Отечественный рынок центров обработки данных выглядит весьма богато, однако сервис сопровождения клиента у большинства операторов страдает. Компании «Домашний Интерьер» (товарный знак Hoff, далее для удобства будем называть ООО «Домашний Интерьер» компанией Hoff) за последнее время несколько раз пришлось перевозить дата-центр. Своим видением рынка делится Максим Бобылев, директор инфраструктурных решений компании «Хофф Тех», которая обеспечивает техническую поддержку инфраструктурных систем компании Hoff. Более подробно о его опыте выбора ЦОДов можно будет услышать 16 октября на конференции «Инфраструктура цифровизации 2023», организованной издательством «Открытые системы».

- Что представляет собой ИТ-инфраструктура компании Hoff?

Текущий ЦОД располагается в России, в нем находятся основные серверы. Большая VPN-сеть, охватывает все магазины компании Hoff, которых более 70. Все системы компании работают в онлайн-режиме – важно, чтобы информация о товарах и остаткам была доступна покупателям. Сайт и площадка магазина вынесены в отдельный ЦОД с целью разделения рисков

- Как изменились требования компании Hoff к инфраструктуре в последнее время? Что вышло на первый план?

Создавая свою инфраструктуру внутри России, компания Hoff приобретала серверы в собственность, чтобы не зависеть от внешних факторов. Это помогло, и в связи с нынешними обстоятельствами она закладывает лишь больший ЗИП и несколько большие сроки на реализацию инфраструктурных проектов. В любом случае, компания при активной поддержке со стороны «Хофф Тех» должна быстро выводить создаваемые ИТ-сервисы на рынок, поэтому заранее увеличивает вычислительные мощности и держит их в запасе, чтобы было можно поддержать ими свои проекты. И, конечно, все решения по безопасности теперь реализуются только на отечественных решениях. Инфраструктура максимально закрыта, чтобы не было возможности проникнуть в нее снаружи, — это было изначальным требованием, и теперь оно стало еще жестче. На первый план вышла именно безопасность, а также отказоустойчивость сервисов. Перепроверены и усилены бэкапы, чтобы на них можно было рассчитывать в случае критических проблем.

- А насколько изменился рынок?

Конечно, предложение сократилось, когда вендоры начали уходить с рынка. В момент всеобщей паники, когда были раскуплены все запасы оборудования на складах, компанию Hoff это не слишком коснулось. Она спокойно пережила этот период и сейчас сделала крупную закупку на отдельную площадку.

Новые мощности ЦОДов также вводятся в эксплуатацию, компании закупают крупными кластерами решения по несколько десятков стоек, под них выделяются отдельные машинные залы. Как минимум, дефицита я не вижу.

- Чего не хватает отечественным игрокам?

Не хватает клиентоориентированного подхода, правильной работы над сервисами, предлагаемыми заказчикам. Провайдеры осуществляют продажу машинных залов и больше не хотят беспокоиться. Они не ориентированы на дополнительные услуги и развитие отношений с клиентами. Подход, характерный, скажем, для производителей антивирусов: покупают лицензии – и хорошо. Пока в ЦОДах происходит лишь продажа стоек, а дополнительные услуги найти трудно. Да и мало кто из заказчиков понимает, как с ними работать, доверив самое сокровенное поставщику. Получается замкнутый круг: у поставщика нет компетенций, потому что нет спроса.

- Чем был вызван многократный переезд ЦОДов?

Это происходило в момент переноса инфраструктуры в Россию – изначально ЦОД компании Hoff был в Австрии. Казалось бы, переезжали на самую лучшую в тот момент площадку. Однако затем появились новые площадки, предложившие более подходящее решение на понятной для нас платформе – и с точки зрения производителя оборудования, и по платформе виртуализации. Сейчас в Hoff также происходит расширение инфраструктуры: «Хофф Тех» разносит ее по различным площадкам, сокращая риски.

- Какие вы сделали выводы из этих переездов?

Самое важное – иметь команду профессионалов. Никакой ЦОД не сможет обеспечить прозрачную миграцию, не понимая глубоко сервисы компании, а для переноса инфраструктуры нужны компетенции в работе именно ваших сервисов. В противном случае нужно быть готовым или к простою из-за ошибок и низкой скорости работ, или к огромной стоимости проекта.

- На что рекомендуете в первую очередь обращать внимание при выборе провайдера ЦОДа?

Обратите внимание на работу специалистов с техническим заданием. Оцените, насколько они заинтересованы в вас как клиенте, слышат ли они вас и готовы ли решать ваши задачи. Если вы не найдете отклик среди тех, кто реально занимается поддержкой, ваши проблемы будут игнорироваться.

И конечно, полезно посмотреть, как устроен сам ЦОД и на порядок в нем. Чем лучше организована работа базовой инфраструктуры, включая электропитание и подъездные пути, тем выше шанс, что у вас не возникнет проблем.