Cisco предлагает объединять в конвергентные сети не только ИТ-ресурсы отелей, но и средства инженерного обеспечения зданий.

Прошли времена, когда выражение «качество обслуживания» вызывало усмешку у постояльцев отечественных гостиниц. Теперь клиенты фешенебельных отелей, владельцы которых усвоили простое правило «больше сервисов — больше прибыли», получают любые мыслимые услуги практически мгновенно. Не выходя из номера, они могут заказать не только пиццу, букет цветов или журнал, но и фильм, музыку, а также выйти в Internet, послать текстовое или голосовое сообщение.

В СКОРОМ времени отели, возможно, будут получать дополнительную «звезду» за наличие IP-телефонов в номерах и установку «хот-спотов»

По данным Cisco, 80% опрошенных владельцев отелей в 2004 году намерены вкладывать средства в развитие своей технологической инфраструктуры. А руководители гостиничных сетей Hilton, Marriott, Best Western International и вовсе заявляют, что до конца года во всех их зданиях будет установлено оборудование для высокоскоростного доступа в Internet.

Компания Cisco чутко откликается на изменения рынка. Предвидя большой спрос на высокотехнологичные решения в российском гостиничном бизнесе, она организовала семинар, посвященный HRS-технологиям и решениям для отелей и ресторанов. В Cisco убеждены, что основным способом повышения уровня удовлетворенности клиентов и, как следствие, прибыли отелей станет полномасштабное внедрение высоких технологий.

Прежде всего, предлагается строить конвергентные сети на базе IP. Естественно, число устройств, работающих по протоколу IP, будет напрямую зависеть от стоимости проекта. К примеру, возможны установка нескольких «хот-спотов» в холле или баре гостиницы, оснащение IP-телефонами различных модификаций всех номеров или только апартаментов класса люкс.

Специалисты Cisco считают, что в идеале каждый номер отеля должен быть оснащен аналоговым телефоном (в ванной), полнофункциональным IP-телефоном (например, моделью Cisco 7970 с цветным дисплеем) и телевизором со специальной приставкой для пользования услугой «видео по запросу». В таких номерах может применяться специальная карта клиента, содержащая информацию о его основных предпочтениях. С ее помощью постоялец сумеет настроить «под себя» освещение в номере, музыку, ТВ-каналы, автоматически установить в меню телефона удобный языковой режим и ввести «любимые» номера в его память — словом, воссоздать привычные комфортные условия существования, максимально приближенные к домашним.

Чтобы расширить функциональность телефонов Cisco, компания Nevotek, один из партнеров этого производителя, разработала специальные приложения. Благодаря применению решения V/IP устройство Cisco 7970 может поддерживать различные XML-сервисы: отображение на экране сведений о курсах валют и гостиничных сервисах, прогнозов погоды, расписаний авиарейсов, свежих бизнес-новостей и даже информации о содержимом мини-бара. Кроме того, данное решение позволяет отправлять по электронной почте голосовые сообщения. Интересно, что, помимо традиционного набора сервисов, приложения Nevodek обеспечивают услугу «гарантированной побудки». Если посетитель не просыпается после звонка, запрограммированного на определенное время на IP-телефоне, администратор получает «тревожный» сигнал и будит постояльца самостоятельно.

Высокие технологии не только служат для создания комфортных условий для состоятельных клиентов, но и помогают оптимизировать бизнес-процессы самого отеля, делая работу его сотрудников более легкой и эффективной. Решения другого партнера Cisco, компании Micros-Fidelio, содержат все необходимые элементы для обслуживания множества клиентов с момента обращения в гостиницу до выписки из нее. Участникам семинара были представлены новые разработки этой фирмы, предоставляющие дополнительные возможности для повышения качества обслуживания.

Одно из этих решений, Opera Enterprise Solution, эксплуатируется более чем на тысячи объектов по всему миру, а общее число его инсталляций в странах СНГ и Балтии достигает 170. Основные пользователи Opera Enterprise Solution в России —отели Москвы и Московской области. Продукт ориентирован прежде всего на крупные отели и сети гостиниц, такие как Ararat Park Hyatt, Sheraton, Holiday Inn, «Националь». Основными его преимуществами являются возможности создания единой системы бронирования номеров на всех объектах, входящих в гостиничную сеть, оперативного отслеживания доступности мест, а также наличие специального модуля для выхода в Internet. «Финансовое сердце» системы содержит данные о тарифах на услуги, консолидированную отчетность, позволяет отслеживать статистику посещений каждого клиента и поощрять наиболее активных.

Для небольших и сезонных отелей с компактной структурой управления, а также гостиниц типа Bed & Breakfast разработчик предлагает продукт класса Property Management System (система управления недвижимостью) Fidelio Suit 8. Он включает в себя модули управления службой приема и размещения гостей, взаимоотношениями с клиентами, организации конференций и банкетов, которые интегрированы в единую базу данных. Возможности Fidelio Suit 8 позволяют создавать отчеты на основе технологии Crystal Reports, использовать внешние СУБД Oracle, модули CCM и CRM, подключаться к Internet. В России система установлена в небольшой тульской гостинице.

Хотя сегодня для многих владельцев российских гостиниц создание конвергентной сети на базе IP и автоматизация внутренних бизнес-процессов — дело пусть недалекого, но будущего, команда специалистов Cisco уже продвигает новую идею конвергенции. Оказывается, объединять нужно не только ИТ-ресурсы, нацеленные на управление бизнесом, но и системы контроля над техническими параметрами зданий. После создания IP-сети к ней можно подключить устройства, передающие голос, видео и другие виды трафика, а также обеспечивающие удаленный мониторинг систем освещения, безопасности, кондиционирования и энергетического комплекса. Для этих задач предлагается решение Cisco Netbuilding. Например, оно позволяет автоматически отключить вентиляцию и заблокировать лифты при срабатывании датчиков дыма, установить радиометки на движимое имущество.

Безусловно, преимуществ у такой системы немало, но есть и свои недостатки. Получается, что жизнеобеспечение всего здания зависит от техники, которая может выйти из строя или начать работать по воле злоумышленников. А тотальное радиослежение и видеонаблюдение придутся по вкусу далеко не каждому клиенту.