Видеонаблюдение как сервис на базе облачной инфраструктуры — одна из актуальных тенденций отрасли. В рамках форума MIPS, проходившего в апреле в Москве, состоялась конференция «Облачные технологии в мониторинге и безопасности», посвященная облачному видеонаблюдению.

По прогнозу IMS Research, мировой рынок услуг Video Surveillance as a Service (VSaaS) — «видеонаблюдение как услуга», или облачное видеонаблюдение, — к 2014 году превысит миллиард долларов, а в 2017-м — 2,4 млрд долларов. VSaaS представляет интерес для широкой категории заказчиков — от частных пользователей и малого бизнеса до крупных организаций и государственных учреждений. Типичными потребителями являются сети розничных продаж, строительные организации, небольшие офисы и домохозяйства. Растет и предложение — рынок становится все более конкурентным.

По словам Андрея Юдникова, управляющего партнера компании iVideon, реализация этих сервисов, к которым проявляют все больший интерес как операторы, так и ИТ-компании, требует особого подхода — типовые архитектуры сетей доставки контента (CDN) в данном случае не подходят. В частности, в отличие от CDN, потребителю обычно «отдается» лишь 2–3% хранимого видео. Наряду с сервисом удаленного видеонаблюдения iVideon предлагает платформу видеонаблюдения с SDK, на основе которой партнеры могут создавать собственные решения. Для подключения готового сервиса видеонаблюдения через Интернет достаточно приобрести на сайте компании любые из предлагаемых моделей камер (Samsung, Philips, Hikvision, Microdigital), причем две камеры можно подключить бесплатно. Центры обработки данных, обслуживающие пользователей iVideon, расположены в России, США, на Украине, в Казахстане, Германии, Нидерландах, Гонконге и Южной Корее. Видео можно просматривать на компьютерах и мобильных устройствах.

 

Облачное видеонаблюдение: будущее, доступное сегодня
Включил и смотри. «Коробочное решение»: видеокамеры с сервисом iVideon.

 

Андрей Юдников считает, что подобные предложения уже через 5–6 месяцев будут широко представлены в розничных торговых сетях, а в перспективе можно ожидать их интеграции с «умным домом». Сервис станет дополняться такими функциями, как сбор статистики и создание отчетов, уведомление пользователя о тревожных событиях. По словам Петра Харебова, руководителя отдела разработки компании Macroscop, к потенциальным клиентам сервиса облачного видеонаблюдения относятся территориально распределенные компании, предприятия малого и среднего бизнеса (офисы, магазины, торговые сети, рестораны, автосервисы, АЗС, строительные организации, ТСЖ) и индивидуальные пользователи. Этот сервис требует минимальных начальных инвестиций, легко масштабируется и обеспечивает доступ практически из любого места, поэтому провайдеры смогут увеличить выручку в расчете на абонента (ARPU) и привлечь новых клиентов. Однако его распространению препятствуют недостаточно качественные каналы связи и опасения по поводу несанкционированного доступа к видео.

Программное обеспечение Macroscop Cloud разработано для профессионального видеонаблюдения и включает в себя клиентское приложение и серверное ПО с функциями видеоанализа, такими как подсчет посетителей, интерактивный поиск в архиве, трекинг, построение «тепловых карт» и т. д. Macroscop Cloud интегрируется со средствами биллинга, имеет Web-конфигуратор и предусматривает личный кабинет.

Собственную платформу для операторов связи, госструктур и бизнеса разработала российская компания Netris. Эта платформа состоит из видеоядра и средств управления. Netris CCTV Platform представляет собой решение для трансляции телепрограмм в Интернете, адаптированное для задач видеонаблюдения. Распределенная система управления Netris DMA распределяет контент в соответствии с заданными правилами и сценариями, перенаправляет запросы пользователей на оптимальные узлы, балансирует нагрузку.

Платформа предусматривает встроенные средства аналитики и отчетности, легко масштабируется, поддерживает популярные форматы и протоколы, адаптируется к качеству видеопотока. Мурад Эфендиев, генеральный директор Netris, отмечает, что видеонаблюдение можно рассматривать как один из видов цифрового ТВ. Основные клиенты компании — операторы и банки. Эта платформа используется также для обслуживания более 100 тыс. камер, установленных в подъездах (проект «Информационный город» ДИТ Москвы), и трансляции видео со стройплощадок (реализация «Ростелекома»). Разработчики планируют дополнить ее функциями видеоаналитики.

Еще один сервис облачного видеонаблюдения разработали в компании IPEYE. Как и у iVideon, в нем используются IP-камеры со специальной прошивкой. Поступающее с них видео H.264 сохраняется в облачном архиве, причем один сервер способен обслуживать до 200 камер с разрешением 5 Мпикс, а при наличии соответствующего канала с камеры можно передавать поток 10 Мпикс. Этот сервис функционирует уже несколько лет, его особенность — наличие серверной аналитики (анализ изменения активности в кадре). Выделенного IP-адреса для камеры не требуется, а для интеграции сервиса предлагается API.

Созданный компанией «Форпост» программно-аппаратный комплекс Forpost Cloud и облачный видеорегистратор (CVR) предназначены для провайдеров и интеграторов. Готовая к работе облачная камера ForCam с ИК-подсветкой имеет разрешение 1280×720, поддерживает звук и не требует настройки. По сравнению с созданием локальной системы видеонаблюдения такое решение позволяет значительно сэкономить, особенно на распределенных объектах. В планах компании — разработка серверной видеоаналитики для розничной торговли.

По данным компании «Дом.ru», 46% клиентов, желающих воспользоваться новыми услугами оператора связи, выбрали бы именно видеонаблюдение. Сервис видеонаблюдения «Дом.ru Бизнес», где используется ПО Macroscop, развивается уже на протяжении двух лет, доступен в 23 городах и охватывает 377 корпоративных клиентов и 1500 видеокамер. Он предусматривает ведение видеоархива (на 30 дней) с удаленным доступом, поиск по лицам, запись разговоров, запись при движении объекта.

Большинство предлагаемых сегодня облачных сервисов видеонаблюдения позволяют просматривать видео с популярных мобильных платформ (с помощью программного клиента или браузера). Их можно применять как для охранных функций, так и для решения широкого спектра бизнес-задач — от управления продажами до контроля за действиями персонала.