технологии в медицине 2012» Романом Ивакиным, директором Департамента информационных технологий и связи, было сказано о создании экспертного совета из представителей профсообщества. Раскройте тайну – как идет работа по этому направлению?

Никакой тайны нет. Работа идет полным ходом. Руководство департамента обратилось к общественным организациям с просьбой порекомендовать специалистов в создаваемый при Минздраве РФ экспертный совет по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения. Предварительный список уже составлен. Консультации продолжаются. Всем хочется, чтобы такой совет был «репрезентативным» — включал в себя представителей всех «слоев» нашего сообщества – разработчиков, пользователей, ученых. Думаю, в ближайшее время он будет создан. Надеюсь, что его работа начнется еще до Нового года.

Вы уже много лет усиленно занимаетесь развитием и продвижением стандарта HL7 в России, возглавляете региональное представительство HL7. Каких результатов удалось достичь? Будет ли расширяться применение HL7 при дальнейшей реализации ЕГИСЗ?

Критическая масса вступивших в филиал HL7 людей и фирм позволяет считать, что вопрос «быть или не быть» уже не стоит. Нас радушно приняли коллеги из других стран. Сделаны первые переводы, осуществлены проекты, в том числе с использованием CDA, SNOMEDCT, LOINC. Мы уже не сомневаемся, что можем создавать словари, принимаемые на международном уровне. Создается такой же филиал на Украине. Но это только начало. Ведь работаем мы в медицине, где количество информации, подлежащей кодированию, огромно. Зато и перспективы открываются захватывающие. Представьте себе возможность выбора по запросу, например, больных с одним диагнозом (синдромом, осложнением и т. д.) из нескольких однопрофильных учреждений (или из всех по стране) – какие возможности для анализа и поддержки принятия решений по назревшим медицинским и управленческим задачам! Но проблем гораздо больше, чем достижений. И как воздух необходима государственная поддержка разработки стандартов.

Спасибо огромное за ответы. Желаем вам стойкости духа, удачи и понимания в новом нелегком бремени!

Со своей стороны, надеюсь на понимание и поддержку сообщества. Трезво оценивая уровень проблем, считаю, что у нас есть шанс сделать процесс информатизации здравоохранения России последовательным и необратимым.

Полная версия интервью опубликована в журнале «Врач и информационные технологии»