От крымских тюльпанов до Internet-революции
Леонид Черняк (cherniak@osp.ru) — обозреватель журнала «Открытые системы».

В экономике США и особенно Калифорнии, родины Internet, произошли серьезные перемены, причем далеко не в лучшую сторону. Они особенно затронули отрасль информационных технологий, где на смену эйфории dot-com revolution, не нуждающемуся в переводе символу экономического процветания последних лет, пришло тревожащее dot-bomb с прямо противоположным эмоциональным наполнением. В глаза бросается то, что с автомобильных магистралей практически полностью исчезли некоторые признаки благополучия, например спортивные европейские автомобили, управляемые двадцатилетними миллионерами, а среди авиапассажиров первого класса редко встретишь юношей в гавайских трусах и с ноутбуками. Теперь это канувшие в Лету признаки короткого периода взлета и падения Internet-экономики, захватившего этот штат на два года с лета 1998 года до лета 2000 года, когда впервые зримо проявились первые тревожные признаки.

А в начале нынешнего года начался крах Internet-компаний, который отозвался обвалом на Nasdaq, и сейчас становится актуальным следующий вопрос: а не грозит ли это рецессией? Если да, то что же будет дальше, когда уже сейчас финансовые потери тех, кто работал в компаниях-«стартапах», где работникам платили большую часть жалованья своими же акциями, тех, кто играл на бирже высоких технологий, и даже тех, кто просто держал свои накопления в паевых и пенсионных фондах, огромны. Есть опасность снижения спроса, и тогда положительная обратная связь может привести к самым удручающим последствиям.

Нельзя сказать, что в осознании этой опасности в Кремниевой Долине наблюдается паническое настроение, скорее, люди еще не вполне пришли в себя от сильного шока. Магия быстрых денег, царившая здесь, в сочетании с полной неподготовленностью к краху не могут не удивить. Здесь, на Западном побережье, в совсем недавнем прошлом прокатились две волны «золотой лихорадки», зримые свидетельства этих событий можно встретить до сих пор, их сохраняют как исторические ценности. Но, возможно, новизна технологий так сильно «замыливает» глаза, что не позволяет увидеть подлинную суть явлений.

А ведь несмотря на самую высокую технологичность Internet-революции, на переходе в XXI век случилось событие, старое как мир, которое называют «мыльным пузырем», «пирамидой», «панамой» и т. д. В его основе лежит первобытное желание заработать побольше, вкладывая поменьше, особенно хорошо знакомое россиянам по собственному опыту. Ну можно ли было десять лет назад верить в 1800% годовых? Но ведь верили и несли, причем зачастую последнее, вопреки любым аргументам, адресованным к здравому смыслу.

Однако вернемся в Америку. Оказывается, и здесь в массе своей жители безразличны к своим пророкам. Один из них, крупнейший экономист современности Джон Кеннет Гелбрейт (его книги, кстати, публиковали и в СССР, правда, ограниченным тиражом для «спецконтингента»), в «Короткой истории финансовой эйфории», опубликованной в 1994 году, называет подобное поведение «массовым бегством от реальности». В качестве иллюстрации того, как слаба личность перед гипнозом массового безумия, он приводит слова Фридриха Шиллера, который, оказывается, был не только романтическим поэтом: «Каждый человек, взятый в отдельности, способен разумно воспринимать окружающее, но толпа блокирует его разум».

Как жаль, что пострадавшие в экономических катастрофах вовремя не читали нужных книг, хотя в наших условиях вполне можно ограничиться «Занимательной математикой» Перельмана; но если элементарной логики недостаточно, можно обратиться к историческим фактам.

Любопытно то, что с подачи Гелбрейта стала бестселлером другая книга, написанная намного раньше, в 1841 году, англичанином Чарльзом Маккеем: «Необычные массовые галлюцинации и сумасшествие толпы» (Charles MacKay. Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds). Читателю она вполне доступна сейчас, поскольку была переиздана в полном объеме в середине 90-х, и, кроме того, из нее был сделан и издан адаптированный дайджест; и наконец, ее можно найти в Web по адресу http://www.l-itrix.com/madraven/madne001.htm#1. Книгу Маккея в последние годы цитируют, но это можно назвать «лестничным остроумием».

Из «Сумасшествия толпы» мы можем узнать, что первый экономический кризис, вызванный повальной жаждой скорого обогащения, случился в Голландии, куда в 1593 году были завезены тюльпаны из горных районов Крыма, входившего тогда в Османскую Империю, поэтому иногда говорят о турецкой родословной тюльпанов. Вскоре все добропорядочные бюргеры бросились выращивать драгоценные луковицы (события описаны в «Черном тюльпане» Александра Дюма), и примерно в 1620 году начался цветочный бум. Но уже в 1637 году случился кризис перепроизводства, известный как Tulip Crash, ставший крахом всей национальной экономики Голландии, которая целиком и полностью сконцентрировалась вокруг этой отрасли.

Нечто подобное произошло в 1711 году в Великобритании, когда была образована «Торговая компания южных морей» (South Sea Trading Company), и всего за несколько месяцев стоимость ее акций возросла со 100 до 1000 фунтов стерлингов. Возник ажиотажный спрос на акции, а через десять лет, в 1720 году, компания лопнула, начался кризис в экономике Британии, а затем последовали массовые разорения и нищета, продолжавшиеся до промышленной революции.

Именно эти примеры теперь стали каноническими, но аналогичные эпизоды массового безумия можно найти и в более поздний период, среди них афера Панамского канала, суета, возникшая вокруг авиации после перелета Чарльза Линдберга через океан, и многое другое. Несмотря на внешнюю схожесть, в них можно обнаружить серьезные различия, определяемые во-первых, тем, возникает ситуация стихийно или кто-то злонамеренно закладывает основу пирамиды. Во-вторых, важно чем же все кончается, есть ли какой-то позитивный результат. Пусть Голландия и пережила сложные времена 300 лет назад, но сегодня цветы — один из компонентов ее процветания, а Англия на долгое время стала ведущей индустриальной державой, в конечном итоге это кризисы развития, а «Чара» и МММ о себе не оставят ничего, кроме неприятных воспоминаний.

В близком к нам случае с крахом Internet-компаний не все однозначно, и тем более еще не ясны последствия провала Internet-революции. Конечно же, финансировали Internet-революцию венчурные капиталисты со спекулятивными целями. Тактика венчурных капиталистов предельно проста: они инвестируют практически любые многообещающие начинания с целью поскорее вывести вновь образованную компанию на биржу, а потом успеть продать собственные акции с прибылью и затем снова вложить эти деньги в следующую компанию. В поддержке ими молодых компаний нет никакой благотворительности.

Ретроспективно глядя, становится понятно, что бизнес некоторых компаний, достигших высот на «е-волне», был изначально обречен; жаль, но вместе с ними разорились и те, кто делал реальное дело, например компания WebWan, осуществлявшая заказ продуктов через Internet и их доставку. Может быть, она и ей подобные первопроходцы опередили время, но в любом случае от неудавшейся «революции дот-комов» есть сухой остаток; если бы не она, Сеть не получила бы такого импульса для развития.

P.S. Эта статья была написана в конце августа, а 11 сентября произошли события, которые продемонстрировали совсем иные возможности человеческого духа. В обстоятельствах, где с большой вероятностью можно было бы предположить проявления массового безумия, граждане США остались мужественными, высоконравственными и дисциплинированными. Можно только удивляться тому, что не повторился ужас Ходынки. Люди — и те, которые оказались в центре трагедии, и те, кто проявил свою гражданскую солидарность в самых разнообразных формах, продемонстрировали удивительное здоровье нации. Оно позволит залечить не только раны, нанесенные террористами, но и справиться с негативными последствиями «революции дот-комов».