По мере угасания хайпа организации подходят к инвестициям в ИИ все более взвешенно, пытаясь концентрировать свои ресурсы и усилия на тех направлениях, которые принесут бизнесу существенную и, что тоже очень важно, вполне измеримую пользу. О каких преимуществах и выгодах может идти речь и какие значимые для бизнеса результаты могут быть достигнуты благодаря встраиванию ИИ в бизнес? Своими мнениями по этим вопросам поделились эксперты, готовящиеся принять участие в сентябрьском форуме «Интеллектуальное предприятие — 2025».

Николай Тржаскал: «Когда компании перестанут буксовать на пилотных внедрениях и перейдут к развертыванию полноценных процессов, основанных на ИИ, они получат новые конкурентные преимущества»

Когда компании перестанут ограничиваться пилотными проектами и перейдут к развертыванию полноценных процессов, основанных на ИИ, они получат новые конкурентные преимущества, прогнозирует Николай Тржаскал, директор по продуктам SL Soft AI компании SL Soft (входит в кластер FabricaONE.AI ГК Softline): «В частности, станет возможной массовая кастомизация благодаря рекомендательным сервисам, персональным цифровым помощникам, адаптивным пользовательским интерфейсам, динамическому ценообразованию. Удастся обеспечить существенное снижение себестоимости, например, в результате оптимизации цепочек поставок с помощью предиктивной аналитики, снижению незапланированных простоев с помощью прогнозной диагностики, ускорению и повышению точности обработки документов и рутинных запросов. Откроются пути выхода в новые ниши и на новые рынки. Например, крупные компании смогут работать с малым бизнесом, минуя посредников — это станет возможным благодаря внедрению систем самообслуживания и автоматизированного контрактования, которые снизят стоимость заключения контактов с отдельными контрагентами».

Вера Краевская: «ИИ способен обеспечить новый уровень прозрачности и управляемости процессов. Также ИИ повысит гибкость управления»

Вера Краевская, генеральный директор компании «ВижнСервис», предлагает обратить внимание и на другие выгоды: «ИИ способен обеспечить новый уровень прозрачности и управляемости процессов. Сегодня во многих компаниях колоссальный объем знаний остается неформализованным — в первую очередь в коммуникациях, встречах, рабочих чатах. При правильном использовании ИИ позволяет структурировать этот пласт информации и использовать его для принятия решений. Также ИИ повысит гибкость управления. Чем более сложным и распределенным бизнесом вы управляете, тем важнее иметь инструменты, которые помогают «держать руку на пульсе». Зрелый и гармонично встроенный в корпоративные процессы искусственный интеллект позволит руководителям и командам оперативно отслеживать происходящие процессы, не затрачивая ресурсы на рутину и не теряя время в ситуациях, когда нужно реагировать быстро. Наконец, уже формируются новые продукты и бизнес-модели, которые просто невозможны без ИИ. Среди них — персонализация, гибкие цепочки поставок, интеллектуальная поддержка управления и так далее».

Илья Фомичев: «Скоро ИИ-системам можно будет делегировать больше задач, расширить зону их внедрения»

Илья Фомичев, руководитель направления ИИ в компании SimbirSoft, и его коллеги наблюдают увеличение функционала, точности и скорости работы ИИ-систем: «Скоро им можно будет делегировать больше задач, расширить зону их внедрения. Гиперперсонализация (точная аналитика клиентов и подстраивание услуг под них), высокая точность моделирования рыночных сценариев и других предиктивных задач, отказоустойчивость в сочетании со скоростью обработки данных позволят бизнесу добиваться повышения эффективности без роста числа сотрудников, прогнозировать и увеличивать прибыль, расширять сферу деятельности и конечно, следовать инновациям в конкурентной среде».

Кирилл Серов: «ИИ позволит создавать продукты и услуги, которые не только удовлетворяют потребности клиентов, но и предугадывают их»

Преодолев существующие барьеры, компании смогут использовать ИИ для получения широкого спектра новых возможностей, считает Кирилл Серов, технический директор PIX Robotics: «ИИ позволит создавать продукты и услуги, которые не только удовлетворяют потребности клиентов, но и предугадывают их. Например, виртуальные помощники смогут адаптироваться к тону голоса и настроению пользователя. Процессы на производстве станут не только быстрее, но также безопаснее и экологичнее благодаря предиктивному анализу, позволяющему заблаговременно выявлять проблемы. Применяя ИИ для персонализации в маркетинге и продажах, компании смогут предлагать по-настоящему уникальные и актуальные для каждого клиента решения. ИИ будет способствовать созданию новых профессий и бизнес-моделей, которые мы пока не в силах даже вообразить. ИИ принесет выгоду всем: бизнесу — за счет эффективности и инноваций, клиентам — обеспечивая более качественный сервис, а рынку — благодаря росту и новым возможностям».

Александр Бочкин: «Процессная роботизация процессов позволит сократить издержки, снизить зависимость от текучки кадров и повысить стабильность операций»

Если получится преодолеть нынешние барьеры, бизнес получит доступ к широким возможностям автоматизации рутинных задач, которые не требуют высокой квалификации, но отнимают много времени, предполагает Александр Бочкин, генеральный директор компании «Инфомаксимум». В частности ИИ облегчит работу с документами, договорами, сверками и другими повседневными операциями. «ИИ способен взять на себя подобные процессы, устранив потребность в постоянном обучении и замене стажеров или сотрудников без опыта. В отличие от людей, автоматизированные решения не устают, не теряют мотивацию и не требуют адаптации под каждую новую задачу. Процессная роботизация процессов позволит сократить издержки, снизить зависимость от текучки кадров и повысить стабильность операционных процессов — все это уже сегодня дает реальный экономический эффект», — добавляет Бочкин.

Алексей Никитин: «Каждый руководитель хочет получить инструмент, который поможет отвечать на наиболее сложные бизнес-вопросы»

Алексей Никитин, генеральный директор Visiology, уверен, что каждый руководитель желать получить в свое распоряжение инструмент, который поможет отвечать на наиболее сложные бизнес-вопросы, например, позволит объяснить, почему упала прибыль, провести прогнозирование развития бизнеса при различных параметрах и так далее: «Несмотря на удивительный прогресс в области ИИ, такие задачи пока не удается решить с соблюдением необходимых уровней качества анализа и доверия к результату. Решение этой задачи, над которой трудятся все ведущие вендоры, станет следующей точкой технологического прорыва».

Виталий Баум: «Следующие поколения ИИ-моделей или их комбинации смогут решать более творческие задачи и создавать инновационные продукты и услуги, способные кратно увеличить доходность бизнеса»

Большинство существующих ИИ-решений направлено на снижение издержек и повышение операционной эффективности, а не на увеличение доходов компании, отмечает Виталий Баум, партнер Группы компаний Б1, практика технологического консалтинга: «Мы видим много кейсов в области автоматизации и оптимизации бухгалтерского учета, базовых юридических процедур, административных процессов, обработки документации и даже разработки ПО и поддержки пользователей. Вероятно, следующие поколения ИИ-моделей или их комбинации смогут стать достаточно совершенными, чтобы решать более творческие задачи и создавать инновационные продукты и услуги, способные не просто снизить издержки, а кратно увеличить доходность бизнеса».

Олег Гашников: «Благодаря ИИ значительное число компаний получит возможность оптимизировать затраты и повышать эффективность своей работы»

Олег Гашников, директор практики искусственного интеллекта и машинного обучения DIS Group, поддерживает мнения своих коллег: «Благодаря ИИ значительное число компаний получит возможность оптимизировать затраты и повышать эффективность своей работы. Например, для Сбера эффект от внедрения ИИ в 2024 году составил более 400 млрд руб. Со временем вырастет число компаний, получающих финансовые выгоды от внедрения ИИ, также расширятся сферы применения данной технологии в различных отраслях».

Николай Михайловский: «ИИ, избавляя людей от части рутинных, скучных операций, не только повышает качество рабочих мест, но и снижает потребность в них»

«Одним из ключевых вызовов последних лет для российской промышленности является жесткая нехватка людей, — выделяет еще одну важную проблему Николай Михайловский, генеральный директор компании НТР. — ИИ, избавляя людей от части рутинных, скучных операций, не только повышает качество рабочих мест, но и снижает саму потребность в них».

Илья Петухов: «Думаю, через год-два на рынке могут появиться компании с одним человеком-гендиректором и множеством самостоятельных ИИ-агентов»

Илья Петухов, руководитель проектов развития ИИ-решений Directum, идет в своих прогнозах еще дальше: «Думаю, через год-два на рынке могут появиться компании с одним человеком — с одним генеральным директором и множеством самостоятельных ИИ-агентов. Каждый из них будет выполнять свою конкретную задачу. В таком мультиагентном подходе есть вполне реальная перспектива. Что касается ближайшего года, то нас ждет оптимизация и повышение эффективности: появится возможность решать масштабные задачи силами небольшого штата индивидов. Компании численностью в десять человек будут способны функционировать не хуже, чем организации с полусотней сотрудников. Люди останутся только в узлах принятия важных решения, а всю рутину (подготовку, анализ, поиск информации) возьмут на себя ИИ-агенты».

Как видим, преимуществ, которые открываются благодаря применению ИИ в бизнесе и на производстве, множество, и польза от инвестиций в ИИ-проекты может оказаться весьма и весьма существенной. Применяя разумные, взвешенные и прагматичные подходы к встраиванию ИИ в бизнес, можно добиться существенных выгод. Более того, в ряде случаев можно не просто повысить эффективность нынешних бизнес-направлений, но и вывести организацию на качественно новый уровень, формируя новые направления деятельности и сегменты рынка.