Согласно прогнозам Gartner, в этом году процентный рост расходов на социальные сети и приложения для совместной работы скорее всего будет измеряться двузначными величинами. Предприятия намерены сохранять связь с удаленными работниками на период пандемии и после ее завершения.

По мере глобального перехода в 2020 году к удаленной работе интерес рос не только к инструментам для организации видеоконференций, таким как Zoom, Microsoft Teams и Cisco Webex, но и к платформам другого рода, обеспечивающим связь между работниками и упрощающим им общение друг с другом.

В отчете Gartner 'Forecast Analysis: Social and Collaboration Software in the Workplace, Worldwide' прогнозируется, что в 2021 году выручка в трех сегментах софтверного рынка – управления совместной работой, корпоративных социальных сетей и приложений для связи между сотрудниками – достигнет почти 4,5 млрд долл., увеличившись на 17% по сравнению с 2020 годом, когда она составила 3,8 млрд долл.

В соответствии с прогнозом на ближайшие пять лет ежегодный процентный рост выручки будет измеряться двузначными числами и в 2024 году составит 6,9 млрд долл. Из-за глобального перехода на удаленную работу исследовательская компания пересмотрела прогноз, сделанный в 2019 году, в сторону увеличения. К другим причинам такого роста относится увеличение числа «белых воротничков» во всем мире.

Необходимость освобождения от людей офисов с одновременным удержанием бизнеса на плаву придала дополнительный импульс для развития многих сегментов рынка ПО, в том числе сегмента социальных сетей и средств взаимодействия, указал вице-президент Gartner по исследованиям и один из авторов отчета Крейг Рот. По его словам, корпоративные социальные сети и продукты для взаимодействия буквально за несколько недель из категории «приятно иметь» перешли в категорию «иметь обязательно».

Из трех областей, рассмотренных в отчете, главным фактором роста продаж стали инструменты для управления совместной работой, включая Asana, Trello и Monday, поскольку компании стремились оцифровать процессы координации и управления «нерутинными» задачами, которые в противном случае требовали обмена сообщениями по электронной почте. Отслеживание и координация работ за рамками формального проекта становились гораздо сложнее, когда нельзя было просто запросить статус над стеной. Соответствующие инструменты, которые и без того находились на подъеме, в период пандемии получили дополнительный импульс для своего развития.

Авторы отчета полагают, что функционал для совместной работы и социальных сетей все чаще будет встраиваться в традиционные бизнес-приложения, такие как CRM, HR и ERP. Согласно прогнозам Gartner, к 2025 году 65% корпоративных приложений будут поддерживать функции взаимодействия.

Тенденция эта прослеживается очень хорошо. Недавно компания Microsoft анонсировала появление инструментов для взаимодействия Teams в составе Dynamics 365, а ожидаемое приобретение Slack компанией Salesforce скорее всего приведет к усилению интеграции в рамках всего набора бизнес-приложений.

Преимущество встраивания функционала соцсетей и средств взаимодействия заключается в возможности интеграции неформализованных процедур – переговоров или обмена контентом – в более бизнес-инструменты, отличающиеся более высокой процессной ориентированностью.

В Gartner прогнозируют, что в перспективе продукты для взаимодействия будут интегрированы в пакетные бизнес-приложения; исчезнет существующая сегодня изолированность, при которой для выполнения каких-либо операций взаимодействия приходится выходить из бизнес-приложения, а затем обратно возвращаться в него.