Управление

Специалистам надо «расширяться»

Компании разворачивают сражение за специалистов по технологиям виртуализации и других высококлассных профессионалов для поддержки ЦОД. По данным Symantec, 86% ИТ-директоров пытаются найти квалифицированных сотрудников для своих информационных центров. При этом 52% утверждают, что в настоящее время их центр недоукомплектован персоналом. Не удовлетворяет и квалификация имеющихся сотрудников: 60% руководителей ЦОД сетуют, что навыки их специалистов слишком узки, а 57% — что навыки и вовсе не соответствуют потребностям центра. Впрочем, есть и хорошие новости: значительное количество ИТ-специалистов собираются получать дополнительное образование в области виртуализации, поскольку считают ее одним из наиболее востребованных направлений. Это способно несколько скрасить довольно мрачную картину, которую усугубляет рост ЦОД. Две трети опрошенных ИТ-менеджеров заявляют о росте информационных центров как минимум на 5% в год, а в 11% компаний наблюдается взрывной рост — более 20% в год.

Спрос есть, а кандидатов мало

Более двух третей компаний собираются в ближайшее время увеличивать штат ИТ-сотрудников, как показал опрос, проведенный американской редакцией Computerworld. Кроме того, 88% заявили о серьезном недостатке навыков у существующей команды. Таким образом, спрос на сотрудников есть, однако кандидатов на рынке не слишком много. 42% кадровых сотрудников отмечают серьезные сложности при заполнении вакансий внутри ИТ-отдела. Причина во многом кроется в самих потенциальных кандидатах: лишь 9% опрошенных ИТ-специалистов заявили, что активно ищут новую работу. 63% показали себя вполне лояльными работодателю и сказали, что вполне удовлетворены своей настоящей позицией. Оставшаяся прослойка, очевидно, является целевой аудиторией для кадровых агентств, занимающихся переманиванием персонала. Устойчивый спрос отмечается на ИТ-специалистов всех направлений, но есть позиции, которые в 2008 году будут особенно востребованы. Например, это руководитель проектов по разработке приложений и администратор средств коммуникаций. Навыки по разработке приложений уже давно являются весьма востребованными, а сотрудники с лидерскими качествами, способные возглавить команду разработчиков, ценны вдвойне. Спрос же на администраторов средств коммуникаций возник вследствие активного развития компаниями различных средств общения для поддержания тесной связи как внутри организации, так и с клиентами. Речь идет не только об электронной почте, но и о других каналах, в том числе с использованием мобильных устройств.

К новшествам не готовы

Две трети ИТ-менеджеров признают, что они не готовы работать в рамках, предусмотренных ITIL 3. Этот факт очень контрастирует с тем, что они признают ценность новой версии этой библиотеки для организации ИТ-процессов. Как показал опрос, проведенный ILX Group, 61% ИТ-руководителей говорит, что сертификация специалистов по ITIL и выстраивание соответствующим образом работы ИТ-служб могут обеспечить их компании серьезное бизнес-преимущество. Более 60% планируют внедрить ITIL 3, однако лишь 17% имеют какое-то представление о сроках начала этого процесса. Нет сомнений, что в большинстве компаний он начнется не скоро: только в 1% компаний собираются приступить к внедрению в ближайшие шесть месяцев. Основными барьерами для использования ITIL являются непонимание ее преимуществ руководством компаний, а также недостаток времени и средств на подготовку специалистов.

Рынок высоких технологий

Развитие в результате взаимодействия

Компании обладают огромными объемами данных, однако эти данные, как правило, доступны только на территории компании — с компьютеров, подключенных к intranet-сети. Кардинально изменить ситуацию могут бизнес-приложения, запускаемые с мобильных устройств. Как подчеркивают в ABI Research, все больше компаний теперь обеспечивают полномасштабную поддержку работы мобильных сотрудников. По прогнозам компании, за следующие пять лет рынок мобильных приложений вырастет более чем вдвое. Развитие линии мобильных решений происходит в результате взаимодействия двух сил: поставщики корпоративных приложений реализуют стратегию выхода на мобильный рынок, а заказчики, в свою очередь, требуют от них адекватных средств сбора данных и доступа к ним. Эти силы, зачастую действующие в различных направлениях, способны дать позитивный результат только из-за того, что в последнее время наблюдается значительный прогресс как в области самих устройств, так и в беспроводной связи. Особенно активно развиваются мобильные приложения в тех отраслях, где их необходимость очевидна: торговля, обслуживание, транспорт. Дополнительный рост рынку придает потребность в новом виде услуг — управлении мобильными устройствами.

КПК уходят в нишу

Объем поставок КПК снижается уже четвертый год подряд. По данным экспертов IDC, в третьем квартале 2007 года рынок в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 39%. Как и прежде, аналитики связывают падение продаж карманных компьютеров с растущей популярностью коммуникаторов и смартфонов. Однако при этом КПК продолжают занимать свою, хоть и относительно небольшую, нишу: они используются в рабочих целях мобильными сотрудниками различных компаний, а также по-прежнему востребованы на развивающихся рынках.

Бизнес и технологии

Неудовлетворенный спрос

С ростом использования различных видов виртуализации ИТ-менеджерам нужны адекватные инструменты управления этими ключевыми технологиями. 75% ИТ-менеджеров, опрошенных компанией ScienceLogic, отметили, что средства управления виртуализацией важны для их работы. При этом 39% применили формулировку «очень важны». Однако спрос на полнофункциональные решения в этой области остается неудовлетворенным. Лишь 35% респондентов сказали, что уже имеют средства для управления виртуализацией, и еще 48% собираются их приобрести в ближайший год. Другое исследование, проведенное компанией TheInfoPro, показало, что две трети ИТ-менеджеров рассматривают серверную виртуализацию как критически важную технологию для достижения бизнес-целей компании. 90% признают, что виртуальные сервера — это «платформа будущего» для корпоративной ИТ-инфраструктуры.

SaaS приобретают в обход ИТ

Три четверти систем, поставляемых в рамках модели «программное обеспечение как услуга» (software-as-a-service, SaaS), приобретается не ИТ-руководителями, а их коллегами из бизнес-подразделений. В Gartner советуют ИТ-менеджерам активнее участвовать в принятии решений о покупке таких приложений. «Хотите вы или нет, но SaaS придет в вашу организацию», — утверждают аналитики. По их мнению, главный стимул ухода от традиционных приложений — это низкая эффективность инвестиций в них. Огромная часть функциональности приобретенных корпоративных решений просто не используется компаниями. Похожая ситуация складывается и с лицензиями. Например, по данным Gartner, 65% лицензий Siebel, проданных до ее поглощения Oracle, никогда не использовались. В крупных организациях серверы редко используются больше, чем на 18%. Но самое большое негодование бизнес-пользователей вызывает то, что компания вынуждена тратить на внедрение и интеграцию решения сумму, в десять раз большую стоимости лицензий. Приложения SaaS призваны устранить эту дисгармонию.

Пользователи хотят быть мобильными

Компании, пытающиеся контролировать использование мобильных технологий, должны смириться с тем, что личные мобильные устройства обоснуются на столах пользователей. Хотят того ИТ-сотрудники или нет, но проникновение мобильных устройств в корпоративную инфраструктуру продолжится, считают аналитики Yankee Group. Пользователи, которые почувствовали преимущества мобильности, помогающие сочетать работу с личной жизнью, будут их использовать, несмотря ни на какие препоны со стороны компаний. Сопротивление ИТ можно понять: компании и без того тратят на поддержание инфраструктуры до 80% ИТ-бюджетов. На другие инновации просто не остается средств. Тем не менее, из проведенного Yankee Group исследования вытекает, что 45% сотрудников вынуждены хотя бы часть времени работать вне офиса. Приобретенные пользователями устройства отвечают их личным потребностям. Они зачастую эффективнее, а установленные на них приложения удобнее для пользователей, чем навязываемые компанией аналоги. Неудивительно, что даже на работе сотрудники будут пытаться пользоваться личными устройствами. При этом спрашивать разрешения ИТ-отдела считают нужным далеко не все: 68% пользователей полагают, что не хуже ИТ-специалистов справляются с настройкой устройств и установкой на них приложений. Еще 50% говорят, что используемые ими аппаратно-программные средства являются более «продвинутыми», чем те, которыми они вынуждены пользоваться на работе.

Отпугивают инвесторов

Корпоративные сайты отечественных компаний уже второй год подряд признаются худшими в Европе. По данным исследования, проведенного компанией Hallvarsson & Hallvarsson, ни одна из российских компаний даже не вошла в сотню. По мнению экспертов, на их Internet-страницах содержится минимум информации, которая может оказаться полезной для потенциальных инвесторов, аналитиков и других лиц, ищущих площадку для инвестиций. Кроме того, сайты российских компаний страдают от плохого английского языка. Судя по всему, их руководство пока не считает Internet ключевым инструментом коммуникаций. Между тем 90% респондентов назвали корпоративные сайты самым важным источником финансовой информации о компаниях, акции которых участвуют в торгах на биржах. Если компании хотят привлечь западный капитал, им придется заняться этим видом связи с внешним миром. Лучший результат среди российских компаний удалось продемонстрировать «Лукойлу», занявшему в рейтинге 105-е место.

Информации слишком много

Со взрывным ростом объемов корпоративной информации усиливается потребность как в управлении ею, так и в применении с пользой для бизнеса. Поэтому компаниям необходимы средства обработки, позволяющие привести ее к виду, удобному для принятия управленческих решений. Таким средством является бизнес-аналитика. 81% компаний, опрошенных IDC, отметили, что объем информации, необходимой для принятия управленческих решений, значительно вырос. Более того, наблюдается информационный «перегруз»: о явном избытке информации заявляют 75% респондентов. В то же время растут требования относительно времени доступа к необходимой информации. Примерно трети компаний информация необходима практически в режиме реального времени. Такая оперативная бизнес-аналитика становится все более востребованной. 46% опрошенных считают, что отсутствие доступа к системам BI в течение целого рабочего дня приведет к крайне негативным финансовым последствиям. Половина из этих наиболее зависимых от бизнес-аналитики сотрудников еще категоричнее: они допускают простой системы не более чем на один час. Другой важной частью принятия решений становится доступ к неструктурированной информации — электронным сообщениям, документам и изображениям. В автоматизации этой области еще непочатый край работы: две трети компаний не имеют альтернативы ручному доступу к такой информации.

Сколько стоят ваши ИТ?

Бизнес-руководству следует уделять больше внимания своим нематериальным активам, каковыми являются используемые компаниями бизнес-приложения. Безусловно, активы должны использоваться для создания прибыли, а не только для сокращения издержек, считают эксперты бизнес-школы INSEAD. Однако для этого надо осознавать хотя бы их масштаб и возможности. Как показало исследование, 60% директоров даже приблизительно не могут оценить размер активов, используемых ИТ-приложений. При этом 77% руководителей признают, что используемые решения важны или очень важны для реализации бизнес-стратегии их компаний. Но еще интереснее, что 29% ИТ-директоров и финансовых директоров не знают, какова стоимость владения ИТ-активами (например, какую сумму они тратят ежегодно на их поддержку). Предстоит им совершенствоваться и в ораторских навыках: лишь 10% из них добились отличных результатов, описывая выгоду от использования ИТ-решений на совете директоров.

От стандарта не отказываются

Главным конкурентом операционной системы Windows Vista является не продукция других разработчиков, а ее предшественница — Windows XP. Как утверждают в Forrester, для многих компаний проблема заключается в том, что они успешно стандартизовали свою платформу, и теперь не хотят отказываться от достигнутых результатов. По данным опросов, с начала 2008 года доля компаний, начинающих использовать Windows Vista, достигнет 32%. Еще 17% планируют начать переход в 2009 или 2010 году. Примерно половина компаний настроены более чем скептически и не планируют менять платформу. Есть и другая сторона медали: в настоящий момент 84% рабочих станций в европейских и американских компаниях работает именно на Windows XP, тогда как в прошлом году их было гораздо меньше — 67%. Таким образом, несмотря на выпуск новой операционной системы, использование ее предшественницы существенно возросло.

Виртуализация — не только для сисадминов

Растущая популярность виртуализации и увеличивающиеся усилия, которые компании вкладывают в эту технологию, подтверждают актуальность объективной оценки эффективности вложенных средств. Собственно, в данном случае подход не должен отличаться
от любого другого ИТ-проекта. Как минимум, ИТ-руководителям доступно сравнение своей организации с ИТ-департаментами аналогичных компаний. Как утверждают в IDC, настал момент, когда управление виртуальной инфраструктурой должно войти в число приоритетов. Особенно это касается бюджета и персонала — виртуализации необходимо особое внимание. Пока лишь в 15% ИТ-департаментов с этой целью создана специальная команда, объединяющая экспертов из различных областей ИТ. В остальных компаниях группа сотрудников, отвечающих за использование виртуализации, действует в рамках ЦОД и состоит из системных администраторов. Аналитики подчеркивают, что на сегодняшний день большинству компаний не хватает стратегического взгляда на виртуализацию.

Техника безопасности

Кто отвечает за данные?

Главную проблему при управлении конфиденциальной информацией и ее последующей защите представляет недостаточная слаженность работы структур, за это отвечающих. По данным Ponemon Institute, особенно заметно отсутствие требуемого взаимодействия в крупных структурах. Зачастую это происходит из-за разной трактовки своей роли в обеспечении безопасности. Что, по сути, указывает на существование проблем с бизнес-процессами в этой области. Опрос показал явный разрыв во взглядах ИТ- и бизнес-сотрудников. Например, лишь 30% опрошенных работников маркетинговых служб отметили, что перед сбором и использованием информации о клиентах консультируются со специалистами по ИТ-безопасности. В то же самое время 80% специалистов по ИТ-безопасности заявили, что принимают участие в таких процессах. Примерно такая же картина наблюдается и в области политики защиты информации, а также ее скоординированности с бизнес-целями. Маркетинговые работники нанесли и еще один коварный удар: лишь 20% из них считают, что ИТ-сотрудники играют главную роль в защите информации.

Что защищать?

Говоря об инвестициях в ИТ-безопасность, руководители компаний, как правило, упоминают о снижении общих рисков, а также соответствии регулятивным требованиям и корпоративным политикам. При этом многие из них не знают, какая информация требует особой защиты, а большинство не в курсе, какова может быть цена утечки. Согласно опросу, проведенному ассоциацией AIIM, 28% руководителей не знают, какая часть корпоративной информации нуждается в особой опеке. Еще 40% затруднились ответить, получал ли кто-нибудь за последние два года несанкционированный доступ к корпоративной информации. Это означает нежелание первых лиц компании уделять время вопросам безопасности. С финансовыми средствами на безопасность они расстаются охотнее, однако без серьезного анализа защищаемых объектов велик риск неэффективного использования выделенных ресурсов. 75% тех компаний, которые пытались оценить финансовую эффективность вложений в безопасность, заявили, что желаемых результатов достичь не удалось.

Тенденции и комментарии

Дешевое не всегда дешево

По наблюдениям аналитиков, на отечественном рынке программного обеспечения наблюдается ряд положительных тенденций. В первую очередь это касается отказа организаций от использования нелицензионных продуктов. Еще раз подтвердило данные наблюдения исследование IDC, направленное на оценку ситуации с использованием нелицензионных продуктов компании Microsoft (очевидно, речь идет как об операционных системах, так и об офисных приложениях). Вполне естественным является вопрос, что именно заставляет компании переходить на лицензионное ПО, какие факторы являются определяющими. Как выяснилось, для большинства бизнес-руководителей ключевой риск представляют юридические последствия: 44% считают такие риски критическими, а еще 35% — очень значимыми. И хотя ни одна компания за прошедший год реально не столкнулась с проверками правоохранительных органов, понять их можно: конфискация практически всего аппаратного обеспечения на неопределенный срок крайне негативно влияет на бизнес. Затем в списке рисков следуют проблемы аудита и сертификации — 36%. Это относительно новый фактор, и его показатель постоянно растет, поскольку все большее число компаний желают соответствовать мировым стандартам. Тройку лидеров замыкает потеря репутации — ее боятся 20% руководителей.

«Выход юридических рисков на первый план свидетельствует о кардинальном изменении ситуации», — говорит Сергей Алпатов, руководитель отдела российского офиса Microsoft по продвижению лицензионного ПО. Еще два года назад этот вид рисков не имел для руководства компаний сколько-нибудь серьезного значения. Резкий рост их важности говорит о том, что Россия быстро движется в сторону правового государства. Фактор «потеря репутации» также сделал значительный скачок, ранее руководители не видели ничего предосудительного в использовании «пиратских» продуктов с точки зрения имиджа. Очевидно, компании уходят от практики поголовного использования нелицензионных продуктов. По словам Алпатова, спрос корпоративного сектора на лицензионное программное обеспечение ощутимо растет, а у заказчиков возникает много вопросов относительно процесса легализации, что, безусловно, является здоровой тенденцией.

Кроме того, в ходе исследования аналитики IDC сравнили риски, наблюдающиеся в компаниях с высоким и низким уровнем использования нелицензионного ПО. В первую категорию попали компании, в которых более 80% лицензий используется нелегально, а во вторую — те, в которых легальным является более 80% лицензий. Как выяснилось, риски компаний (а также их финансовые последствия) напрямую перекликаются с практикой использования нелицензионного ПО. О причинно-следственной связи в этой ситуации говорить сложно (например, существуют не вошедшие в рамки исследования факторы уровня корпоративной культуры и развития ИТ-отдела), однако общая картина ясна.

Сбои отдельных компьютеров, снижающие производительность сотрудников, у «неблагополучных» компаний происходят втрое чаще. Примерно та же пропорция сохраняется в отношении критических сбоев системы, ведущих к остановке ключевых бизнес-процессов. Характерно, что последствия сбоев у компаний с высоким уровнем нелегального ПО также значительно выше. Очевидно, это связано со временем восстановления системы после кризисных ситуаций.

«Руководители компаний неверно оценивают стоимость владения программным обеспечением», — констатирует Алпатов. Если стоимость самого лицензионного ПО действительно в несколько раз выше, то рассуждения о дороговизне пользования лицензионными продуктами с вызывают сомнения. В силу каких-то причин бизнес-руководители считают более высокими затраты на установку, обновление и техническую поддержку лицензионного ПО, а также на обучение работе с ним пользователей и ИТ-персонала. Это заблуждение, и на самом деле наблюдается противоположная картина. А если добавить к стоимости владения нелицензионными продуктами финансовые последствия вышеупомянутых системных сбоев, то экономическая выгода их использования становится сомнительной. В любом случае производителям программного обеспечения имеет смысл проводить разъяснительную работу.

Причина провалов — в ментальности

Компании увеличивают инвестиции в CRM-решения. По данным AMR Research, в 2008 году рынок CRM вырастет на 16%. При этом, как предсказывалось и другими аналитиками, наибольший рост — 22% — будет наблюдаться в сегменте компаний среднего бизнеса. Продолжает пользоваться спросом на рынке CRM модель SaaS. Помимо сокращения сроков внедрения и финансовой привлекательности, она придает компаниям большую динамику в плане применения новых версий систем. Например, 65% компаний обновляют версии используемых решений раз в год, а 25% — еще чаще.

Вместе с тем имеется и ряд проблем. Процент неудачных внедрений CRM продолжает оставаться крайне высоким. По данным 2007 года, успеха не достигают 29% проектов (в прошлом году в AMR Research говорили о 31%). Примерно в половине случаев это происходит из-за неприятия системы пользователями. CRM-система как никакая другая подвержена влиянию человеческого фактора, полагают аналитики. Именно поэтому к ней должны предъявляться повышенные требования с точки зрения эргономики. Другим важнейшим фактором является грамотная реклама проекта среди будущих пользователей. Она позволяет сформировать у них правильные ожидания относительно внедряемого решения и минимизировать негативные настроения.

«Основная причина провалов проектов — не только в ментальности, но еще и в организационной неготовности к использованию CRM-системы», — говорит Станислав Павлюк, директор департамента CRM-систем компании «АйТи». Как правило, проблема заключается в отсутствии у заказчика необходимых управленческих установок, четкой бизнес-стратегии с фокусировкой на развитие работы с клиентами, а на операционном уровне — бизнес-модели с процессами, контрольными показателями и схемами мотивации персонала.

Тем не менее, нельзя отрицать, что человеческий фактор имеет огромное значение при внедрении CRM, признает Павлюк. Если сотрудники компании не готовы к внедрению, не желают менять свои методы работы, если им неудобно пользоваться системой или они вообще не понимают, зачем она нужна, — проект не будет успешным. В силу этого очень важно правильно мотивировать сотрудников на работу с CRM-системой, объяснить цели и задачи проекта, все преимущества новой бизнес-модели, тщательно организовать процесс обучения. Формального подхода зачастую недостаточно, необходимо учитывать психологию и мотивацию персонала. С ключевыми сотрудниками, которые влияют на мнение остальных, руководителю стоит провести индивидуальную работу.

Причиной неудачного внедрения CRM-системы может стать и отсутствие ее интеграции с другими информационными системами. Функциональность CRM, которая не имеет обмена данными с учетно-управленческой системой, системой электронной коммерции, электронной почтой и телефонией, может оказаться недостаточной для повышения эффективности работы с клиентами. Поэтому важно сформировать единую структуру данных (глоссарий терминов, справочники, рубрикаторы, форматы документов) и сквозную логику работы сотрудников в разных системах — именно в этом залог успешной интеграции.

Вынужденный шаг

IBM заключила соглашение о покупке разработчика бизнес-приложений Cognos. Эксперты отмечают, что IBM не обладает полноценной линейкой бизнес-приложений и не будет всерьез конкурировать с SAP и Oracle, недавно также усилившими свои позиции в области BI благодаря поглощению ведущих игроков этого рынка. Напомним, что в марте Oracle приобрела Hyperion Solutions, в октябре SAP купила Business Objects. Таким образом, синергетического эффекта IBM от покупки Cognos вряд ли добьется. Гораздо сильнее слияние должно беспокоить Hewlett-Packard, которая также развивает в своих решениях платформу бизнес-интеллекта и хранилищ данных.

Шаг, на который пошли в IBM, предпринят в первую очередь из соображений защиты, полагают аналитики Wohl Associates. Компания ориентировалась на конкурентов, которые постоянно наращивали свои компетенции в области бизнес-аналитики. IBM имела партнерские отношения и с Hyperion, и с Business Objects, и с Cognos. После приобретения первых двух компаний у нее не осталось другого выбора.

Аналитики ожидают и появления интеграционных проблем. В Nucleus Research указывают на проблемы, возникшие у Oracle. Слияние выглядит легко только на бумаге. Интеграция продуктов с целью предоставления клиентам действительно ценного предложения является нетривиальной задачей.

Как напоминают в Forrester, на рынке BI не осталось ни одного крупного самостоятельного вендора. Гиганты, поглотившие их, тратят огромные усилия на их интеграцию, что оставляет им мало времени на развитие приобретенных продуктов. Это дает шанс оставшимся на рынке BI-вендорам «средней руки» — SAS, Microstrategy, Information Builders и др. — обогнать поглощенных конкурентов по инновациям.

«Cognos и IBM не имеют конкурирующих между собой программных продуктов, поэтому не потребуется тратить время на болезненную интеграцию и замещение имеющихся систем», — считает Сергей Карпуничев, директор по работе информационно-аналитических систем компании Columbus IT, ведущего партнера Cognos. Поможет и то, что обе компании имеют схожую BI-стратегию и поддерживают работу в гетерогенных информационных средах. Карпуничев полагает, что грядущие перемены не изменят продуктовой стратегии Columbus IT и сложившейся сегментации клиентов, а дополнят ее.

Ведущий рубрики Николай Смирнов

Языком цифр

Пользователь хуже хакера

ИТ-менеджерам гораздо больше проблем доставляет поведение пользователей, чем атаки хакеров. Согласно исследованию компании Websense, наиболее проблематичной частью работы ИТ-менеджеров является именно управление сетевой активностью пользователей. Лишь за этим следуют традиционные проблемы с недостаточным финансированием и нехваткой внимания первых лиц к вопросам безопасности. В большинстве организаций главной внешней угрозой, направленной на пользователей, считают фишинг, далее с незначительным отрывом идут шпионское ПО и средства обмена сообщениями. Сами конечные пользователи полагают: худшее, что может случиться по их вине, — это утечка данных о банковских счетах и номера кредитных карт. Попадание в руки злоумышленников прочей корпоративной информации ими расценивается как гораздо меньший вред. Многие из пользователей осознают, что их действия могут иметь самые печальные последствия: 74% считают, что их уволят за утечку секретных документов, просмотр порнографии и занесение в корпоративную сеть вирусов.

Open Source набирает популярность

Компании все чаще обращаются к решениям с открытым кодом, хотя вопросы безопасности и поддержки и являются в этом случае очень болезненными. Опрос, проведенный Unisphere, показал, что доля крупных предприятий, в которых приложения на открытых кодах составляют большинство, за 2007 год выросла с 9 до 13%. Среди мелких компаний она еще выше — 24%. Судя по настроению опрошенных, эта тенденция продолжится. В 53% компаний ожидают, что использование средств open source увеличится, и лишь 2% заявили о свертывании этих инициатив. При этом 54% признают, что поддержка решений при применении open source не идет ни в какое сравнение с поддержкой коммерческих продуктов. В большинстве случаев к использованию открытых кодов подталкивают финансовые соображения. 67% компаний заявили о своем стремлении сократить таким образом издержки, а еще 28% — о желании сохранить независимость от вендора. При выборе средств разработки подавляющее число предпочитают MySQL, его используют в 74% компаний. Далее с большим отрывом следуют Oracle Express (33%) и PostgreSQL (20%).

В аутсорсинг верят

Несмотря на утверждения некоторых аналитиков о том, что использование аутсорсинга в ближайшее время снизится (особенно пессимистичные прогнозы выдаются в части офшоринга), ИТ-директора настроены более оптимистично. По данным редакции CIO Magazine, почти половина из них в 2008 году собирается отдавать профессиональным поставщикам услуг до 10% ИТ-функций. Число же руководителей, полностью отрицающих аутсорсинг, снизилось до 9%.


Работу берут на дом

Треть сотрудников хранит корпоративные данные на съемных носителях, несмотря на то, что таким образом подвергают информацию дополнительным рискам. Согласно исследованию Dynamic Market, половина сотрудников хранит рабочие данные в нескольких местах, причем многие из них в числе прочего используют для хранения флэш-диски. Еще 14% сохраняют рабочую информацию на ноутбуки, а 9% — на личные ПК; далее следуют съемные жесткие диски, КПК и смартфоны. Между тем именно украденные ноутбуки и прочие портативные устройства были причинами недавней серии «громких» утечек данных, напоминают аналитики. По их мнению, даже с учетом лавинообразного роста использования мобильных устройств, полученные цифры слишком велики.

Гибкий график при большей зарплате

ИТ-сотрудники, работающие по контракту, ценят преимущества свободного графика работы выше финансового фактора. Согласно исследованию Giant Group 37% контрактников сказали, что возможности для личной жизни и гибкий график стали главным фактором, которым они руководствовались при выборе такой модели работы. Значительно меньшее количество опрошенных говорит о том, что по контракту они больше зарабатывают, а также существенно снижают налоговые выплаты. Примерно 15% утверждают, что им нравится более широкий спектр работ, чем у штатных ИТ-сотрудников. Разнообразие выполняемой работы само по себе не расценивается как значительное преимущество, однако является средством расширения кругозора сотрудников и обретения дополнительных навыков. Это зачастую означает, что контрактники значительно опережают по подготовке штатных ИТ-специалистов, особенно в новейших технологиях. 57% контрактников считают, что имеют большую свободу действий и лишь 15% считают себя более ограниченными в методах работы.


ТРИ ВОПРОСА

Велики ли наши риски?

Олег Седов

Представительство корпорации Microsoft в России и СНГ и аналитическая компания IDC объявили результаты исследования «Понимание рисков и затрат компании, связанных с использованием нелицензионного ПО». В ходе исследования IDC опросила 504 представителей предприятий, принимающих технологические решения, и 58 — принимающих бизнес-решения. Опрос проводился в пяти федеральных округах РФ: Центральном, Северо-западном, Южном, Сибирском и Уральском. Компании, включенные в опрос, располагают парком от 10 до 250 персональных компьютеров. Один из главных выводов исследования следующий: степень наступления различных рисков, которым подвергают себя компании, пропорциональна уровню использования нелицензионного ПО. Прокомментировать итоги исследования мы попросили Тимура Фарукшина, менеджера по консалтингу компании IDC.

Согласно результатам исследования, компании с высоким уровнем использования нелицензионного ПО несут дополнительные затраты. Какие именно?

По данным IDC, реальные финансовые потери вызваны тремя наиболее распространенными проблемами, связанными с использованием нелицензионного ПО: критическими сбоями систем, мелкими сбоями систем и непредвиденными расходами на программное обеспечение. И дело не только в том, что компании с высоким уровнем использования нелицензионного ПО чаще сталкиваются с различными техническими проблемами, но и в том, что ущерб от них оказывается выше, чем для компаний с низким уровнем использования нелицензионного ПО.

Компаниям с низким уровнем пиратского ПО каждый критический сбой системы в среднем обходится немного дороже
6 тыс. долл., тогда как у компаний с высоким уровнем превышает 12 тыс. долл. Различие непредвиденных расходов на ПО еще значительнее: 3,6 тыс. долл. у первых против 8,6 тыс. долл. у вторых.

Наибольшие финансовые потери приносят мелкие сбои пользовательских компьютеров. По данным опроса, компания среднего размера с низким уровнем использования нелицензионного ПО из-за этого теряет ежегодно в среднем немногим более 8 тыс. долл., а компания с высоким уровнем — свыше 37 тыс. долл.

Исследование показало, что почти 80% российских компаний оценивают юридические риски, которые влекут за собой нарушение деятельности в результате проверок со стороны властей, как «высокие» и «очень высокие», однако никто из опрошенных реально не испытал эти риски на себе. Как вы это объясняете?

Реальных дел было заведено несколько сотен, но, если учесть, что в стране больше миллиона компаний, вероятность наступления юридических рисков пока не столь высока. В то же время этой теме и этим событиям уделялось очень много внимания (в первую очередь интерес к ней подогрет в прессе), в результате пользователи отнеслись к проблеме очень серьезно.

Вопрос даже не в том, насколько вероятно наступление этого риска в отдельно взятой компании, а в том, что если ситуация, связанная с этим риском, наступит, то последствия для бизнеса будут очень серьезные. Представители предприятий понимают, что рано или поздно эти юридические риски могут коснуться многих, и это является весомым мотивом для перехода на лицензионные программы. (Кстати, по оценкам IDC, рынок ПО в России в 2007 году вырос примерно на 35—40%.) Однако нельзя говорить, что на легальное ПО переходят только из-за юридических рисков. Не в последнюю очередь оказывают влияние экономические причины — у компаний появилось больше денег и, соответственно, выросли ИТ-бюджеты.

Насколько, по вашему мнению, переход на платформы свободного ПО (например, Linux) освобождает компании от подобных юридических и экономических угроз?

Я не уверен, что это освобождает от юридических угроз, поскольку использование бесплатной лицензии на тот же Linux может противоречить некоторым пунктам российского законодательства. Другими словами, просто взять Linux, установить и работать с ним недостаточно для освобождения от юридических обязательств. Нужно оформить у одного из официальных представителей лицензию, как подписку на обновление версий и другие услуги. В таком виде это должно как-то решать проблему.

Что же касается экономических угроз, то дело не в легальном или пиратском ПО. Они, скорее, выступают в качестве показателя, характеризующего уровень развития компании в целом, а также уровень зрелости ее процессов, касающихся ИТ, информационной безопасности и закупок технологий.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Сети знаний

КОНСТАНТИН ПОЛЯКОВ

Требования современного рынка заставляют руководителей предприятий обращать все большее внимание на анализ неструктурированных данных, поступающих из самых неожиданных источников. Именно на его основе принимаются наиболее результативные и, как правило, неожиданные для конкурентов управленческие решения. Все более актуальной становится организация ИТ-поддержки этой деятельности, концептуальной основой которой являются социальные сети. На прошедшей недавно конференции Oracle OpenWorld в Сан-Франциско эта тема была одной из ведущих.

В основе социальных сетей лежит представление сообществ (например, коллективов предприятий) в виде графов, где в узлах расположены субъекты сообщества, а ребра отображают связи между ними. Интерес к этому понятию в контексте управления предприятием определяется наличием в социальных сетях слабых связей (то есть связей, не регламентируемых служебной иерархией, таких, как тесные личные контакты и т.д.). Наиболее адекватная модель подобных связей, основанная на теории вероятностей, была предложена Анатолием Рапопортом в 1957 году.

В большинстве случаев эти связи возникают случайным образом для удовлетворения потребностей в получении дополнительной информации. Оказалось, что такие связи значительно полезнее для получения этой информации, чем сильные, регламентированные связи. Последние можно сравнить с коллективным чтением должностной инструкции: по прошествии некоторого времени участники этого общения перестают получать новую информацию и принимают участие в нем из других соображений. Иное дело слабые связи.

Примером их могут служить многочисленные тематические форумы профессионалов, где можно найти ответ на интересующий вопрос у совершенно незнакомых людей. Насколько решение будет правильным? При открытом обсуждении проблемы срабатывает своеобразный механизм самопроверки, когда предлагаемый вариант корректируется другими участниками общения, также, скорее всего, не знакомыми ранее. Ситуацию можно сравнить с тем, как муравьи совместно перемещают предметы значительно тяжелее собственного веса. Ученые обнаружили, что каждый тянет в свою сторону, но равнодействующая всех сил ориентирована верно.

Конечно, в таком варианте обмена информацией есть и отрицательные стороны. Для практической деятельности серьезную опасность представляет диффузия информации, которая выражается в распространении недоказанных суждений и оценок тех или иных событий (это явление получило название rumour). Сильные связи этому препятствуют.

Разумным является сочетание обоих видов связей: сильные связи обеспечивают спасительную инерцию, а слабые гарантируют развитие.

Конечно, это инструмент необходим не всем. Известно, что четкость бизнес-правил убывает с ростом уровня управления. Как утверждал бывший глава российского подразделения Columbus IT Федор Петренко, линейному менеджеру нижнего уровня в 70% случаев думать просто вредно — в противном случае эффективность его работы заметно снижается. Но как только речь заходит о среднем и высшем управленческом звене, востребованность неформализованного общения в служебных целях резко возрастает. И здесь, безусловно, выиграет та организация, которая сможет организовать наиболее благоприятную среду для его формирования. Сотрудники, которые смогли наладить наибольшее количество слабых связей со своими коллегами и представителями других организаций, будут приносить предприятию больше пользы, чем необщительные аналитики с высокой квалификацией.

Технологической основой современной ИТ-поддержки социальных сетей является концепция Enterprise 2.0 (Andrew P. McAfee. Enterprise 2.0: The Dawn of Emergent Collaboration, MIT Sloan Management Review. Spring 2006, Vol. 47, No.3). Она представляет собой подмножество концепции Web 2.0, объединяя те ее технологии, которые способствуют возникновению слабых связей. Конкретным воплощением ИТ-поддержки социальных сетей являются форумы, чаты, блоги, энциклопедии, организованные с помощью Web-технологий (wiki), и т.д., организовать которые на современной уровне технологий не представляет труда. Значительно сложнее приучить сотрудников пользоваться этими инструментами для решения своих задач.

Результатами перехода на Enterprise 2.0 становятся легкость использования инноваций и отсутствие жестких схем их эксплуатации, существенно ограничивающих инициативу пользователей. И все же не следует чрезмерно увлекаться социальными сетями в практике управления предприятием. Они помогают решать вполне определенные задачи и оказываются результативными только в сочетании с другими приемами. Следует помнить, что, в частности, при использовании социальных сетей полностью игнорируются индивидуальные особенности участников сети, и их поведение рассматривается как обусловленное структурой сети.