Компания ЛИВИЗ отказалась от старых приложений в пользу тиражируемых продуктов

егодня основные тенденции в сфере производства крепких алкогольных напитков напрямую связаны с социально-экономической ситуацией в стране. В последние годы в России сформировалась заметная платежеспособная группа населения, чьи растущие запросы стало экономически выгодно обслуживать. Соответственно, среди торговых предприятий выросла доля дорогих супермаркетов, оптовые рынки постепенно вытесняются хорошо организованными магазинами эконом-класса. Эта тенденция не могла не отразиться и на повышении спроса на высококачественный алкоголь. Он стал неотъемлемым атрибутом имиджа, показателем достатка и высокого статуса. Если раньше при выборе алкогольных напитков потребитель руководствовался прежде всего их ценой, зачастую не имея возможности купить желаемое и покупая доступное, то сейчас ситуация изменилась. Постепенно формируется культура потребления спиртного у платежеспособных покупателей. Они все чаще отдают предпочтение качественному продукту проверенного и хорошо зарекомендовавшего себя производителя. Спрос рождает предложение, и, как следствие, увеличивается доля алкоголя класса premium и high-premium. Premium-сегмент в сфере алкогольной продукции возник на отечественном рынке несколько лет назад. Водка этого класса красиво оформлена и производится из улучшенного спирта класса люкс (а не экстра, как большинство марок), проходит больше стадий очистки и предназначена для потребителей с уровнем достатка выше среднего.

Как отмечают многие специалисты, развитие класса premium в сфере алкогольных напитков в настоящее время наиболее перспективное направление, поэтому внимание к нему крупных производителей закономерно и отвечает ситуации на рынке.

Особенности отрасли

ЗАО «ЛИВИЗ» (Санкт-Петербург), входящий в группу компаний «ЛИВИЗ», — одно из крупнейших предприятий северо-запада России и одно из старейших российских производителей алкогольной продукции. На данный момент основным стратегическим направлением деятельности группы является развитие и продвижение premium-сегмента. Технологии постоянно совершенствуются, расширяется ассортиментный ряд, устанавливаются новые линии, улучшается система защиты продукции от подделок.

Ситуация на рынке алкоголя в Северо-Западном регионе выглядит следующим образом. Из всей водки, производимой в Санкт-Петербурге, около 50% выпускает ЗАО «ЛИВИЗ» и около 35% — компания «Ладога». Также можно выделить ЗАО «Веда» (Ленинградская область) и московские предприятия: ОАО «Кристалл» — крупнейший в России производитель алкоголя, поддерживающий высокие продажи за счет качества продукции и высокой узнаваемости брэнда, и СПИ РВК — сильный конкурент в сегменте low-premium.

Усиление конкуренции в отрасли и задача снижения себестоимости при стабильно высоком качестве готовой продукции приводят к необходимости принимать своевременные управленческие решения. Основой для них служат данные, получаемые непосредственно с помощью информационных технологий. При этом существуют довольно жесткие требования по актуальности, достоверности, оперативности и форме представления данных. Со стороны служб государственного контроля требования продиктованы необходимостью обязательного декларирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в 10-дневный срок (а по некоторым отчетным формам и в трехдневный срок) после окончания отчетного периода. Кроме того, в организациях, производящих алкогольную продукцию, действуют постоянные налоговые посты, информирующие различные государственные органы о производстве и движении алкогольной продукции. С точки зрения руководства предприятия, требования продиктованы необходимостью получения оперативных и точных сведений о производстве и остатках сырья, материалов и готовой продукции для планирования основной производственной деятельности. В связи с этим степень важности ИТ в алкогольной отрасли можно оценить как крайне высокую.

На заре автоматизации

Автоматизация ЗАО «ЛИВИЗ» началась в 1990 году, когда была создана первая локальная сеть предприятия и заключен договор с одесским институтом «Пищепромавтоматика» на создание автоматизированных рабочих мест в отделе сбыта и отпускном цехе. Результатом этой работы стало внедрение в 1992 году первой прикладной программы под названием «Автоматизированная система учета тары и выпуска готовой продукции». С конца 1992 года заводской отдел автоматизации систем управления производством начал разработку собственных специализированных программ. В качестве СУБД и среды разработки использовался Clipper 5.01. В 1994 году было разработано и внедрено автоматизированное рабочее место — «Склад готовых изделий». Затем появились новые версии «Склад-тара» и «Учет выпуска готовой продукции». Наконец, в 1995 году был запущен «Сетевой склад готовых изделий». К середине 90-х годов в различных цехах и отделах завода накопилась масса разрозненных пакетов прикладного программного обеспечения, реализованных на Clipper, Clarion, Pascal и т. д. Многократный ввод первичных данных в не связанные между собой базы зачастую приводил к ошибкам. Отсутствие единого информационного центра не позволяло получать агрегирующую отчетность «верхнего» уровня, и руководство не имело автоматизированного доступа к информации с мест.

Описанные проблемы привели к необходимости построения современной территориально распределенной локальной сети, стабильно работающей в условиях действующего производства, и перехода на ее основе от лоскутной автоматизации к комплексной интегрированной системе управления предприятием.

Жесткого толчка, побудившего предприятие начать проект, не было. По результатам анализа ИТ-инфраструктуры была разработана определенная стратегия развития, которую начали планомерно проводить в жизнь. Проект можно считать эволюционным с точки зрения как применения новых информационных технологий, так и повышения квалификации бизнес-пользователей.

«ИТ-служба нашего предприятия никогда не была в такой ситуации, чтобы разработанные нами решения из-за морального устаревания, каких-то сбоев и ограничений становились узким местом функционирования всего бизнеса», — уверен Александр Клечиков, начальник отдела информационного обеспечения ЗАО «ЛИВИЗ».

ИТ-отделу всегда удавалось просчитывать ситуацию заранее и в намеченные сроки выполнять разработанный план. ИТ-стратегия предприятия подразумевает не только закупку вычислительной техники и расходных материалов, но и эффективное решение задач бизнеса средствами ИТ в долгосрочном периоде. Это повышение уровня автоматизации бизнес-процессов, производительности, внедрение актуальных информационных систем.

Инициатива — поддерживается!

Поскольку проект был «упреждающим» по отношению к бизнес-потребностям, то реализация данной идеи была инициативой ИТ-отдела предприятия. После ее озвучивания она была поддержана и заместителем генерального директора по экономике и финансам Александром Софроновым, и главным бухгалтером Ириной Валдай, которые проводят активную политику на максимальную интеграцию информационных систем предприятия — до систем автоматизации бухгалтерского, налогового и финансового учета.

Цель проекта была очень проста: интегрировать разрозненное программное обеспечение собственной разработки и отражающее отраслевую специфику в единую многопользовательскую сетевую защищенную информационную систему, построенную на современной технологической платформе.

При решении задачи построения информационной системы управления предприятием компания руководствовалась следующими критериями:

  • минимизация совокупной стоимости владения информационной системой;
  • максимально полный перенос отлаженных и формализованных бизнес-процессов из унаследованных систем, которые адекватно отражали методику ведения бизнеса и не имели нареканий по своей сути;
  • возможность поэтапной замены модулей старой системы новыми решениями, поскольку в разных подразделениях и для различных задач степень потребности/готовности к новым решениям была неодинакова;
  • бережное отношение к интерфейсам и функциональным возможностям программного обеспечения с учетом возрастных особенностей основной части пользователей;
  • максимальное использование сильного потенциала собственного отдела информационного обеспечения как в разработке ПО, так и в процессе сопровождения, поскольку собственный отдел несравнимо более оперативен, чем любая внешняя компания.

Требования к информационной системе были вполне традиционны. В первую очередь это полнота отображения состояния производственного комплекса и эффективность методов обработки информации. Далее можно упомянуть возможность многократного и многоцелевого использования данных и комфортность доступа к ним, а также минимизацию дублирования данных. Система должна быть открытой, то есть необходимо обеспечить возможность ее расширения и развития за счет использования новых средств организации и представления информации. Также важно обеспечить предпосылки повышения гибкости, то есть ее способности поддерживать различные конфигурации интегрированных систем автоматизации производства, адаптации при изменении производственных условий, аппаратного и программного обеспечения. Наконец, необходима эффективная система предотвращения несанкционированного доступа к информации.

Миграция

Предприятие решило полностью отказаться от унаследованного программного обеспечения мелких сторонних разработчиков и в качестве платформы выбрало систему «1С: Предприятие» версии 7.7, включающую типовые конфигурации: «1С: Бухгалтерия», «1С: Торговля и склад» (для управления складом материалов и комплектующих, но не акцизным складом) и «1С: Зарплата и Кадры». Выбор был сделан в пользу именно этой платформы, потому что, во-первых, бухгалтерская служба изначально была автоматизирована средствами «1С: Бухгалтерии»; во-вторых, продукт устойчиво развивается и поддерживается в России. Кроме того, в коллективе отдела информационного обеспечения есть высококвалифицированные специалисты по «1С». В частности, на предприятии в полном объеме функционирует автоматизированный налоговый учет на базе «1С».

В качестве платформы для автоматизации задач, имеющих производственную специфику (производство готовой продукции, испытательная лаборатория, учет спирта и т. д.), было решено использовать средство разработки Alaska XBase++ (продукт компании Alaska Software). Выбор объяснялся тем, что оно основано на семантике Clipper и предназначено для переноса DOS-приложений в 32-разрядную среду Windows с сохранением бизнес-логики. Задача построения единой сетевой многопользовательской информационной системы, объединяющей в себе все, что не реализовано средствами «1С», к настоящему моменту решена силами специалистов ИТ-отдела. Доверить сторонним организациям эту работу не рискнули из-за специфики производства. Примером может служить специализированный пакет собственной разработки под названием «Комплексная система автоматизации учета производства, хранения и оптовой реализации спирта». В качестве сервера баз данных используется Advantage Database Server.

Жизнь на предприятии не замирает в ожидании исполнения ИТ-службой какого-то проекта. ЛИВИЗ бесперебойно выпускает водку с 1897 года, лишь в военные годы перестроившись на оборонные нужды. Первоочередная задача ИТ — проводить необходимые перемены, не нанося ущерба производству и отгрузке ликероводочных изделий. Если говорить о масштабных бизнес-проектах, сопутствовавших процессу миграции, стартовавшему в конце 2001 года, то примерно в это время на рынок были выведены водка и шампанское Golden Moscow. Одновременно завод ввел в эксплуатацию новый производственный корпус на своей территории, оснастив его современным производственным оборудованием.

Было принято решение практически полностью отказаться от закупок сырья и материалов за рубежом. В частности, закупать стеклотару преимущественно в России, хотя раньше качество российской посуды оставляло желать лучшего и приходилось покупать ее во Франции и Финляндии.

ИТ-отдел предприятия насчитывает шесть высококвалифицированных специалистов. Кроме начальника это три инженера-программиста, администратор вычислительной сети и инженер-электроник.

Среди перспективных задач отдела следует отметить информационную безопасность (централизованная защита от вирусов и спама, дополнительное разграничение прав доступа во внутрикорпоративной сети) и создание единого информационного пространства для всех предприятий группы компаний ЛИВИЗ.

«Сообщники» для «умников»

«При создании новой системы мы сознательно пошли на то, что практически полностью сохранили в ней интерфейс старой. Думаю, что есть даже отдельные пользователи, которые и не подозревают, что они работают в кардинально новой системе», — рассказывает Клечиков. Экранные формы, элементы управления были сохранены, формы отчетов остались теми же. Конечно, были неудобства на этапе пробной эксплуатации новой системы из-за отсутствия временных и человеческих ресурсов на полноценное тестирование. В каждом функциональном подразделении старались найти «сообщников» в виде наиболее продвинутых пользователей, которые уже занимались искоренением консерватизма на местах. У людей психологически больше доверия к «своим», чем к «этим умникам из ИТ-отдела».

В настоящий момент проект по миграции завершен. Старая система полностью выведена из эксплуатации. К успехам следует отнести небольшие сроки реализации проекта, реальное повышение быстродействия новой системы, особенно при формировании отчетов, ее большую защищенность от сбоев. Кроме того, удалось избавиться от всех проблем, связанных с эксплуатацией Clipper DOS-системы в 32-разрядной среде Windows.

Реальные потребности и универсальные результаты

«Определяя стратегию развития информационных систем на предприятии, следует руководствоваться в первую очередь реальными потребностями бизнес-пользователей, а также соответствием уровня развития компании в целом и использования в ней ИТ», — рекомендует Клечиков. Технологические новинки в быстроразвивающейся информационной индустрии следует воспринимать как материал для внимательного анализа в аспекте актуальности и своевременности их использования на предприятии, а не как руководство к действию для немедленного внедрения. Но уж если какой-то проект решено осуществлять, то необходимо приложить максимум усилий, чтобы он не оказался несостоятельным, особенно по организационным причинам. ИТ-руководитель должен в первую очередь быть ответственным, адекватным и настойчивым.

Решения, разработанные в ходе проекта, можно условно разделить на три категории.

  1. Бизнес-анализ. С использованием современных методологий структурного анализа и проектирования произведено исследование ликероводочного производства для его последующей автоматизации. Результаты исследования являются универсальными и могут быть использованы для проектирования различных систем автоматизации ликероводочных предприятий.
  2. Моделирование и алгоритмизация предметной области для разработки информационного обеспечения АСУ ликероводочным производством. Результаты также являются универсальными и могут быть использованы для многовариантных программных реализаций.
  3. Разработанное и внедренное ПО. Оно довольно специфично в силу выбора средства разработки, но все же может быть рекомендовано компаниям, в которых сохранились унаследованные Clipper-системы.

Ближайшие планы автоматизации предприятия в основном связаны с внедрением информационно-аналитической системы на основе продуктов SAP ERP в группе компаний ЛИВИЗ. (Договор на обучение, поставку и сопровождение программного обеспечения был подписан в апреле нынешнего года.) Среди направлений, которые охватил проект, - формирование и предоставление сводной финансовой отчетности группы ЛИВИЗ, сводное финансово-экономическое планирование, планирование и контроль инвестиционных программ группы, сбор данных для формирования управленческой отчетности и ключевых показателей деятельности, а также мониторинг этих показателей и сводное стратегическое планирование. В качестве технологической платформы предполагается использование SAP BW (хранилище данных, в которое будет загружаться информация из имеющихся на предприятиях информационных систем) и SAP SEM (Strategic Enterprise Management).

Как отметил Александр Клечиков, компания пока не планирует менять прикладные платформы. В рамках каждой из трех компаний группы (двух заводов и торгового дома) сохранятся все имеющиеся информационные системы, поскольку они удовлетворяют требованиям бизнеса этих компаний.

Александр Клечиков

Возраст: 27 лет

Образование: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В. И. Ульянова-Ленина, факультет компьютерных технологий и информатики, специальность «автоматизированные системы обработки информации и управления», затем заочная аспирантура Северо-Западного государственного заочного технического университета, кандидат технических наук по специальности «автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)»

Послужной список последних лет: Май 2001 — настоящее время

ЗАО «ЛИВИЗ» (Санкт-Петербург), начальник отдела информационного обеспечения

1997 — 2001 ЗАО «ЛИВИЗ», отдел информационного обеспечения, администратор баз данных и программист, затем ведущий программист, затем и. о. начальника отдела информационного обеспечения


Информация о предприятии

ЗАО «ЛИВИЗ» (Санкт-Петербург), наряду с ООО «Ликероводочный завод ЛИВИЗ» (г. Всеволожск) и Торговым домом ЛИВИЗ, входит в группу компаний ЛИВИЗ и занимает седьмое место по доле отгрузки среди ведущих ликероводочных предприятий России (по данным Ассоциации производителей и дистрибъюторов этилового спирта и алкогольной продукции за 2003 год)

Ассортимент: более 15 наименований водки и более 10 — ликероводочных изделий (в том числе — Smirnoff, «Русский Стандарт», Diplomat, Golden Moscow)

Объем производства за 2003 год: 41 млн. бутылок (свыше 2,4 млн. декалитров.)

Оборот за 2003 год: более 2,6 млрд. руб.

Численность сотрудников: 450 человек

Локальная сеть предприятия: 3 сервера, около 70 рабочих мест, ОС Novell NetWare