Делать прогнозы — занятие неблагодарное, но все же полезное и интересное, тем паче в период, когда крупнейшие игроки отечественного рынка мобильной связи выступили с публичными заявлениями относительно итогов года прошедшего и планов на год наступивший.

По данным «Сотовика» (www.sotovik.ru), общее число абонентов сотовой связи в России на 31 декабря 1999 года — 1 350 000 человек

Неясность в общую картину привносит разве что отсутствие официально утвержденной «Концепции общего развития сухопутной подвижной связи в России» и противостояние вокруг

CDMA, однако с этими «язвами» телекоммуникационная отрасль страны живет относительно безболезненно уже несколько лет.

Возможно, в течение 2000 года последняя проблема будет все же разрешена. И, полагаю, каково бы ни было решение, оно вряд ли сколько-нибудь быстро повлияет на расстановку сил на сотовом рынке и тем более — приведет к его разрушению. Сила инерции денежной массы, уже «закачанной» инвесторами в строительство общего «телекоммуникационного здания», столь велика, что даже самым бесшабашным лоббистам придется считаться с этим. Поэтому уравнением со многими неизвестными под названием «перспективы легализации CDMA» в составлении среднесрочных прогнозов можно пренебречь.

Локомотивом истории «легального» сотового рынка, разумеется, выступают крупнейшие компании-операторы, традиционно представляющие основные стандарты мобильной связи первого и второго поколений. В первую очередь это «Вымпелком», «Мобильные ТелеСистемы», «Северо-Западный GSM», «Московская Сотовая Связь» и «Дельта Телеком». Их стратегия и маркетинговые ходы, как правило, становятся примером для подражания региональными операторами. Поэтому московский и отчасти петербургский рынки сотовой телефонии можно считать законодателями мод.

Стратегии

Состоявшаяся 19 января пресс-конференция президента МТС Михаила Смирнова стала по сути программным заявлением о целях и задачах развития бизнеса операторов сотовой связи стандарта GSM 900. Их эволюция будет связана с расширением зоны обслуживания за счет получения лицензий на укрупненные территории и созданием панъевропейской (в далекой перспективе — общемировой) зоны роуминга. Частью этой задачи является надстраивание сети GSM 1800 поверх уже действующей базовой сети GSM 900.

«Опыт нашей работы в 1999 году показал, что идея совмещения двух стандартов блестяще себя оправдала», — заявил президент МТС. Модель технологической надстройки GSM 1800, реализованная компанией, оказалась весьма экономичной: новую сеть обслуживает прежнее коммутационное оборудование, используется инфраструктура существующих базовых станций, и даже биллинг для абонентов GSM 1800 производится с помощью системы, уже обслуживающей абонентов GSM 900.

Стратегия МТС — внедрение в эксплуатацию технологий, обеспечивающих плавный переход к системам сотовой связи третьего поколения, — служит в известной мере ориентиром для региональных операторов GSM. В конце 1999 года МТС заявила об успешном запуске службы WAP. Глава компании подтвердил намерение ускоренно развивать технологии будущей широкополосной мобильной связи.

Что же касается главного конкурента операторов GSM на территории России — альянса операторов, работающих под торговой маркой «Би Лайн», то до последнего времени революционные идеи технологического переоснащения в направлении систем 3G пока не пользовались особым успехом. Свое сомнение насчет коммерческой целесообразности внедрения WAP и GPRS в сетях DAMPS высказывали стратегические инвесторы, Golden Telecom и Millicom International Cellular. Однако столичный «Вымпелком», активно продвигающий услуги стандарта GSM 1800, недавно заявил о своем интересе к данным технологиям.

Для «Вымпелкома», как и ряда крупнейших региональных операторов стандарта DAMPS, наиболее актуальной видится задача развертывания сотовых сетей по технологии GSM 1800. В отличие от МТС операторам, входящим в «Ассоциацию 800», решить эту задачу будет сложнее, и потребуется больше капиталовложений. Несмотря на препятствия, «Вымпелком» нацеливает свою рекламную кампанию на продвижение именно этой услуги связи, и, надо думать, так же поступают его сподвижники в российских регионах.

Резонно возникает вопрос: какая от этого выгода? Вероятно, неверно полагать, что «Вымпелкомом» движут лишь амбиции и желание «насолить» основному конкуренту. Возможно, главная причина такой нетривиальной стратегии кроется в позиционировании компаний на рынке мобильной связи.

Позиционирование

Обычно ни операторы GSM, ни DAMPS не заявляют во всеуслышание о том, что они ориентируются на разные категории потребителей услуг. Тем не менее различия их маркетинговой политики позволяют судить, что дела обстоят именно так. Отвечая на вопросы в ходе пресс-конференции, Смирнов признал, что средняя месячная оплата услуг связи абонентов составляет около 100 долл. Кроме того, в МТС до сегодняшнего дня действовала только контрактная система оплаты за услуги, включающая ежемесячную абонентскую плату (на уровне от 12 до 49 долл.) и плату за эфирное время (от 14 до 45 долл. за минуту в зависимости от выбранного тарифного плана).

В «Вымпелкоме», равно как и у других операторов AMPS/DAMPS, наиболее многочисленной категорией абонентов стали те, кто покупает предоплаченные карточки эфирного времени (система pre-paid). В конце прошлого года представители главных инвесторов, вкладывающих деньги в развитие региональных сетей DAMPS, компаний MIC и Golden Telecom, подтвердили свое намерение увеличивать абонентскую базу именно за счет абонентов pre-paid.

Что из этого следует — очевидно. Разумеется, средняя месячная оплата абонентов «Би Плюс» гораздо меньше вышеуказанных 100 долл. Посему напрашивается вывод, что карточная система «Вымпелкома» и региональных операторов AMPS/DAMPS рассчитана на привлечение относительно малоимущей (если это выражение вообще приемлемо для рынка мобильной связи) категории потребителей. С другой стороны, «малоимущих» всегда больше, так что сопоставлять общие доходы, скажем, МТС и «Вымпелкома» довольно сложно. Вполне возможно, что предлагая услуги GSM 1800 с легко реализуемым международным роумингом, «Вымпелком» старается отхватить часть потребительской ниши обладающего высокой платежеспособностью бизнес-сектора, для которого частые поездки за границу — насущная необходимость. О том, что этот сектор потребительского рынка еще «не закрыт» полностью, свидетельствуют слова главы МТС: «в декабре мы продали почти 54 тыс. обычных контрактов, то есть рынок еще не истощен, люди хотят, заключив стабильные контракты с нами, работать по действующей технологии».

Однако время грядет и для МТС. Крупнейший оператор GSM в России всерьез готовится выйти на ниву, вспаханную «Би Плюс». Объявлено, что в 2000 году МТС введет услугу pre-paid для своих клиентов, несмотря на «коммерческую небесспорность» этого предприятия. Видимо, таким образом руководство МТС намерено довести свою абонентскую базу к концу года до фантастической цифры 850 тыс. абонентов.

Истоки тарифной политики

Ценовая конкуренция 1999 года вплотную приблизила тарифы на сотовую связь к общедоступному уровню. Относительно дальнейшего снижения тарифов руководители компаний-операторов высказываются предельно осторожно. Смысл их заявлений сводится к тому, что растущий бизнес не может допустить работу без прибыли, если же рост абонентской базы будет продолжаться, то появятся и объективные предпосылки к снижению цен на услуги. Ни один из них пока не ответил на вопрос, как изменилась рентабельность (доходность) бизнеса сотовой связи из-за продолжающейся войны цен. Но, по всей видимости, она приблизилась к критической черте.

Объемы инвестиций операторов в развитие своих сетей не снижаются. В 2000 году МТС планирует вложить в строительство сетей, преимущественно вне Москвы, 100 млн. долл. На повестке дня остро стоит вопрос возврата кредитных средств, о размерах которых говорилось выше. Иностранные инвесторы, похоже, устали от неопределенности, исходящей от Минсвязи. В этих условиях ценового «чуда» ждать не приходится.

Несомненно, «Вымпелком» проявил наибольшую активность в деле повышения своей инвестиционной привлекательности. Преобразовавшись в открытое общество и выйдя на Нью-Йоркскую фондовую биржу, он приобрел мощного стратегического партнера в лице норвежской компании Telenor и тем самым получил новую степень свободы и гибкости в реализации своих инвестиционных проектов и маркетинговых программ. МТС, по словам Смирнова, также готова стать публичной компанией, но пока этому мешает «выборная страда».

Цифровизация связи

Отдельного рассмотрения требует ситуация, в которой находятся операторы стандарта первого поколения NMT-450. Некогда признанный наиболее пригодным для российских условий стандарт переживает кризис, связанный с технологической недостаточностью обслуживания абонентов в крупных городах и отсутствием преемственности для перехода к сотовой связи третьего поколения. Единственно возможным выходом из положения могло бы стать скорейшее развертывание операторами цифровых сотовых систем. В январе МСС совместно с Ericsson и Nokia провела первый этап тестирования технологии GSM 400 в городских условиях. Сетевое оборудование (базовая станция GSM 400/1800) было предоставлено компанией Ericsson, а абонентское оборудование (двухдиапазонный телефон GSM 400/1800) — компанией Nokia. Хотя результаты эксперимента оказались положительными, четкой определенности в вопросе, какой цифровой стандарт придет на смену аналоговому, NMT, пока нет. Наряду с GSM 400 в качестве возможной альтернативы в МСС называют технологию третьего поколения CDMA 400, промышленные образцы которой также прошли тестовые испытания.

Ясно, что время работает не в пользу операторов NMT и их инвесторов. Затягивание принятия окончательного решения происходит в значительной степени по причине того, что сам Европейский консорциум операторов NMT колеблется под перманентным давлением со стороны производителей телекоммуникационного оборудования. Впереди паровоза бежать не следует: российская сотовая сеть в диапазоне 400 МГц должна быть полностью совместима с европейскими сетями.

Новый стандарт для «Сотел», российской сети операторов NMT 450, рано или поздно будет утвержден, и тогда на повестку дня выйдет другая проблема — найти сотни миллионов долларов для создания новой сетевой инфраструктуры практически с нуля. При этом операторам нужно не растерять абонентов и сделать процесс перехода к новому стандарту максимально гладким и незаметным. Возможно, в переходный период самой привлекательной стороной для клиентов «Сотел» будет выгодная тарифная политика, а также широкие возможности роуминга на территории России и европейских стран.

В то время как вопрос о цифровизации «подвис», МСС пробует альтернативные источники получения доходов. По нашей информации, в скором времени оператор сотовой связи начнет коммерческую эксплуатацию услуги предоставления доступа к Internet по карточкам, то есть займется традиционной провайдерской деятельностью. Услуга будет называться «МСС-Интернет», цена за час доступа к Сети составит 48 — 92 цента, что, конечно же, не может не привлечь внимания многочисленных пользователей.

Если цифровизация пройдет удачно, на арене сотовой связи появится очень серьезный игрок, с достоинствами которого придется считаться и нынешним лидерам. В первую очередь благодаря тому, что будет сохранен показатель наилучшей приспособленности к российским условиям — частота 400 МГц. Развертывание беспроводной связи в этом частотном диапазоне потребует установки значительно меньшего количества базовых станций (а значит — времени и средств) для непрерывного покрытия территории, к чему сегодня стремятся «Вымпелком» и МТС. Наличие второго диапазона (1800 МГц) решает проблему эфирной емкости сети в условиях мегаполисов. А реализация технологий широкополосного доступа к Internet будет уже зависеть только от конъюнктуры рынка и желания руководства компаний. Хочется верить, что к 2001 году (когда, по заявлению руководства МСС, цифровая сеть в диапазоне 400 Мгц начнет работу) и то, и другое будет восприниматься как нечто само собой разумеющееся.


Операторы

Распределение рынка сотовой связи Москвы между операторами на 31 декабря 1999 года (данные www.sotovik.ru)

«Вымпелком» 41%
«Мобильные ТелеСистемы»44%
«Московская Сотовая Связь» 13%
«Сонет» 2%

Стандарты

Распределение рынка сотовой связи Москвы между стандартами на 31 декабря 1999 года (данные www.sotovik.ru)

DAMPS 25%
GSM 60%
NMT 13%
CDMA 2%