Согласно опросу, проведенному поставщиком продуктов искусственного интеллекта Writer, почти каждый третий сотрудник (31%) саботирует стратегию своей компании в области генеративного ИИ. Но что именно считается саботажем? Исследование выявило несколько форм сопротивления:
— 10% сотрудников искажают показатели эффективности, чтобы создать впечатление, что ИИ работает плохо, намеренно выдают результаты низкого качества, отказываются использовать инструменты генеративного ИИ или проходить соответствующее обучение;
— 27% вводят корпоративные данные в неутвержденные ИИ-сервисы;
— 20% используют сторонние инструменты искусственного интеллекта без одобрения компании;
— 16% знают о нарушениях безопасности, связанных с ИИ, но не сообщают о них.
Ключевой причиной сопротивления становится страх перед увольнениями. Многие топ-менеджеры открыто заявляют, что ИИ позволит сократить штат, а это напрямую влияет на мотивацию сотрудников.
Иногда руководители используют ИИ как прикрытие, утверждая, что персонал сокращают не из-за кризиса, а вследствие повышения технологической эффективности. Вместо того чтобы признать, что наняли слишком много людей, они позиционируют себя как «продвинутых технолидеров».
Прямой саботаж встречается редко, но есть масса косвенных форм сопротивления: люди игнорируют рекомендации ИИ без объяснения причин, возвращаются к процессам, выполняемым вручную, или намеренно используют ИИ, не стараясь добиться максимальной эффективности.
Противодействие сопротивлению ИИ требует лучшей подготовки и коммуникации. Но сами по себе обучение и коммуникация не устранят саботаж полностью, особенно если руководители откровенно рассказывают о планах увольнений в случае успеха стратегий ИИ.
История, как известно, имеет свойство повторяться, и в самих по себе попытках саботажа нет ничего нового. Фактически мы возвращаемся к истории луддитов, разбивавших текстильные станки, чтобы сохранить свои рабочие места. Природа человека не изменилась, но изменились инструменты. Если руководство компании говорит людям, что они – ее самый ценный актив, а затем заменяет их на LLM, не стоит удивляться, что в ответ они отключают связь или скармливают модели ненужные данные. Если внедрение ИИ повлечет за собой проявление черствого высокомерия «адаптируйся или умри», это вызовет бунт.
Что делать руководству?
Эксперты единодушны: чтобы избежать саботажа, компании должны:
— честно говорить о целях внедрения ИИ, не маскируя сокращения под «цифровую трансформацию»;
— вовлекать сотрудников в процесс: прислушиваться к их мнению о том, где конкретно ИИ действительно позволяет извлекать выгоду;
— предлагать пути переобучения и роста: акцентировать внимание на том, что ИИ – инструмент поддержки, а не замены людей машинами;
— информировать людей не только об особенностях ИИ, но и о юридических рисках, с тем чтобы сотрудники понимали последствия своих действий.