LogicaCMG около 30 лет занимается ИТ-менеджментом услуг и является вторым по величине системным интегратором в Европе.

Компания имеет офисы в 34 странах, в которых работают 21 тыс. служащих. Ее годовой доход составляет 1,8 млрд фунтов стерлингов. Самых заметных успехов фирма достигла в области передачи информации по мобильным сетям. Сегодня в мире два из трех текстовых сообщений отправляются SMS-центром LogicaCMG. Во время выставки Wireless Russia 2004 специальный корреспондент Сетей Александр Семенов встретился с Марикой Эффтинг, менеджером по маркетингу продукции LogicaCMG.

Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка неголосовых услуг? И какое место занимают на нем продукты вашей компании?

Компания LogicaCMG — лидер нового поколения систем передачи сообщений: она контролирует 48,6% рынка SMS-центров, 26% — MMS-центров и 17,2% — WAP-сервисов. К наиболее успешным службам SMS относятся передача звуковых сигналов и логотипов, чаты и развлечения. При переходе к MMS более востребованными становятся дополнительные услуги — загрузка полифонических мелодий и анимационных изображений, видеочат на основе MMS, игры. Аналитики из агентства Ovum предсказывают стремительные темпы роста неголосовых сервисов в мобильных сетях до 2008 года: 20% для SMS и 66% для MMS.

Число коротких текстовых сообщений постоянно увеличивается: сегодня передаются до 40 млрд SMS в месяц. Несомненно, эта технология в ближайшие годы передаст эстафету успеха набирающей популярность транспортировке мультимедийных сообщений. Однако для успешной реализации услуг MMS необходимы осведомленность пользователей, привлекательность услуг и цен, поддержка межсетевого роуминга, наличие интеллектуальных информационных ресурсов и инфраструктуры, обеспечивающей требуемые доступность и производительность сервисов.

Рынок мобильной телефонии в России увеличивается очень быстро, но здесь остаются колоссальные ресурсы для роста, поскольку проникновение услуг пока достигло 22—23%. Основная проблема, мешающая столь же стремительному росту числа пользователей MMS, — отсутствие разнообразия услуг. Тут мы, к сожалению, мало чем можем помочь: разработчики ПО не поставляют контент, а лишь предоставляют пользователям возможности для его получения.

Существует ли нереализованный коммерческий потенциал технологий SMS и MMS?

Если говорить о том, какие типы услуг, основанных на технологии передачи коротких сообщений, в России еще слабо развиты, то прежде всего стоит отметить наличие очень большого нераскрытого потенциала контактов «пользователь—пользователь». Кроме того, нужно назвать целый набор интерактивных игр и голосований, которые эффективно сочетаются с телепрограммами. Появляются и новые типы услуг, такие как MMS-TV. В европейских странах такие сервисы стремительно набирают популярность. В Голландии, например, одновременно с демонстрацией популярного телесериала зрителям предоставляется возможность подписаться на его MMS-версию и регулярно получать на телефон своеобразный комикс, главными героями которого являются полюбившиеся киногерои.

Наша основная аудитория сегодня — молодые люди. Но почему бы не привлечь к передовым способам общения и более старшую аудиторию? Ответ на этот вопрос должны найти сами операторы. Пока же мы наблюдаем, как SMS- и MMS-аудитория все больше молодеет: если раньше мы считали самыми юными пользователей, которым исполнилось 16, в крайнем случае — 14 лет, то теперь телефоны есть у многих десятилетних, а порой и восьмилетних детей. Поставщики контента должны учитывать такую тенденцию при проектировании своих сервисов.

Если говорить о старшем поколении абонентов, у них могут стать популярными бизнес-приложения SMS, такие как календарь, интегрирующийся с почтовым клиентом Outlook. Деловые приложения уже предлагаются в Европе, но основной доход операторы до сих пор получают от обмена короткими и мультимедийными сообщениями, а также от мобильных развлечений.

Еще одно интересное направление использования SMS и MMS — маркетинговый канал. Ряд крупных компаний (в частности, Shell, Coca-Cola, Starbucks) применяют его для продвижения своей продукции. Да и операторы мобильной связи применяют MMS для рассылки новых предложений.

Во время чемпионата Европы по футболу миллионы любителей этого вида спорта наверняка захотят оперативно получать информацию о ходе матчей на мобильный телефон...

Безусловно, очень перспективная услуга — доставка спортивной информации. Во время чемпионата Европы по футболу (интервью состоялось чуть раньше, 12 июня. — Прим. ред.) далеко не все смогут следить за его ходом у экранов телевизоров. А вот подписаться на соответствующую MMS-услугу может каждый. И тогда на телефон будут транслироваться все моменты взятия ворот выбранными командами или другие острые сюжеты.

Оператор Т-Mobile в Голландии уже предлагает трансляцию коротких видеоклипов со спортивных мероприятий. Можно подписаться и на весь футбольный сезон. Еще более востребованной такая услуга станет во время Олимпийских игр, которые состоятся в Греции нынешней осенью. Греческие операторы мобильной связи уже активно работают в этом направлении. А при том интересе к спорту, который имеется в России, внедрение подобных сервисов сулит колоссальные доходы местным операторам связи. Люди готовы тратить серьезные средства на оперативное получение спортивных новостей.

Я привела лишь несколько примеров поставки контента в очень узкой области — спорте. В самое ближайшее время должны возникнуть тысячи и тысячи поставщиков контента, которые будут удовлетворять самые разные запросы пользователей.

Изменится ли, на ваш взгляд, структура рынка неголосовых услуг после внедрения технологий третьего поколения?

Когда получат распространение сети 3G, очень популярным станет просмотр «живого» видео на телефонах. Прямая трансляция тех же спортивных мероприятий непосредственно абонентам сотовых сетей превратится из фантастики в реальность. Но уже сейчас в сетях 2,5G при помощи технологии GPRS можно просматривать небольшие клипы, также существуют услуги пересылки новостей CNN в тех случаях, когда в мире происходит что-нибудь интересное.

Подытоживая сказанное, хочу снова подчеркнуть, что все мы ожидаем активизации поставщиков контента. Технологии для распространения любого типа информации уже есть, и теперь пользователям нужно понять, какие преимущества они дают. Я не сомневаюсь, что очень скоро в мобильных сетях станет доступен разнообразный контент.