ВЛАДИМИР ЛАГУТИН: «МГТС никогда не была инициатором ввдедения повременки»

Руководство Московской городской телефонной сети объявило на выставке «Связь-Экспокомм 2002» о завершении второго этапа строительства общегородской широкополосной сети передачи данных. Варианты создания такой сети обсуждались достаточно долго, и наконец в 2000 году был развернут ее пилотный вариант. Основой проекта стала технология ADSL, а поставщиками оборудования — компании Cisco Systems и Lucent Technologies. Весь комплекс монтажных и пусконаладочных работ осуществил известный в России системный интегратор AMT Group.

По утверждению генерального директора ОАО МГТС Владимира Лагутина, реализация данного проекта позволит предоставлять широкополосные услуги связи практически по всей территории Москвы. Помимо высокоскоростного доступа в Internet пользователи смогут получать дополнительные телефонные номера (благодаря внедрению технологий пакетной телефонии). Также предполагается оказывать услуги создания корпоративных виртуальных частных сетей и обеспечивать проведение сеансов видеоконференц-связи. Частных клиентов широкополосной сети должны привлечь услуги видео по требованию, доступа к мультимедийным приложениям, к системам дистанционного обучения, приложениям телемедицины и электронных развлечений. Указанные виды сервиса МГТС планирует реализовать в партнерстве с компаниями, которые владеют соответствующими прикладными ресурсами (контент-провайдерами).

К настоящему моменту сдано в эксплуатацию магистральное ядро сети, состоящее из десяти высокопроизводительных коммутаторов. Они соединяются между собой каналами IP/MPLS (на базе потоков STM-16) и АТМ (на основе STM-4). В составе сети насчитывается 160 узлов доступа, обеспечивающих предоставление услуг широкополосного доступа абонентам, подключенным почти к 300 АТС. Зона покрытия новой сети превышает 75% территории города.

На реализацию второго этапа проекта израсходовано порядка 40 млн долл., но руководство МГТС считает, что эти вложения окупятся сторицей. Первые маркетинговые исследования показали наличие устойчивого платежеспособного спроса на широкополосные службы. Как считает Дмитрий Костачев, начальник управления систем передачи данных МГТС, услуги ADSL-доступа будут предоставляться примерно 10% от общего числа телефонных абонентов компании. После завершения второго этапа работ сеть насчитывает 10 тыс. портов, а по окончании третьего этапа строительства, который запланировано провести до конца текущего года, это число вырастет до 50 тыс. Покрытие широкополосными службами охватит до 98% территории столицы.

Наряду с созданием новых высокотехнологичных сегментов сети МГТС уделяет большое внимание вопросам повышения качества предоставляемых услуг на базе существующей инфраструктуры. Для поддержания фукционирования аналоговых АТС, которые все еще составляют немалую долю парка оборудования МТГС, работает опытный завод, выпускающий все необходимые комплектующие. Введена в эксплуатацию система контроля сети в режиме реального времени, позволяющая отслеживать состояние всех оптических пар на более чем 2500 км волоконно-оптического кабеля. До конца нынешнего года в городе планируется установить 3 тыс. карточных и монетно-карточных таксофонов производства Siemens. Выбор этих аппаратов обусловлен их широкими возможностями перепрограммирования и добавления новых функций. Теперь данные процедуры можно будет производить дистанционно. В перспективе МГТС собирается устанавливать таксофоны, поддерживающие технологию радиодоступа, и в первую очередь ими планируется оснастить московские мелкооптовые рынки.

Среди факторов, которые способны негативно сказаться на полномасштабной реализации проекта широкополосного доступа и отсечь достаточно большую часть платежеспособных клиентов, следует выделить наличие спаренных телефонных линий в жилом и корпоративном секторах. Этот термин подразумевает использование одной абонентской медной пары двумя абонентами в режиме разделения времени. По данным руководства МГТС, около 10% всех московских абонентов подключены именно по такой схеме. Решение задачи «распараллеливания» номеров потребует значительных капиталовложений и займет не менее десяти лет. Как сообщил Лагутин, изучается возможность привлечения абонентов к оплате таких работ, но уже сейчас ясно, что «распаривание» телефонной линии обойдется дороже первичного подключения.

Не был обделен вниманием и вопрос введения в Москве повременной оплаты услуг телефонной связи. По сообщению генерального директора МГТС, реализация этих планов была приостановлена решением акционеров компании. Владимир Лагутин сказал, что МГТС никогда не была инициатором введения повременки, а лишь выполняла распоряжения вышестоящих инстанций. Сначала это были указания ЦК КПСС, а сейчас — постановления Министерства связи и правительства Москвы.

Опровергая распространенное мнение, Владимир Лагутин заявил, что введение повременки не привело бы к увеличению доходов оператора. Во-первых, новые тарифы рассчитывались исходя из нынешней стоимости услуг. Во-вторых, по опыту телефонных сетей, уже задействовавших такую форму оплаты, следует ожидать снижения объема трафика, а следовательно, падения выручки от продажи основных услуг. В-третьих, модернизация столь масштабной биллинговой системы потребует немалых расходов. Тем не менее вопрос о введении повременной системы оплаты не снят с повестки дня, а только отправлен на дальнейшую проработку всем заинтересованным сторонам.