Как говорят, «работники уходят не из компаний, а от начальников». Плохие начальники обходятся компаниям недешево. Исследование, проведенное недавно компанией Gallup, показывает, что именно из-за менеджеров уровни вовлеченности персонала различных бизнес-подразделений в работу варьируются чрезвычайно широко. В США только 30% служащих активно вовлечены в работу предприятий, а в среднем по всему миру и того меньше — 13%.

Что и говорить, неэффективный менеджер способен погубить продуктивную команду, застопорить проект и просто испортить день. Если вы прекрасный разработчик или ИТ-архитектор, это не значит, что у вас есть навыки хорошего руководителя. На самом деле, по данным Gallup, только каждый десятый имеет качества, необходимые эффективному менеджеру.

Эксперты в области профессионального роста предлагают некоторые действенные методы по развитию менеджерских навыков.

Налаживайте отношения

Чтобы понимать мотивы действий того или иного человека, нужно поближе его узнать. Само по себе это не произойдет. Руководителям необходимо приложить определенные усилия, выяснить, какие проблемы есть у подчиненного на работе и, по возможности, вне ее. Стоит потратить время на то, чтобы познакомиться со своими сотрудниками, разобраться, что побуждает их работать, как они общаются, что ценят, постараться найти индивидуальный подход к каждому. Это поможет добиться общего успеха.

Устанавливайте четкие цели

Важно, чтобы каждый отчетливо понимал, какие стоят задачи и на что ориентироваться, чтобы выполнить и перевыполнить планы. Когда цель все время меняется, вы рискуете вызвать недовольство. Ваша задача как руководителя — установить ориентиры, чтобы помочь вашей команде избежать провала. Это поможет ей справляться с работой.

Научитесь поручать

Если вы где-то работали достаточно долго, то, скорее всего, были свидетелями того, что на руководящую должность назначали кого-то, кто отлично справлялся с ролью рядового сотрудника. Но когда этот человек становился начальником, то оказывалось, что его навыков уже не хватало. Такое может происходить в любых отраслях. Люди стремятся продвигаться по службе, чтобы зарабатывать больше, но технические специалисты не всегда понимают, что навыки, сделавшие их ценными работниками, — не те, которые необходимы, чтобы стать отличным руководителем.

Начальник должен добиваться выполнения работы другими, а потому нужно научиться поручать. С возрастом техническим менеджерам становится все сложнее оставаться экспертами в сфере самых новых технологий. Чтобы добиваться успехов, вам придется поверить в то, что у вас способные подчиненные, у которых одинаковое с вами стремление к великим свершениям; им лишь нужны полномочия на выполнение работы.

Эксперты дают новичкам следующий совет: уточнить, сколько времени есть на выполнение проекта; выяснить, требуется ли инструктаж человеку, которому дают поручение; понять, насколько важны результаты выполнения задания. Определившись с ответами на все три вопроса, менеджер сможет решить, стоит ли поручить задание кому-то из своих подчиненных или лучше выполнить его самому.

Начинать стоит с малого, постепенно выстраивая доверие: самому обучать нижестоящих менеджеров делегированию, давая им вначале простые, менее рискованные задания, а потом постепенно переходить к чему-то посложнее. При этом неизменно инструктировать работников и контролировать процесс выполнения.

Научитесь давать отзывы и принимать отклики

Обратная связь — важнейший инструмент самосовершенстования. Менеджеры должны сами давать отзывы и принимать их от своих начальников, коллег и прямых подчиненных. Когда вы получаете отклик, стоит независимо ни от чего благодарить — не забывайте о том, что, решившись на критику, человек, как правило, понимает, что идет на риск.

Будьте последовательны

Последовательность, доверие и прозрачность — прекрасные помощники в выстраивании отношений. Если люди вашей команды знают, чего от вас ждать, это поможет им лучше принимать решения и быть более самодостаточными. Нужно постоянно придерживаться принципа похвалы за результативность.

Как только участники вашей команды почувствуют, что вы относитесь к ним по-разному исходя не только из их результативности, они начинают терять продуктивность, успех команды сходит на нет, а ваша собственная эффективность снижается.

Не будьте микроменеджером

Будучи руководителем, фокусируйтесь на конечном результате, а не на отдельных шагах, которые ваша команда должна предпринять, чтобы его достичь. Эксперты сходятся во мнении, что наиболее эффективен подход, основанный на наставничестве и кооперативном стиле управления.

Организациям нужны менеджеры разного типа в зависимости от текущей ситуации. В период восстановления руководителю требуется иной подход, чем в кризисном режиме. А когда дела идут нормально, наилучших результатов удается достичь, опираясь на принцип взаимодействия.

Совершенствуйте менеджерские навыки

Чтобы осваивать новые языки программирования, можно посещать тренинги, а чтобы оставаться в курсе новых технологий — участвовать в конференциях и взаимодействовать с вендорами. А как совершенствовать навыки руководства людьми и проектами?

Так же, как вы обновляете технические навыки, нужно работать и над менеджерскими. Найдите способ расширить кругозор. К примеру, можно пройти внутрикорпоративные курсы менеджмента или добровольно возглавить сложный проект. Как и с любыми навыками — чем больше вы ими пользуетесь, тем лучше они становятся.

- Rich Hein. How to Make Yourself a Better Manager. CIO. Oct 9, 2014