В августе прошлого года на сайте Госсанэпиднадзора Минздрава России был опубликован проект первых Санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН) «Гигиенические требования к вычислительной технике, условиям и организации работы».

В августе прошлого года на сайте Госсанэпиднадзора Минздрава России был опубликован проект первых Санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН) «Гигиенические требования к вычислительной технике, условиям и организации работы».

С их введением будут отменены СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». В документ вошло множество обязательных требований, противоречащих здравому смыслу. И несмотря на это, он может вступить в силу уже в текущем году.

После ознакомления с этими правилами сразу обращаешь внимание на три момента. Во-первых, оформление санитарного паспорта на рабочие места пользователей вычислительной техники. Во-вторых, требования к условиям эксплуатации ВТ и требования к организации рабочих мест пользователей и мест эксплуатации ВТ. В-третьих, требования к организации медицинского обслуживания пользователей ВТ.

Сразу же обратим внимание на обязательное к исполнению требование: наличие специального санитарного паспорта.

Оформление паспорта, судя по всему, будет стоить каких-то денег. При этом надо иметь в виду, что тут идет привязка как к рабочим местам, так и к конкретной технике. Но дело в том, что в организации даже небольшого размера техника достаточно быстро обновляется (например, мы за год поменяли около 30% процентов оборудования). Получается, что после каждой закупки техники и даже после любой ее перестановки придется заниматься переоформлением паспорта. Так что компаниям придется значительно увеличить время, отведенное на работу с государственными органами и согласование бумаг.

Далее, вы должны предоставлять Санэпидемнадзору так называемые режимы труда пользователей ВТ с наличием росписи работников о том, что они ознакомлены с ними и с настоящими санитарными правилами. Но возникает вопрос: кто и когда этим будет заниматься?

Надо сказать, что некорректно дано само определение вычислительной техники. Предложенная формулировка сильно размыта (таблица 1). В соответствии с ней к ВТ можно отнести огромный ряд устройств, в том числе карманные компьютеры и переносные компьютеры, включая те, что подключены к беспроводной сети (то есть это машины, которые могут работать на любом месте; указать местоположение для них весьма затруднительно, а то и просто невозможно). Сюда же отнесли и серверы, и серверные терминалы. Эти же определения можно отнести и к станкам с ЧПУ.

Для оформления паспорта необходимо будет предоставлять сведения о расположении и оборудовании рабочих мест пользователя. При этом по сравнению со старыми нормами уменьшается площадь для установки одного ПК: «Площадь на одно рабочее место пользователей ВТ для взрослых должна составлять не менее 4,5 кв. м», — гласит п. 3.1.4 (по действующим правилам эта норма составляет 6 кв. м) В то же время, согласно п. 4.1.1, «Схемы размещения рабочих мест с ВТ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м». Но в данном документе не учтена разница в обслуживании, например, серверной комнаты и портативных устройств. В случае с переносным или карманным компьютером можно работать в любом месте, даже в коридоре. А также не указываются временные интервалы, позволяющие продуктивно работать с разного рода ВТ. В документе не дано определение пользователя, что может повлечь за собой ряд недоразумений.

Как правило, хуже всего оборудованы рабочие места в тех организациях, где финансирование осуществляется из бюджета: в госучреждениях, в школах и дошкольных учреждениях, библиотеках, больницах, муниципальных предприятиях и т. д. Нередко эти организации получают по остаточному принципу или «в дар» старую, списанную технику, которая не удовлетворяет никаким нормам. Лучше всего укомплектованы коммерческие организации, так как они заинтересованы в создании комфортных условий для своих сотрудников, поскольку удобство их работы напрямую отражается на финансовом положении компаний.

Очень жаль, что «Общие рекомендации к организации труда и отдыха при работе с ВТ» были отнесены к разряду «Рекомендуемое». Туда же отнесли и комплексы упражнений для глаз, физкультурные минутки и паузы. Люди, вынужденные много работать за компьютером, подвержены различным заболеваниям, многие из которых уже можно по праву назвать профессиональными, и расстройствам, в том числе и психологическим.

К разряду «Рекомендуемое» отнесли и пункт для работающих на ВТ с высоким уровнем напряженности — «...во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки)».

Странно, что обязательно должно соблюдаться суммарное время перерывов (таблица 2), а порядок непрерывной работы с техникой, с дисплеями, с мониторами и т. д. указывается как рекомендуемый.

Причем в этом проекте в основном прослеживается ориентация на электронно-лучевые трубки дисплеев и терминалов. На самом деле, с точки зрения нагрузки для глаз, дешевые ЖК-мониторы имеют довольно плохие показатели яркости, контрастности. За ними непрерывно сидеть не стоит.

Допустимые визуальные параметры устройств отображения информации, представленные в этом проекте, даны не полностью. Так, говорится о том, что яркость белого поля экранов должна быть равномерной. Но с точки зрения гигиенических норм при использовании мониторов гораздо важнее учитывать, например, частоту кадровой развертки (для электронно-лучевых трубок), полосу пропускания, разрешение. Не менее важно качество освещения. Работа при освещении лампами дневного света вредна для глаз, особенно при работе на низких частотах развертки. Раньше была даже рекомендация работать с лампами накаливания.

Новые нормы могут быть рассчитаны только на предприятия, у которых есть сборочные линии, или на большое производство. Но сейчас очень много вычислительной техники собирается «вручную» из комплектующих и не совсем понятно, как можно эти нормы соотнести с положением дел в таких организациях. А ведь по проекту СанПиН в санитарном паспорте должны быть представлены сведения о санитарно-эпидемиологических заключениях на оборудование, действительных на момент его приобретения.

Что касается требований к помещениям, то отметим, что помещения для эксплуатации ВТ должны быть освидетельствованы органами Госэнергонадзора (п. 3.1.14), которые вряд ли будут обращать внимание на «какие-то СанПиНы». У них свои нормативные документы.

«Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ВТ» относится к серии трудновыполнимых, так как предоставить сведения о прохождении пользователями профилактических осмотров весьма сложно. И в общем-то, это относится ко всему пункту. В частности, хотелось бы обратить внимание на пункт 5.4. — «Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ВТ проводится в порядке, установленном Минздравом России».

Сейчас в большинстве вузов работа с ВТ входит в обязательную программу. Но здоровье молодого поколения вызывает большие опасения. Отсюда следует, что основная часть студентов по данным СанПиН просто не смогут пройти обязательную программу.

Между прочим, эти нормы и правила относятся не только к организациям, но и к физическим лицам, а также к сотрудникам, работающим удаленно (из дома). Невозможно их проконтролировать в домашних условиях. Соответственно, говорить об обязательности исполнения данных СанПиН бессмысленно.

Но самый большой фурор произвел один из пунктов данных требований, где с точностью до миллиметра описывается подставка для ног. «Рабочее место пользователя ВТ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20?, — утверждает п. 4.2.5 новых требований. — Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм».

К примеру, подставки, которые продаются в частности в мебельных магазинах компании ИКЕА, не соответствуют этим требованиям — нет переднего бортика. Интересно, Госсанэпиднадзор будет изымать эти товары из розничной сети и запрещать их к производству на территории России?

Новые СанПиН в числе обязательных содержат и другие требования: к параметрам рабочей поверхности и стульям, включая возможные углы отклонения спинки и сидения, к расположению клавиатуры и экрана монитора, освещенности, материалам для облицовки стен и иные подробности. С другой стороны, возьмем такую важную вещь как клавиатура. Почему правила строго оговаривают такие вещи, как конструкция рабочего стула, но не говорят, что клавиатура должна быть, по крайней мере, удобной, а размер клавиш не менее определенных величин?

Если данный проект будет принят, появится не только дополнительная кормушка Санэпидемнадзора, но и дополнительный рычаг воздействия на организацию. Имея этот документ, можно прицепиться к любой организации. Кстати, многие положения этого документа имеют приписку «по усмотрению Санэпидемнадзора». А ведь посмотреть можно и так, и эдак.

Константин Пьянзин — руководитель службы системного администрирования издательства «Открытые Системы», koka@osp.ru

Яна Абрамова — ответственный секретарь журнала «Директор информационной службы» CIO.RU, abramova@osp.ru


Выдержки из «Гигиенических требований»

6.5. Каждое предприятие, имеющее рабочие места, оборудованные ВТ, должно иметь санитарный паспорт на эти рабочие места, содержащий следующие данные:

- наименование предприятия, его принадлежность (подчиненность) и почтовый адрес, а также адрес расположения рабочих мест пользователей ВТ;

- год ввода в эксплуатацию;

- сведения о расположении и оборудовании рабочих мест пользователей ВТ. Должны быть представлены сведения о санитарно-эпидемиологических заключениях на оборудование, действительных на момент его приобретения;

- план размещения рабочих мест пользователей ВТ;

- режимы труда пользователей ВТ с наличием росписи работников о том, что они ознакомлены с ними и с настоящими санитарными правилами;

- сведения о прохождении пользователями ВТ профилактических медицинских осмотров;

- меры профилактики неблагоприятного воздействия работы с использованием ВТ;

- результаты обследования специалистами ЦГСЭН рабочих мест пользователей ВТ и помещений, где они располагаются, включая протоколы измерений нормируемых показателей. Программа (план) производственного контроля санитарно-эпидемиологических показателей на рабочих местах пользователей ВТ, согласованный ЦГСЭН, ведущим надзор за данным объектом;

- заключение (выводы) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Акты, протоколы обследований, предписания учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора приобщаются к санитарному паспорту.

6.6. Санитарный паспорт составляется владельцем (администрацией) предприятия, подписывается его владельцем (руководителем) и согласовывается руководством учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Санитарный паспорт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится непосредственно на предприятии, а другой — в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6.7. Санитарный паспорт предъявляется по первому требованию должностных лиц учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Во многих организациях есть сотрудник, который занимается контролем санитарных норм. Но, как и в подавляющем большинстве российских компаний, это скорее формальная позиция, на которой сидит свой человек, обычно чей-то родственник предпенсионного возраста, чья работа часто сводится к формальному заполнению формуляров о том, что проведена лекция и выдано свидетельство. Подписывается масса бумаг, что человек прошел обучение и освидетельствование, и в столе скапливается ворох таких удостоверений. Но к реальной жизни это отношения не имеет.

А что думаете вы?

Гигиена труда ИТ-специалистов и пользователей — одна из важных проблем, с которыми приходится сталкиваться ИТ-руководителям в своей практике. Мы очень надеемся, что данная публикация послужит поводом для обсуждения широкого круга проблем, связанных с «компьютерной» гигиеной и выйдет далеко за рамки обсуждения новых санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН), которые определяют гигиенические требования к вычислительной технике, условиям и организации работы. Будем признательны вам, уважаемые читатели, за ваши письма и сообщения. Расскажите, какое внимание уделяет ваше предприятие гигиене труда ИТ-специалистов и пользователей? Случались ли в вашей практике прецеденты, когда пользователи Вашей компании называли компьютер причиной ухудшения их здоровья? Если случались, то, как разрешались подобные ситуации? Располагаете ли Вы информацией о том, чтобы подобные ситуации разрешались в России в рамках судебных процессов? Расскажите также и об опыте общения вашего предприятия с Госсанэпиднадзором и другими подобными организациями. Известны ли Вам случаи, когда органы Госсанэпиднадзора РФ предъявляли к организации или ее руководителю какие-либо санкции, вызванные нарушением санитарных норм эксплуатации вычислительной техники? Наконец, какова ваша реакция на появление новой версии СанПиН?

Ждем ваших писем по адресу: cio@osp.ru