Российские предприятия сектора товаров народного потребления работают в условиях высокой конкуренции и вынуждены очень четко ориентироваться на потребности и нужды своих клиентов. Между тем многие из этих предприятий следует причислить к классическим малы

Алексей Сорокин, руководитель Центра внедрения бизнес-приложений компании «АйТи»:

Российские предприятия, производящие товары народного потребления, четко делятся на две неравные группы. В первую группу — она составляет около 80% рынка — входят предприятия, поглощенные крупными международными холдингами (например, «Лебедянский», купленный Pepsi). Сюда же можно отнести производителей, которые объединены в «неявные» холдинги без участия иностранных инвесторов. Все они ориентированы на западную модель ведения бизнеса. Это касается и отношения к ИТ: как правило, они активно вкладывают средства в ИТ-проекты и максимально автоматизируют управление производством.

Вторую немногочисленную группу составляют небольшие независимые региональные производители, которые с трудом конкурируют на рынке с известными холдингами. Особенно конкуренция обострилась в последние три-четыре года. Главной целью таких предприятий является максимальное сокращение издержек, и выделение значительных средств на ИТ просто невозможно. Это, естественно, отражается на темпах развития производства и конкурентоспособности предприятий. Они попадают в западню: снизить издержки без детального учета и планирования не могут, а значит, им необходимы современные ИТ-решения. Лишь единицы, понимая это, пытаются привлечь средства, чтобы инвестировать в ИТ.

Станислав Тарковский, руководитель отдела внедрения департамента торговых решений ИТ-холдинга «1-й Архитектор бизнеса»:

На рынке товаров народного потребления без автоматизации сегодня просто не выжить — тем более средним и малым предприятиям. Как это ни парадоксально, но именно малым и средним предприятиям, которым порой так трудно решиться на вложение средств в ИТ-проекты, без этой самой автоматизации очень легко вылететь с рынка, ведь у них просто меньше запас прочности. И чем больше приходит на рынок новых предприятий, в том числе зарубежных, за которыми и технологии, и понимание необходимости автоматизации бизнес-процессов, тем жестче конкуренция.

Невозможно выразить в цифрах, насколько при внедрении систем автоматизации растет конкурентоспособность, но что в этом случае увеличивается прибыль предприятия — это совершенно точно. Полагаю, что в каждой отрасли это разная прибыль: в производстве ее рост может быть на 3—5%, а в торговле и на все 20%. Автоматизация дает прежде всего возможность анализировать, а значит и корректно и оперативно планировать бизнес — это серьезное конкурентное преимущество. И, кстати, отечественный малый и средний бизнес сегодня прекрасно понимает: если не будет автоматизироваться, вылетит с рынка.

Думаю, что именно эта мысль является первопричиной того, что в последние годы заметно повысился спрос на внедрение систем автоматизации, в том числе в малых и средних отечественных предприятиях («середняки», конечно, активнее). Думаю, что такое повышение спроса происходит еще и благодаря увеличению возможностей имеющихся на рынке программных продуктов, а также потому, что выросли возможности самих компаний: сегодня они все чаще могут себе позволить вложиться в ИТ-проект, причем не в примитивную автоматизацию, вроде перевода бумажных носителей информации в электронные или работы в Excel, а в качественную систему автоматизации.

Алексей Масливец, руководитель практики Oracle Siebel CRM компании Sputnik Labs:

Конечно, большинство компаний сектора товаров народного потребления на российском рынке с отечественным капиталом являются средними и малыми, что, безусловно, отражается на конкурентоспособности. Но, несмотря на финансовые ограничения, эти компании все же развиваются по классической мировой схеме, используя новые технологии. Применяемые у нас технологии несколько отстают от новых, взятых на вооружение за рубежом, но это отставание компенсируется более агрессивными стратегиями и тактиками, поскольку, как известно из мирового опыта, крупные компании медленнее реагируют на изменения рынка, чем мелкие и гибкие.

Российские компании очень хорошо понимают свое место на рынке и стремятся увеличить свою долю. Для этого используют, в частности, программы лояльности, которые и за рубежом стали применяться относительно недавно. Примечательно, что компании с иностранным капиталом не спешили использовать на российском рынке западные технологии программ лояльности, пока ситуация в нашей стране не назрела. Сейчас все крупные компании с иностранным капиталом в той или иной степени используют проверенные методы повышения лояльности покупателей, которые в настоящее время невозможно реализовать без CRM-систем. От них не отстают и наши соотечественники, пытающиеся все-таки переломить ход событий в свою сторону, причем небезуспешно.

Как ожидается, через десять лет на нашем рынке в секторе товаров народного потребления будут практически на равных конкурировать отечественные компании и компании с иностранным капиталом. Это станет следствием агрессивного захвата новых сегментов рынка и быстрейшего изменения стратегий и политик отечественными компаниями по сравнению с компаниями с иностранным капиталом. Так что, несмотря на недостаточное финансирование инвестиционных проектов и снижение вследствие этого конкурентоспособности, перспективы у российских предприятий достаточно радужные.

Игорь Рубцов, первый заместитель департамента корпоративных проектов компании «Информконтакт»:

Конкурентоспособность всегда зависит от множества составляющих, и информационная система в данном случае является не определяющим фактором, а лишь инструментом, который при грамотном использовании поможет решить (именно поможет, а не решит) проблемы снижения издержек, расширения ассортимента и т.п. Ограниченность ресурсов очень часто заставляет небольшие и средние компании гораздо тщательнее и прагматичнее подходить к выбору ИТ-решений, выдвигая на первый план соотношение цены и функциональности выбираемого продукта, возможность сопровождения его собственными силами и оставляя позади имиджевые факторы. Сегодня на рынке есть немало решений, способных справиться с поставленными малым и средним бизнесом задачами, за разумные деньги.

Владимир Вертоградов, коммерческий директор компании «Норбит»:

На конкурентоспособности малых предприятий отражается в первую очередь тот факт, что далеко не все руководители понимают, какую роль должны играть информационные технологии в жизни современного предприятия. Связано это в первую очередь с тем, что топ-менеджмент таких предприятий не имеет опыта работы с современными системами и, как следствие, не понимает экономического смысла их использования. Нельзя сказать, что каждое такое предприятие экономически неэффективно — может быть и совсем наоборот. Но, скорее всего, применение адекватных размеру бизнеса и его стратегии развития информационных инструментов могло бы сделать бизнес еще более устойчивым и управляемым в операционном плане, а главное, дать возможность таким предприятиям расти. К сожалению, часто отсутствие информационного компонента в малом бизнесе приводит к тому, что предприятие либо уходит с рынка, либо покупается крупными игроками по низким ценам, так как не может конкурировать с ними по уровню организации бизнеса. Современные бизнес-технологии невозможны без соответствующих информационных систем.

Нам известен пример внедрения комплексной ERP-системы в компании, где работало всего девять сотрудников, включая водителя и секретаря. Убрав существенную часть рутинной работы и выстроив бизнес-процессы прозрачно и взаимоувязанно, компания обнаружила в себе большие возможности для роста. Через год в ней работало уже 60 человек и было открыто еще более 20 вакансий. Теперь узким местом компании стал уже набор персонала, но к этому моменту информационная система свою задачу выполнила — компания получила инструмент эффективного масштабирования своего бизнеса.

Есть и другая сторона этого вопроса — предприятия малого бизнеса считают, что по-настоящему нужные им решения чрезмерно дороги. Однако, не имея адекватного понимания возможностей ИТ и потенциальных результатов их использования, невозможно оценить, какая цена для них адекватна.

Валерий Воробьев, директор компании «АСАП Консалтинг»:

Конкурентоспособность компаний, производящих товары народного потребления, зависит не только от размеров и стоимости инвестиций, но и от эффективности их использования, уровня менеджмента, скорости принятия адекватных решений, темпов разработки и вывода на рынок новых продуктов, предоставления соответствующего сопутствующего сервиса и т.п. За счет этих дополнительных факторов конкурентоспособность российских компаний может быть сравнима с зарубежными. Однако отечественные компании почти не имеют права на ошибку и должны постоянно анализировать полученные показатели деятельности и находиться «в тонусе». Регулярное закрепление достижений по управляемости с использованием серьезного информационно-регламентного бизнес-инструмента позволит выйти нашим предприятиям в «зарубежную лигу».

Айдар Сафин, генеральный директор компании «Инфософт»:

Считаю, что конкурентоспособность представляет собой чрезвычайно сложное, многоуровневое и комплексное свойство применительно к любой компании. Уровень развития информационных систем и технологий управления ими, безусловно, является одним из параметров, определяющих это свойство, тем более что для сектора товаров народного потребления характерен довольно широкий ассортимент продукции и, соответственно, повышенные требования как к ее учету, так и к планированию продаж.

Объективности ради необходимо отметить, что информационные технологии, если рассматривать их с точки зрения вклада в способность компании конкурировать на рынке, скорее являются факторами второго или третьего порядка значимости.

Если же исходить из целесообразности и эффективности использования крупных комплексных информационных систем, то это действительно может оказаться слишком затратным и зачастую просто не рекомендуется. Сейчас на рынке информационных технологии имеются достойные предложения для предприятий малого и среднего бизнеса. Они менее затратны и более просты во внедрении и использовании.

Владимир Скородумов, директор направления «Ритейл» компании «Корус Консалтинг»:

Ограниченные возможности для инвестиций в ИТ-проекты, безусловно, отражаются на их конкуренто-
способности по сравнению с зарубежными компаниями. Эти ограничения скорее являются следствием низкой конкурентоспособности, а не причиной.

Зарубежные компании, работающие на территории России, имеют преимущества в виде опыта, выраженного в «откатанных» технологиях работы, а также в виде инвестиций, поступающих в необходимом для развития количестве от материнской компании. Российские компании малого и среднего бизнеса с такими компаниями сравнивать затруднительно. Те же отечественные компании, которые в состоянии конкурировать с зарубежными, как правило, имеют сравнимый с ними масштаб
деятельности на территории России и, как правило, идут по пути копирования опыта своих конкурентов, в том числе и в части внедрения ИТ.

Компании же, которые относятся к малому и среднему бизнесу, конкурируют и остаются на рынке по большей части за счет завоевания небольшой рыночной ниши, например, присутствуют в городах с населением до 100 тыс. жителей, куда еще не пришли компании федерального масштаба, либо нацелены на очень узкую целевую аудиторию, либо делают ставку на создание крайне доверительных отношений с клиентами.

Игорь Морозов, директор по продажам Orange Business Services в России и СНГ:

Наш опыт говорит о том, что крупные западные компании, производящие товары народного потребления, рассматривают вложения в телекоммуникации и ИТ как необходимые инвестиции, позволяющие использовать качественно новые инструменты для принятия решений и повысить конкурентоспособность. Они заинтересованы при этом в получении комплекса телекоммуникационных сервисов от единого поставщика, в том числе и аутсорсинге, что позволяет в конечном итоге сократить затраты. Конечно, каждая компания придерживается собственной стратегии, однако тенденция заключается в том, что предприятия в России строят виртуальные корпоративные сети, используют услуги по организации внутренней системы телефонии, конвергенции фиксированной и мобильной связи или сервисы видеоконференцсвязи. Подобные услуги интегрированных операторов связи дают возможность крупным и средним российским компаниям использовать все преимущества современных технологий для поддержки собственных бизнес-процессов без инвестиций в непрофильное оборудование.