Способы, с помощью которых потребители ищут, оценивают и покупают товары, с течением времени меняются. Традиционно люди сами выполняли все необходимые действия: поиск, фильтрацию, сравнение, переход по ссылке. Но теперь все чаще потребители ожидают, что система сама предугадает их потребности. А ИИ-агенты, действующие как персональные помощники, уже начинают делать это за них. Мы вступаем в эпоху агентной коммерции (agentic commerce) – технологического прорыва, который меняет саму суть онлайн-торговли.

Агентная коммерция – это новый подход к совершению покупок, при котором интеллектуальные автономные агенты действуют от имени клиента. Они изучают предпочтения, бюджет, календарь, ценности и даже стиль жизни, чтобы выдвигать предложения, собирать комплекты, оформлять заказы и даже вести переговоры о ценах в режиме реального времени. Такие агенты уже появляются в виде ИИ-рекомендаций, автоматических напоминаний о пополнении запасов и динамических подборок.

У агентной коммерции можно выделить три этапа зрелости.

1. Персонализированные подсказки. Системы реагируют на предшествующее поведение выдачей базовых рекомендаций.

2. Прогнозное сопровождение. ИИ предугадывает потребности и предлагает варианты поведения.

3. Делегированные действия. Агенты совершают покупки, управляют исполнением заказов или обсуждают предложения от имени клиента.

Большинство ретейлеров сегодня находятся на первом или втором уровне. Переход на третий уровень потребует не только технологического оснащения, но и доверия со стороны потребителей и руководства.

Одним из примеров использования агентной коммерции в краткосрочной перспективе может стать процедура оформления заказа. Традиционные процессы разбиваются на фиксированные этапы. Но интеллектуальные агенты позволяют их полностью исключить.

Представьте себе систему, в которой в момент, когда клиент выражает свою заинтересованность через агента, покупка на 90% уже завершена – выбран размер, подтвержден способ оплаты, доставка оформлена. В перспективе агенты полностью смогут выполнять все необходимые операции от имени клиента.

Технологическая основа: как это работает

Для масштабирования агентной коммерции требуется трехуровневая архитектура

1. Фундамент

— Объединение данных. Формирование из разных источников в реальном времени профилей клиентов, с которыми могут работать агенты.

— Расширение каталога товаров. Преобразование данных о товарах в контент, подходящий для ИИ, с использованием структурированных атрибутов, метаданных и естественного языка.

2. Основная логика

— Механизмы принятия решений для выбора следующего наилучшего действия, сообщения или рекомендации для клиента.

3. Слой взаимодействия

— Генеративный ИИ для естественного общения и полноценного взаимодействия на разных платформах.

— Компонуемая архитектура на основе API для интеграции агентов в цифровую среду.

Согласно прогнозам аналитиков Bernstein, агентные системы могут ежегодно повышать конверсию электронной коммерции на 1,5-2,5%, что принесет отрасли более 240 млрд долл. дополнительного дохода.

Ведущие компании уже проводят соответствующие эксперименты. Так, для масштабирования агентной коммерции Walmart создала четыре внутренних «супер-агента» и назначил топ-менеджера по ИИ. OpenAI экспериментирует с возможностью оформления покупок прямо в ChatGPT. В PayPal прогнозируют, что к 2030 году 25% онлайн-покупок будут совершаться через ИИ-агентов.

Для предприятий отрасли это не просто технологическое обновление, а структурный, экономический и конкурентный сдвиг. Если ИИ-агенты начнут играть роль первой точки обнаружения, бренды, которые не индексируются, не доступны и не имеют готовых API, рискуют стать невидимыми.

Конечно, агентная коммерция – не замена человеческому взаимодействию. Это инструмент, который освобождает время, помогает принимать лучшие решения и повышать уровень персонализации. ИИ-агенты выводят поиск на новую высоту. Возможно, именно с их помощью найдет вас ваш будущий клиент.