Известно, что просмотр произведений искусства во время посещения галерей и музеев может оказать существенное влияние на настроение и самочувствие человека. Но справедливо ли то же самое при просмотре произведений искусства в цифровом пространстве?

Новое исследование, проведенное психологами, должно было дать ответ на вопрос, оказывает ли такой же эффект встреча с искусством в Интернете? Их вывод: короткое трехминутное посещение художественной выставки в онлайн-пространстве также влияет на субъективные ощущения весьма положительно.

Уже в первую волну пандемии COVID-19 учреждения искусства и культуры быстро перешли от стационарных выставок к демонстрациям в Интернете. Цифровые музеи и художественные галереи в онлайн-пространстве оказались в центре общественного внимания. Это возымело два эффекта: во-первых, доступ к объектам искусства и культуры можно было получить прямо на диване. Во-вторых, охват аудитории стал гораздо шире, чем раньше.

Результаты показали, что даже краткие просмотры могут иметь значительные последствия, приводящие к снижению негативных настроений, беспокойства и чувства одиночества, а также к повышению субъективного ощущения благополучия. Это оказалось вполне сопоставимо с выездами на природу и посещением физических художественных галерей. Кроме того, выяснилось, что чем более значимым и красивым люди считают искусство, чем больше положительных эмоций они испытывают при просмотре, тем сильнее польза.

Все это открывает новые возможности для дальнейших исследований и применения онлайн-показов в залах ожидания, больницах и сельской местности, где доступ к произведениям искусства ограничен.