В одном из весенних выпусков петербургской газеты "Компьютер-Информ" (http://www.ci.ru) опубликована статья Надежды Максимович "Компьютеры и информационные технологии в российских и американских школах". Выдержки из этой статьи, приведенные ниже, позволяют оценить положение дел с компьютерами в школах северной столицы. Мы рассчитываем вернуться к этой теме в одном из ближайших номеров "КвШ"; питерские школы известны своими успехами во многих сетевых и мультимедийных проектах, успешно работают со своими деловыми партнерами - компьютерными компаниями.
... Рассказать о том, что происходит в петербургских школах, мы попросили заместителя председателя Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Андрея Фирсова и главного специалиста Комитета Валерия Пулита.
Начиная с прошлого года Комитет по образованию начал реализовывать новую политику в области информатизации. До этого работа была направлена на поддержание и развитие базы вычислительной техники в наиболее подготовленных, с точки зрения Комитета, районах города. В результате возник заметный перекос - в одних районах положение вполне благополучное, в других - удручающее. В настоящий момент можно выделить шесть районов, которые на фоне других петербургских и даже московских территориальных единиц выглядят очень прилично. Есть также в городе несколько школ, в которых построены локальные сети, задействованные и в управлении, и в области педагогических проектов.
Нынешняя стратегия развития направлена на построение единой информационной среды образования в масштабе города. Ее создание позволит решить множество задач как прикладного, так и стратегического характера. Важность воплощения этого проекта заключается не столько в том, что в одной базе данных будет собрана вся информация о школах, учениках и педагогах, необходимая для оптимизации образования, сколько в возможности ее использования для социального прогнозирования и регламентации образовательной деятельности.
... Каждый пользователь сможет подключать к системе информационного обеспечения любое число унифицированных или специально разработанных прикладных задач, ориентированных на конкретное наполнение и структуру единой базы данных. Благодаря открытой архитектуре возможность обработки хранящейся информации обретает каждый.
... Еще одна сложность воплощения проекта - кадры. Для того чтобы информационная сеть реально заработала, в каждой школе должна быть ставка заместителя директора по информационному обеспечению, а в каждом районе должен быть сформирован информационный центр, отвечающий за координацию работ, консультационную поддержку школ и заполнение районной базы данных.
Кроме проблем финансовых и административных существуют также и методологические. Необходима система и методика использования современных информационных технологий в учебном процессе для повышения его эффективности. Сейчас этот блок педагогической науки фактически не развит.
Вот некоторые цифры и факты, которые иллюстрируют "информационную обстановку" в петербургских школах. Компьютерные классы (КК) есть более чем в 60% школ, у 10% школ - два и более КК, современные компьютерные классы со средствами мультимедиа есть в 20% школ. Стандартный компьютерный класс включает 11-13 ПК на всю школу, так что времени для работы у школьников недостаточно.

Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" (www.leontief.ru) является независимой некоммерческой организацией. В состав учредителей центра входят десять научно-исследовательских институтов Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга и Стокгольма. В их числе Российский институт экономических проблем переходного периода и Институт по изучению восточноевропейской экономики (Швеция).
Примерно у 40% средних школ города есть возможность выхода в Интернет, половина из них работают регулярно и активно. Каждую неделю в Комитет по образованию поступают две-три заявки от образовательных учреждений на подключение к Интернет. Петербург в этом аспекте один из самых, если не самый передовой регион в России. Особенно заметны положительные перемены в последние два года.
К глобальной Сети питерские школы подключены централизованно, через Институт новых технологий образования (ИНТ) и Леонтьевский центр.
Есть надежды, что удастся использовать каналы держателей оптоволоконных сетей, например, "ЛенЭнерго" для развития сети образовательных учреждений.
Еще в 1991 году на базе ИНТ, некоммерческой организации, развивающей телекоммуникации для нужд среднего образования, была создана первая в России образовательная сеть SchoolNet. В настоящий момент через сервер ИНТ подключены 125 образовательных учреждений в режиме on-line и 272 могут работать с электронной почтой по протоколу UUCP. В среднем за месяц сервер обслуживает 280 пользователей, которые совершают 13 500 звонков общей длительностью 850 часов.
Что касается применения компьютеров в обучении, то в основном ПК используют на уроках информатики. При этом не всегда информатика понимается шире, чем умение работать с клавиатурой. Далеко не всегда детей учат ставить задачи и решать их с помощью компьютерных технологий. Есть и школы, в которых на ПК готовят к изданию газеты, пишут музыку, программы. Около 5-7% школ систематически используют информационные программы в учебном процессе. 15% школ города время от времени применяют ПК в изучении других предметов (не информатики).
На 1 июня 1998 года в 402 средних школах Петербурга (64% общего количества) имелось 500 компьютерных классов (КК). Если сравнивать эти показатели с аналогичными за 1996 год, то положение почти не изменилось, что объясняется тем, что процессы приобретения новой техники и списания старой в настоящий момент взаимоуравновешены.
За последние два года произошли существенные изменения в лучшую сторону в структуре КК. Значительно увеличилась доля техники стандарта IBM (более чем в 2 раза).
Следует отметить, что КК на базе компьютеров стандарта IBM с характеристиками не ниже 486/iP; RAM 8MБ; HDD 1ГБ + Multimedia отвечают требованиям современных образовательных стандартов. Доля компьютерных классов, укомплектованных ПК с такими характеристиками среди категории IBM-совместимых, составляет 50%. Показатель вырос в 5 раз по сравнению с 1996 годом.
При этом процесс обновления компьютерного парка средних школ пока не столь интенсивен, как этого требует время. Из имеющихся КК 68% морально устарели, а 50% - физически.
Актуальна проблема подготовки учителей информатики и обучения преподавателей-предметников использованию ПК в работе. В план занятий по повышению квалификации преподавателей-предметников входит курс компьютерной грамотности. Периодически ИНТ проводит курсы обучения работы в Интернет для школьных учителей, там же создан учебно-методический Пейпертовский центр новых информационных технологий. Но, к сожалению, на практике эти знания используются редко. Все же большинство предметников не имеют опыта работы на компьютере.