Бизнес и технологии

Технологии чересчур дороги

Руководители компаний развивающихся стран придают большое значение роли ИТ в эффективности работы компаний. Тем не менее многие из них считают, что высокие цены на технологии, а также нехватка квалифицированных кадров и слабая телекоммуникационная инфраструктура являются препятствиями на пути к эффективному использованию ИТ их компаниями. Опрос, проведенный агентством Economist Intelligence Unit (EIU), охватил страны БРИК (Россия, Бразилия, Индия, Китай), Латинской Америки, ОАЭ и Южной Африки. Согласно его результатам, 41% компаний, которые не располагают всеми необходимыми им технологиями, считают, что основная причина такого положения кроется в высоких ценах на ИТ. Прочими препятствиями на пути к эффективному использованию ИТ 45% респондентов назвали недостаточное развитие телекоммуникационных систем в своих странах, а 36% заявили, что испытывают проблемы с квалификацией ИТ-сотрудников. Интересно, что особенно положительно оценивают влияние ИТ на бизнес руководители бразильских, индийских и мексиканских компаний. Несмотря на всеобщее беспокойство по поводу недостаточной квалификации рабочей силы, 65% менеджеров рассчитывают, что в будущем они все-таки смогут нанять необходимый им персонал. В целом 39% полагают, что придется прибегнуть к найму иностранных сотрудников. Однако представители России, Бразилии и Индии в большинстве своем не разделяют этих взглядов.

Web 2.0 спасет BI?

Компании часто называют недостаточную квалификацию пользователей и отсутствие внутренней компетенции главным барьером, мешающим внедрению систем бизнес-аналитики. По данным Gartner, в большинстве компаний не более 20% пользователей пользуются средствами отчетности, аналитическими приложениями или самостоятельно способны составлять запросы. Гораздо чаще удовлетворение потребностей сотрудников в информации возлагается на и без того загруженные ИТ-департаменты или специальные команды экспертов-аналитиков. Процесс выполнения запроса может длиться долго, и за это время данные потеряют актуальность. Однако, как полагают в IDC, ситуация может радикально измениться с приходом в BI технологий Web 2.0. Благодаря удобному и привычному интерфейсу, а также новым схемам управления данными, число пользователей аналитических решений способно резко вырасти. Вполне естественной задачей ИТ-департамента тогда станет большая концентрация на обеспечении качества данных, а также интеграция данных из различных источников. Усилия именно в этом направлении способны принести максимальную пользу.

Рынок высоких технологий

Рост за счет «тяжелых» решений

Темпы роста российского рынка дисковых систем хранения данных в 2007 году превысили общемировые показатели. Как отмечают в IDC, объем российского рынка дисковых систем хранения данных в прошлом году вырос на 41% и составил 408 млн. долл., а показатели емкости поставленного оборудования почти удвоились. В группу крупнейших поставщиков вошли HP, EMC, IBM, Sun Microsystems и HDS. Российский рынок систем хранения данных далек от насыщения и темпы его роста намного превышают общемировые показатели. В значительной степени рост определяется спросом на внешние системы, на долю которых в 2007 году пришлось почти три четверти дохода от продаж систем хранения данных. Объем продаж внешних дисковых устройств превысил 344 млн. долл., что соответствует 72% общего объема рынка. Почти половину российского рынка внешних устройств хранения данных составляют корпоративные системы, и признаков того, что в ближайшем будущем эта тенденция изменится, не наблюдается. Сохранению тенденции способствует стабильный спрос со стороны крупных клиентов на системы хранения данных большой емкости, особенно это касается решений, использующих сети хранения данных (SAN). Кроме того, все больше предприятий малого и среднего бизнеса стали выделять системы хранения данных в качестве приоритетного направления ИТ-стратегии. В прошлом году они внесли заметный вклад в рост продаж средних и больших систем. По прогнозам IDC, рынок систем хранения данных в России в ближайшие пять лет будет расти в среднем на 22% ежегодно, главным образом за счет спроса на решения SAN среди корпоративных клиентов.

Управление

Кризис лучше переждать

По мере усугубления экономической ситуации «текучка» кадров среди ИТ-менеджеров высшего звена будет снижаться. Опрос, проведенный консалтинговым агентством Harvey Nash, показал, что 72% ИТ-руководителей находятся в активном поиске новой работы или, по крайней мере, благосклонно воспримут интерес к своей персоне со стороны рекрутинговой компании. Лишь незначительное количество (7%) опрошенных руководителей не рассматривает вариант смены работы. Более того, почти две трети опрошенных ожидают смены места работы уже в течение двух ближайших лет. Однако аналитики убеждены, что, несмотря на такой решительный настрой респондентов, реальная цифра текучести кадров среди ИТ-руководителей будет значительно ниже. По их мнению, с ухудшением экономического климата состояние нервозности среди ИТ-руководителей приведет к тому, что меньше сотрудников будут искать новые рабочие места. Низкая мобильность на рынке труда означает для работодателей относительную стабильность и говорит о меньшем количестве проблем, связанных с «текучкой» руководителей высшего звена. Низкая лояльность ИТ-руководителей, выраженная в активном поиске новой работы, во многом связана с невысоким уровнем удовлетворения от работы. Доля ИТ-руководителей, считающих, что работа не приносит им никакого удовлетворения, увеличилась с 17% в 2006 году до 25% в 2008 году.

Лидерство важнее знаний

При оценке кандидатов на менеджерские должности ИТ-руководители склонны придавать лидерским и политическим навыкам большее значение, чем техническим знаниям. Согласно исследованию, проведенному рекрутинговым агентством Hays IT, 54% работодателей испытывают дефицит ИТ-менеджеров, способных адекватно общаться с коллегами из бизнес-подразделений. Кроме того, 40% компаний отмечают, что проблему представляет нехватка руководителей, способных разработать ИТ-стратегию, соответствующую бизнес-целям организации. Разумеется, для должности ИТ-менеджера идеальным является сочетание технических навыков и необходимых личностных качеств. Однако 48% респондентов заявили, что готовы мириться с недостатком знаний, если увидят в человеке сильного лидера. Лишь 6% считают, что технические знания могут компенсировать недостаток менеджерских качеств.

ИТ обучаются управлению

Наиболее востребованным ИТ-навыком для европейских компаний является управление проектами. Как показал опрос, проведенный компанией Parity, в 64% компаний уже в ближайшее время намереваются отправить своих сотрудников на тренинги, посвященные этой дисциплине. Далее в списке наиболее популярных тренингов с большим отрывом следуют системный анализ и разработка приложений. Что характерно, лишь в трети компаний существует потребность в развитии персонала в области технических дисциплин. Как отмечают эксперты Parity, наибольшим спросом пользуются навыки ИТ-сотрудников, тесно связанные с достижением бизнес-результатов. При этом основной проблемой обучении остается нехватка времени. 67% ИТ-руководителей заявляет, что их персонал настолько занят, что время на тренинги будет выделить очень непросто. В сравнении с объективной причиной нехватки времени недостаточное финансирование обучения сотрудников воспринимается как сравнительно небольшая и решаемая проблема, хотя о ней и говорят в 39% компаний.

Техника безопасности

Безопасность — враг инноваций

Компании пытаются правильно сочетать инновации и эффективный опыт в ИТ-безопасности. При этом, естественно, инновации зачастую оказываются не в выигрышной позиции. По данным IDC, в 80% компаний риски, связанные с безопасностью, заставляют держаться подальше от экспериментов с новейшими технологиями. Несмотря на это, большинство руководителей компаний утверждают, что их службы ИТ-безопасности формально отвечают за свой вклад в рост бизнеса и развитие инноваций. С учетом того, что лишь половина из них пытается этот вклад измерять, у аналитиков возникает подозрение о несогласованности ожиданий топ-менеджмента и приоритетов ИТ-сотрудников.

Недорого, но рискованно

Использование средств информационной безопасности, поставляемых в рамках модели ПО как услуга, к 2013 году утроится. По данным Gartner, уже сейчас 20% рынка средств безопасности, таких как антиспам и антивирусы для электронной почты, предоставляются именно в качестве услуги. По мнению аналитиков, эти средства настолько эффективны, что к 2013 году их доля превысит 60%. И все же надо понимать, что использование модели SaaS в данном случае означает дополнительные риски. Недорогие и относительно простые решения могут привлекать пристальное внимание криминальных элементов. Например, такие средства шифрования гораздо легче взломать, а в других системах легче обнаружить уязвимость. В попытках финансовой выгоды злоумышленники обязательно будут этим пользоваться.

Пароли с побочным эффектом

В большинстве организаций доступ к конфиденциальным данным защищен лишь паролем. Более серьезные средства идентификации, такие как биометики, цифровые сертификаты и электронные ключи, пока не очень распространены. Как показало исследование, проведенное Aberdeen Group, в 52% компаний для доступа к информации, сколь бы секретной она ни была, требуется только сочетание «логин-пароль». Такое преобладание паролей в качестве главного средства защиты само по себе ни для кого не является секретом. Однако факт, что эта защита часто является единственной, должен настораживать хотя бы из-за того, что пользователи никогда не относились к паролям должным образом. Проблемы начинаются еще на уровне политики компании: в 64% компаний не требуют от пользователей периодической смены паролей, в 45% — позволяют использовать примитивные слова (например, «password»), а в 29% — нет требований относительно длины пароля. Попытки компаний разработать более жесткую политику использования паролей имеют ярко выраженные побочные эффекты. Например, по требованию служб безопасности пользователь может быть вынужден оперировать несколькими сложными паролями (их число может достигать шести). В этом случае ситуация только ухудшается, так как сотрудники обычно решают проблему, записывая все пароли на бумаге. Именно человеческий фактор при работе с паролями делает данную методику морально устаревшей и недопустимой в качестве основной при аутентификации пользователей.

ИТ-бюджеты

На безопасность готовы тратить больше

Отражая растущий контроль защиты конфиденциальной информации со стороны топ-менеджмента, увеличивается и часть ИТ-бюджета, которую руководство компаний готово тратить на безопасность. Как считают в Forrester, такая тенденция вызвана обеспокоенностью ставшими зачастую весьма «громкими» утечками данных. Другой причиной может служить и то, что ИТ-руководителям за последние несколько лет удалось «достучаться» до совета директоров и доказать, что безопасность заслуживает гораздо большего внимания. Перед компаниями стоит множество проблем: защита клиентской информации и корпоративной интеллектуальной собственности, а также разработка планов по поддержке непрерывности бизнеса. Кроме того, необходимо решить, имеет ли смысл объединять физическую безопасность с ИТ-безопасностью. Иногда объединение может быть полезно, а в других случаях способно породить большее количество проблем, чем решить. В 2008 году на безопасность выделено 10% операционной части ИТ-бюджета. Более того, 21% компаний ожидает дальнейшего увеличения расходов на безопасность в 2009 году.

Безопасность важнее экономики

В то время как ведущие аналитические агентства говорят об усугублении влияния на ИТ-бюджеты продолжающегося кризиса, существуют области, которых он практически не коснется. К ним относятся безопасность и управление эффективностью работы сетей. Более того, по данным компании NetQoS, расходы на эти технологии будут только расти. Практически ни одна из опрошенных организаций не планирует снижать бюджеты, направленные на эффективность работы сетевых решений, и лишь 15% говорят о сокращении инвестиций в безопасность. При этом о росте в обоих случаях заявили около половины респондентов. Другим сегментом ИТ, в рамках которого отмечается существенный рост, являются технологии виртуализации.