Представляется естественным, что первым побуждением компаний, ощутивших на себе дыхание кризиса, должна стать попытка навести порядок «у себя дома». Причин здесь несколько. Прежде всего для этого не требуется привлечение заемных средств, а в результате могут обнаружиться скрытые резервы — неожиданные источники финансирования в виде дебиторской задолженности, запасы товарно-материальных ценностей и прочих ресурсов, сделанные в лучшие времена в расчете на развитие, например избыточные трудовые ресурсы. Кроме того, реальное или мнимое снижение деловой активности — хороший повод для приведения в порядок бизнес-процессов, повышения трудовой дисциплины и усиления отчетности. Непопулярные меры не должны встречать сопротивления коллективов, а при правильной постановке дела даже могут быть восприняты с энтузиазмом.

Тем не менее данное утверждение нуждается в комментариях. Получение достоверной и актуальной информации, к тому же уникальной по отношению к данным конкурентов, вполне может рассматриваться как фактор выживания организации. В частности, более или менее очевидно, что «наш бизнес спасут клиенты», но можно ли правильно выстроить отношения с ними (если их, конечно, больше десятка) без аналитической работы с их данными? Хороший инструмент требует хорошей головы, а хорошая голова стоит недешево. Но современное развитие ИТ позволяет сократить расходы, обратившись, например, к концепции всепроникающего BI (pervasive BI) или используя высокотехнологичные приложения, которые не требуют для эксплуатации высококвалифицированных кадров. Такие инструменты есть, и ими могут пользоваться сотрудники, осведомленные всего лишь о теоретической базе.

«О снижении популярности инструментов бизнес-аналитики и росте спроса на учетные приложения могут говорить только те, кто заинтересован в реализации последних», — отметила заместитель директора компании «Терн» Екатерина Лозовая на прошедшем 26 ноября в Москве семинаре ведущего европейского ученого в области Data Mining и математической статистики, основателя и научного директора компании KXEN Мишеля Бера. Представленные Бера решения были связаны в основном с проблемой классификации и основаны на достаточно сложных алгоритмах построения моделей конечного выбора. К ним, например, относятся модели поведения экономических агентов — клиентов и покупателей. С помощью этих моделей, в частности, можно оценить вероятность тех или иных действий (событий) в зависимости от различных характеристик субъекта.

Послушать Бера собралось около 180 человек — большая аудитория для столь локального события. Наиболее представительную группу составили финансовые учреждения: банки, кредитные организации, страховые компании. Для них приложения такого рода представляют чрезвычайный интерес в связи с необходимостью реализации скоринга (оценки кредитных рисков). Для страховщиков это необходимый инструмент при определении величины страховой премии. Практически все финансовые организации тем или иным путем строят модели конечного выбора. Спектр предлагаемых продуктов обширен — здесь решения компаний KXEN, SAS и других поставщиков.

Еще одну большую группу образовали представители телекоммуникационных компаний. Бера привел пример того, как реальные предприятия этого сегмента используют модели конечного выбора для анализа социальных сетей, основанных на телекоммуникационных связях, что дает им возможность более правильно строить маркетинговую политику.

Представители других отраслей более сдержанно оценили коммерческую ценность такого рода систем в период кризиса. Например, бизнес-аналитик ювелирного завода «Адамас» Юрий Сысоев рассматривает доклад Бера как информацию к размышлению в послекризисный период. Вполне очевидно: спрос на BI имеет ярко выраженную отраслевую специфику.