Все мы привыкли к тому, что Cortana воплощает в себе обращенный к пользователю искусственный интеллект Microsoft, обитающий по большей части в среде Windows. Однако времена меняются, и теперь Cortana из виртуального помощника превратилась в технологию, которая лежит в основе сотен автоматических ботов, спроектированных клиентами Microsoft самостоятельно. А это значит, что круг присутствия интеллекта Cortana станет гораздо шире.

В преддверии конференции разработчиков Build 2019, которая открылась 6 мая в Сиэтле, компания Microsoft анонсировала ряд новых облачных когнитивных сервисов, призванных помочь бизнес-пользователям. Речь, в частности, идет о записи совещаний и извлечении текста из форм.

Помните «конференц-зал будущего», представленный Microsoft на прошлогодней конференции Build? Робот Cortana (размещенный в настольном устройстве точно так же, как это происходит в случае с Amazon Alexa и Google Assistant) распознавал образы, помогал в проведении совещания и осуществлял его запись. Для этого Cortana (или другой агент) должен уметь воспринимать мир вокруг себя.

На  Build 2018 компания продемонстрировала прослушивающее устройство на базе Cortana, которое могло опознавать пользователей по лицу или голосу, управлять конференцией и осуществлять ее запись.

На Build 2019 компания Microsoft сделала некоторые из этих функций доступными агентам независимых разработчиков. Обращение к ним осуществляется через сервис Cognitive Services. При поддержке функций расшифровки беседы бот преобразует речь в текстовую форму в реальном времени, привязывая полученный в результате текст к конкретному выступающему. Microsoft улучшила возможности «зрения» бота, предложив средства распознавания цифровых чернил и так называемый «Распознаватель форм» («Forms Recognizer»), извлекающий данные, которые были введены пользователем в форму. Функция Q&A Maker служит для обращения пользователей к предустановленным диалоговым деревьям.

Суть искусственного интеллекта предполагает вывод сервисов Microsoft за рамки записи входной информации для ее последующего анализа и оказания пользователям необходимой помощи. Новый компонент Decision, включенный в состав Cognitive Services, воспринимает входные данные и действует соответствующим образом. А связанный с ним сервис Personalizer пытается интерпретировать результаты в контексте конкретного пользователя.

Платформой для всего этого служит облачный сервис Azure, позиционируемый Microsoft в качестве «облака для искусственного интеллекта». Согласно утверждениям компании, Azure Cognitive Services используют сейчас более 1,3 млн разработчиков, еженедельно создающих 3 тыс. новых ботов. В общей сложности в мире существует уже почти 400 тыс. цифровых агентов.

Ускорить обучение моделей искусственного интеллекта помогают средства машинного обучения. В 2016 году Microsoft начала переговоры об использовании в серверах в целях увеличения производительности программируемых логических матриц FPGA. Если процессор общего назначения (например, Intel Xeon) можно запрограммировать на выполнение фактически любого алгоритма, то специализированные микросхемы ASIC имеют весьма ограниченный функционал, обеспечивая при этом более высокую скорость выполнения. Но поскольку ASIC не позволяют серьезно улучшить базовую архитектуру, были созданы микросхемы FPGA, обладающие оптимальным соотношением производительности и гибкости. И сегодня Microsoft создает общедоступные модели Azure Machine Learning с аппаратным ускорением на базе FPGA.