Голосовые ассистенты в смартфонах сегодня умеют назначать встречи по просьбе, но не способны определять приоритет таких встреч из-за отсутствия навыков социального интеллекта — способности понимать людей по их поведению и соответственно корректировать собственное. Ученые из Пекинского института искусственного интеллекта общего назначения подготовили доклад, в котором очертили текущее положение дел и наметили направления работы в области социального искусственного интеллекта (artificial social intelligence, ASI).

ASI состоит из ряда изолированных компонентов, включая социальное восприятие (формирование представления о себе и других), моделирование психики человека (способность воспринимать переживания другого и прогнозировать его поведение) и социальное взаимодействие. ASI сильно зависит от контекста, объясняют авторы, который может быть как масштабным, например, культурные особенности нации, так и ограниченным, например, совместные переживания двух людей.

Поскольку задачи ASI могут быть очень сложными, динамически меняющимися и непредсказуемыми, стандартные алгоритмы искусственного интеллекта к их решению неприменимы. Нужен комплексный подход на основе различных методов обучения — пожизненного, многозадачного, на основе единственного примера и др., полагают исследователи.