Издательство «Открытые системы» последовательно формирует в России профессиональное сообщество специалистов по управлению данными. На площадке форума «Управление данными» выросло целое поколение экспертов, которые сегодня определяют вектор развития отрасли.

«Собрать экспертов для ‘переопыления’, транслировать на большую аудиторию лучшие практики, ошибки и вынесенные из них уроки — большое благо, — отметила Светлана Бова, управляющий директор, вице-президент, CDO Банка ВТБ. — Это способствует общему повышению уровня культуры работы с данными». Юбилейный, 10-й форум «Управление данными», показал, какая дистанция пройдена и побудил думать, куда двигаться дальше.

10 лет спустя

За время, прошедшее с первого форума, сфера управления данными разительно изменилась. В 2016 году компании, главным образом, строили корпоративные хранилища, выбирали BI-системы, автоматизировали отчетность. Внедрение бизнес-глоссариев, управления метаданными, data lineage и автоматизированного контроля качества данных тогда только начиналось. Сегодня наряду с искусственным интеллектом в повестке озера данных и lakehouse, data mesh и дата-продукты. Появляются эффективные инструменты поиска по документам, контекстного поиска. Инструменты по управлению данными стали обыденностью, а в наиболее зрелых организациях они уже включены в производственный цикл изменений информационных систем.

«Управление данными 2025»: курс на управление смыслами
Светлана Бова: «Самое важное — не упустить смысл»

Соответственно, эволюционирует и спрос на CDO. Десять лет назад в стране насчитывалось не более двух десятков директоров по данным, и вакансии открывались крайне редко. При этом описания функционала сильно разнились, показатели эффективности и зоны ответственности такого руководителя мало кому были четко понятны. Сегодня количество вакансий, открываемых на поиск CDO, выросло на порядок, а ключевыми словами в описаниях позиций стали искусственный интеллект, машинное обучение и data-driven подход. Однако прогноз пятнадцатилетней давности, что к 2025 году в 90% компаний будут назначены CDO, не сбылся — фактически таких компаний сегодня всего 45%.

А вот другой тренд оказался близок к текущим реалиям: половина крупных компаний, обладающих разрозненным ИТ-ландшафтом или сотнями информационных систем, были вынуждены встроить обеспечение качества данных в свои цифровые бизнес-инициативы, сделав data quality частью стандарта проектирования систем. Организации, которые активно используют метаданные, экономят до 15% трудозатрат на аналитику при расследовании инцидентов качества данных, а также разработке новых витрин и отчетов.

Однако кое-что остается неизменным — при всем богатстве выбора систем бизнес-аналитики, ни одна из них не смогла вытеснить из сердец пользователей привычный табличный процессор. «Cамой популярной BI-системой в России остается Excel», — констатировал гендиректор Visiology Алексей Никитин.

Стратегия в дефиците

Функция директора по данным всегда позиционировалась как стратегическая, но на практике большинство CDO пока больше занимается операционными задачами.

В чем состоит сложность работы с данными? Прежде всего, это большой объем, из-за которого возникает очень много шума. Кроме того, довольно сложно искать данные в микросервисных архитектурах и в облачных хранилищах, тяжело компилировать структурированные и неструктурированные данные. Высокотехнологичные фейки подрывают доверие к безопасности данных. Доверие к данным снижается, а как можно использовать в искусственном интеллекте данные, вызывающие сомнения в их достоверности? «Исходя из всей этой проблематики работы с данными, на мой взгляд, самое важное — не упустить смысл», — подчеркнула Бова. По ее мнению, в ближайшие несколько лет CDO предстоит сконцентрироваться на управлении смыслами.

Многие компании до сих пор не имеют четкой дата-стратегии, связанной с бизнес-целями. Но без такой стратегии невозможно сделать данные источником «жизненной силы» предприятия. Дата-стратегия, которая позволит CDO вырваться из функции «принеси-подай» и превратиться в настоящий драйвер бизнеса, включает правильно подобранные архитектуру и процессную модель, а также продуктивизацию данных, полагает Наджим Мохаммад, директор по дата-стратегии группы Arenadata. По его словам, большой разрыв между ритмами бизнеса и функции по работе с данными, в 8 из 10 компаний порождает теневые ИТ и теневые данные. «Любые взаимоотношения в работе с данными должны строиться на дата-контрактах — это аксиома», — указал Мохаммад.

Ожидается, что в перспективе CDO все-таки выйдет на уровень монетизации данных и принятия стратегических решений, нацеленных на повышение прибыли организации.

Топливо для роста

«Управление данными 2025»: курс на управление смыслами
Екатерина Бражникова: «Мы пришли к выводу, что нужна отдельная стратегия по управлению данными»

В наиболее зрелых компаниях постепенно осознают потребность в дата-стратегии. В ТВЭЛ, топливном дивизионе Росатома, поставили амбициозную цель — кратно увеличить выручку к 2045 году. Ускорить движение к этой цели призвана и стратегия цифровизации. Примерно половина солидного цифрового портфеля компании — это проекты по искусственному интеллекту, уже доказавшие свою эффективность. Есть также масса гипотез, которые сейчас проверяются. «Мы столкнулись с тем, что сейчас одним из основных барьеров успешной реализации стратегии цифровизации стали именно данные, их доступность, качество, возможность быстро передавать данные между подразделениями — подчеркнула Екатерина Бражникова, корпоративный архитектор ТВЭЛ. — И пришли к выводу, что нужна отдельная стратегия по управлению данными».

ИИ пойдет в серию?

Еще в 2010 году прогнозировалось, что к текущему моменту в четверти компаний введут на уровне корпоративной архитектуры роль архитектора ИИ, чтобы операционализировать и масштабировать применение технологий искусственного интеллекта на всю организацию. Этот прогноз сбылся — в крупных российских компаниях такие позиции есть, и они достаточно зрелые, отметила Бова.

Будущее — за интеграцией искусственного интеллекта во все аспекты работы с данными — в этом эксперты практически единодушны. Уже сейчас обсуждаются такие тренды, как цифровые ассистенты и цифровые сотрудники, self-service AI, динамические витрины данных, генеративный искусственный интеллект для инструментов по управлению данными и data quality by disign, когда проверки качества данных встраиваются в цикл производства информационных систем. Лет через 5-10 станут трендами также методы искусственного интеллекта для обеспечения безопасности данных и мультимодальные аватары.

«Управление данными 2025»: курс на управление смыслами
Максим Лукьянов: «Паровоз ИИ летит вперед, а мы на ходу меняем колеса»

«Паровоз ИИ летит вперед, а мы на ходу меняем колеса», — отметил скорость и сложность изменений, происходящих под воздействием искусственного интеллекта, Максим Лукьянов, генеральный директор «СТ-Цифровые Решения» (ГК «Сервис-Телеком»). Он выделил два аспекта ИИ-трансформации бизнеса: применение искусственного интеллекта для усовершенствования сотрудников и в качестве промышленного конвейера, кратно увеличивающий эффективность ряда бизнес-процессов. «Нельзя год разрабатывать одно ИИ-решение, у нас должна быть фабрика ИИ-агентов, мы должны быстро и дешево ошибаться», — подчеркнул Лукьянов.

Будущее принадлежит тем, кто научится извлекать из данных смысл и превращать его в ценность.