Что препятствует внедрению систем BSC в государственных учреждениях?
Главным недостатком основанного на BSC подхода является отсутствие очевидного эффекта от внедрения. Именно поэтому необходимы «быстрые» проекты по внедрению BSC

Главной темой второго заседания круглого стола, посвящен?ного административной реформе и роли ИТ в системе государственного управления, стала проблема внедрения системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC) в госорганах. Во многих учреждениях разработана система показателей деятельности, но в подавляющем большинстве случаев она не является сбалансированной, заявил Анатолий Костров, заместитель начальника управления Государственной службы Минэкономразвития России. Кроме того, показатели никак не увязаны с принятием решения, они не включены в организацию управления. На данный момент это не более чем предмет статистики. Как отметил Костров, эксперимент, прове?денный в пяти регионах России по использованию BSC в деятельности государственных органов, дал «очень интересные результаты».

Основным из подводных камней в использовании BSC является негативный эффект от того, что отдельные показатели могут получить завышенный приоритет в ущерб общей деятельности. Единственная возможность избежать этого, по мнению Кострова, — построение системы показателей «сверху».

«Начинать внедрение BSC в государственном управлении нужно с легкоуправляемых и ?быстрых? проектов, могущих дать реальные результаты за очень короткое время», — уверен партнер компании «МАГ Консалтинг» Андрей Гершун. BSC — не просто набор показателей, а система, ориентированная на достижение основных целей организации. Поэтому для введения BSC необходимо как минимум определить стратегические цели.

На сегодняшний день имеется достаточно большое число внедрений BSC в российских компаниях, но перенести их опыт на государственные учреждения непросто. Системы сбалансированных показателей в госсекторе и в сфере бизнеса существенно различаются. Для общего успеха внедрения BSC необходимо провести пусть небольшой, но полностью успешный проект.

«Главным недостатком основанного на BSC подхода является отсутствие очевидного эффекта от внедрения», — считает Андрей Клименко, директор Института проблем государственного и муниципального управления ВШЭ. Именно поэтому необходимы «быстрые» проекты по внедрению BSC. Среди других проблем применения BSC в гос?секторе Клименко выделил наличие значительных внешних факторов, что усложняет процесс выбора показателей, сложность «балансировки» показателей, невозможность однозначного определения показателей для верхнего уровня управления. Кроме того, стоимость и продолжительность работ по внедрению могут оказаться несопоставимыми с результатами.

«BSC не может существовать отдельно. Она должна быть привязана либо к оперативной системе, либо к системам планирования и бюджетирования», — отметил ведущий консультант компании Carana Алексей Молвинский.