Многие американские читатели Computerworld жалуются, что устали от статей, авторы которых вновь и вновь предсказывают перенос рабочих мест в ИТ-отрасли из США в другие страны
Фрэнк Хэйес — обозреватель Computerworld. Электронную почту ему можно направлять по адресу frank_hayes@ computerworld.com

Недавно я получил очередное такое письмо. Его автор пишет: «Когда вы же наконец расскажете о том, как американским специалистам в области ИТ следует готовиться к неизбежному? Интересно, какому роду деятельности я смогу посвятить себя после того, как бум аутсорсинга станет реальностью, и где найти эту работу?»

Что ж, вопросы понятны. Попробую на них ответить. Что останется в конечном итоге? Бизнес, а не то, к чему все привыкли. Где искать работу? Везде, где есть бизнес.

Конечно, я немного утрирую. Но если посмотреть на то, что происходило в ИТ-отрасли в последние несколько лет, можно сделать следующий вывод: любая работа в этой области, не оказывающая непосредственного воздействия на бизнес вашей компании, становится первым претендентом на «вылет».

Это относится к «чистому» программированию. И к «чистому» обслуживанию информационных сетей. И к «чистым» вычислительным работам. Сегодня любая работа, которая выполняется одинаково в рамках любой информационной службы, является кандидатом на аутсорсинг.

Хорошо, отдадим это все независимым организациям. Что же у нас останется? Все задачи, которые нельзя отнести к «чистым» информационным технологиям. Работа, ориентированная на бизнес. Решение вопросов, требующих постоянного взаимодействия с пользователями, учета их мнения и понимания целей, стоящих перед пользователями и перед бизнесом.

Иногда эти задачи носят то же название, что и «отвлеченные» работы в сфере ИТ. Но все мы понимаем разницу. Когда программист или аналитик определяет требования, предъявляемые к программному коду — это «чистые» ИТ. Но когда он клещами вытаскивает из пользователей пожелания, которые те никак не могут сформулировать, это уже нельзя отнести к «чистым» ИТ. Здесь присутствует немного умения выслушать, немного психологии, немного сладких речей, немного воображения и, конечно, очень хорошее знание ИТ.

Другими словами, мы должны мыслить одновременно и как специалисты в области ИТ, и как пользователи.

Наверное, сотрудникам информационных служб труднее всего принять именно это. Для тех, кто позиционирует себя в рамках технологии, пользователи относятся к совершенно другому миру. И мы гордимся тем, что отличаемся от них.

Но в будущем при устройстве на работу нам придется смириться с тем фактом, что мы точно такие же, как и они. И научиться понимать их. И помогать им сосредоточиться на бизнес-задачах.

Возможно, вы не хотите заниматься изучением бизнеса, равно как и идти... да хоть бы и продавать хот-доги. Ведь ваша жизнь посвящена технологиям, не так ли? Но суровая действительность ставит вас перед нелегким выбором. К сожалению, рамки вашего образования ограничены. Программисты и технические специалисты из других стран обладают не менее глубокими знаниями, но при этом они просят меньше денег. А следовательно, вам уже не приходится рассчитывать на прежний уровень зарплаты.

Придется либо увольняться и искать себе другое место, либо поднимать свой статус, превращаясь в технического специалиста с ориентацией на бизнес.

А значит, нужно работать. И меняться. И искать новые идеи. Возможно, вы не добьетесь здесь таких успехов, как в сфере «чистых» информационных технологий, и не будете в бизнесе на первых ролях. Но если вам удастся продвинуться вперед в этом направлении, вы не только сохраните работу. Вы совершенно четко будете представлять себе значение и место технологий в бизнесе.

На самом деле и мое утверждение, что ИТ-специалистам останется «бизнес, а не то, к чему все привыкли», не совсем верно. Останется и то и другое.


О пользе внешней угрозы

Это называется — дожили. В Америке, стране, которая стояла у истоков формирования ИТ-отрасли в ее современном виде, ИТ-специалисты всерьез опасаются за свою работу. ИТ-отрасль в последние десятилетия была в США самой динамично развивающейся. Так что же, случился кризис перепроизводства?

Как выясняется, случилось другое. За пределами Североамериканского континента ИТ-индустрия тоже не стояла на месте, и сегодня неамериканские специалисты зачастую могут предложить заказчикам тот же или больший объем навыков и умений в сфере ИТ за существенно меньшие деньги. В результате аутсорсинг победно шагает по планете, а наших бледнолицых братьев учат, как в изменившихся реалиях быть ближе к пользователям и помогать им решать бизнес-задачи. Вспомните, давно ли нам с высоких и не очень трибун заявляли, что информационные технологии сами по себе обеспечивают и экономию средств, и ускорение решения бизнес-задач, и делают более эффективным процесс принятия решений, и еще много чему способствуют?

ИТ-специалистов призывают к диалогу с пользователями, с коллегами из соседних подразделений. Не странно ли? Не является ли это запоздалым подтверждением того, что в течение долгого времени ИТ, несмотря на обилие жизнеутверждающих деклараций, оставались вещью в себе и требовали от пользователей не меньше, чем давали им? Выходит, требовалась внешняя угроза, чтобы ИТ-специалисты задумались об учете пожеланий тех, кому по идее они должны помогать работать?

Россию нынешний бум ИТ-аутсорсинга затрагивает по-иному. То, что на Западе воспринимается как угроза рабочим местам, отечественным ИТ-специалистам дает новые возможности искать применение своим талантам на внешнем рынке. И тем самым оно, безусловно, способствует развитию российской ИТ-отрасли. Иногда полезно не только чувствовать внешнюю угрозу, но и... быть ею. До тех пор пока не появляются другие причины быть ближе к пользователям.

— Редакция Computerworld Россия