Передача голоса по сетям IP завоевывает все более широкое признание в крупных организациях, и специалисты полагают, что сетевым инженерам пора поближе познакомиться с технологией, обозначаемой аббревиатурой SIP (Session Initiation Protocol). Поддерживающие SIP продукты оказались в центре внимания и на завершившейся в США выставке Voice on the Net.

Протокол SIP, схожий по формату с протоколом HTTP, утвержден в качестве стандарта ассоциацией IETF. Он используется приложениями для инициирования и завершения сеансов голосовой связи в сетях IP. Приложения SIP поддерживают обмен речевой информацией в диалоговом режиме, а также мгновенную передачу текстовых сообщений и видео. Многие полагают, что SIP должен прийти на смену протоколу H.323, который применяется сегодня подавляющим большинством продуктов VoIP. Одно из основных преимуществ SIP перед его предшественником заключается в обеспечении интероперабельности виртуальных частных сетей, телефонных систем и шлюзов, поддерживающих данную технологию.

Достижение интероперабельности — весьма существенная проблема развития IP-телефонии, и особенно остро она проявляется в крупных организациях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Корпорация Boeing рассматривает протокол SIP в качестве базового средства построения системы пакетной передачи голоса. «Мы намерены осуществить переход на технологию VoIP в масштабах всей компании, — сообщил сетевой инженер Boeing Майк Макиннис. — SIP позволяет организовать проведение телеконференций через каталог Microsoft Outlook с очень высоким качеством звука. Раньше я даже не подозревал о такой возможности».

Голосовая сеть Boeing создается на основе пяти коммутаторов Lucent Technologies 5ESS, реализующих технологию мультиплексирования с разделением по времени (TDM). Новое решение позволит связать между собой 185 тыс. сотрудников компании. Кроме того, на предприятии уже развернута виртуальная частная сеть IP на базе управляющего сервера Cisco Systems CallManager и 2 тыс. IP-телефонов, установленных в самых разных частях страны. Аппаратные средства CallManager поддерживают протоколы Cisco Skinny Client Control Protocol и H.323, которые, однако, не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности Boeing. «H.323 не обладает достаточной масштабируемостью и, в отличие от SIP, не обеспечивает необходимой интеграции голоса и видео, — пояснил Макиннис. — Мы хотели бы осуществлять совместную передачу видео и голоса поверх единой инфраструктуры IP, но предлагаемые решения на основе протокола H.323 не дают этого сделать».

Одним из главных факторов, заставляющих обратить внимание на SIP, является интероперабельность продуктов, базирующихся на этом протоколе. «Сейчас наши возможности ограничиваются функциональностью телефонов, поддерживаемых сервером Cisco CallManager, — отметил Макиннис. — Но нам следует отказаться от нестандартных протоколов и перейти к более распределенной модели организации телефонной связи».

Многие называют SIP телекоммуникационной технологией будущего, однако кое-кто утверждает, что этот протокол уже исчерпал себя. О SIP очень много говорят, но редко используют на практике. Большинство корпоративных приложений VoIP по-прежнему задействуют протоколы H.323 и Media Gateway Control Protocol, а в целом клиентская база SIP несоизмеримо меньше, чем число пользователей других протоколов VoIP.

«Пока не слышно, чтобы корпоративные клиенты в массовом порядке внедряли у себя технологию SIP, — заметил аналитик IDC Том Валович. — Большая часть виртуальных частных сетей IP ориентирована на H.323. Не думаю, что крупные предприятия возлагают свои надежды именно на SIP». Скажем, компания The Seattle Times устанавливает голосовую систему IP, базирующуюся на технологии H.323 Avaya. «О SIP мы, конечно, кое-что слышали и читали, — заявил менеджер по телекоммуникациям Томас Дюнкерлей. — Но сейчас у нас достаточно дел, и прежде всего нам хотелось бы сдвинуть с мертвой точки процесс внедрения средств передачи голоса по сетям IP. Не думаю, что в настоящий момент протокол SIP принесет нам ощутимую пользу».

Представители Avaya утверждают, что готовы перевести своих клиентов на SIP, но сначала должен сформироваться достаточный спрос. «У нас имеются IP-телефоны, поддерживающие SIP, — сообщил директор Avaya по продуктам VoIP Венкатеш Кришнасвами. — Оборудование, совместимое с SIP, прошло все необходимые испытания и готово к внедрению, но пока мы не видим желающих установить его у себя».

Тем не менее участники выставки Voice on the Net настойчиво рекламировали свое оборудование VoIP, поддерживающее SIP.

Компания Ingate представила межсетевой экран, который позволяет решать вопросы, связанные с организацией защиты при использовании SIP. «Протокол SIP не поддерживается подавляющим большинством межсетевых экранов и узлов, на которых используются средства NAT», — подчеркнул вице-президент Ingate Стив Джонсон. Устройство Ingate Firewall стоит 2500 долл. и размещается в точке соединения корпоративной сети с Internet, обеспечивая фильтрацию трафика при полной совместимости с технологией VoIP. По словам представителей фирмы-разработчика, ее оборудование поддерживает SIP на динамически выделяемых портах межсетевого экрана, что дает возможность проходить через устройство огромному количеству звонков. Такое решение гораздо более эффективно, чем открытие в межсетевом экране отдельного порта для VoIP, который фактически предоставляет злоумышленникам свободный доступ к внутренней сети.

Сотрудники компании Dial, выпускающей серверы телеконференций, анонсировали свою технологию интеграции механизмов передачи голоса и электронной почты на базе SIP. Конечные пользователи получают возможность присоединиться к конференции, щелкнув мышью на имени одного из ее участников в каталоге Outlook. После этого сервер eDial отправляет вызовы на телефоны абонентов, принимающих участие в конференции.

Корпорация Microsoft продемонстрировала интегрированное в приложение Windows Messenger средство передачи голоса, видео и мгновенной пересылки по IP-сетям сообщений, которое осенью прошлого года увидело свет в составе операционной системы Windows XP. Оно также реализовано на базе SIP. «К началу января уже около 17 млн клиентов Windows XP пользовались голосовой связью на основе технологии VoIP, — отметил вице-президент Microsoft Джавад Хаки. — Протокол SIP позволяет корпоративным клиентам заметно расширить возможности своих приложений и поднять их производительность. Это оправдывает затраты на соответствующую перестройку инфраструктуры».

Среди производителей, анонсировавших на выставке свои новые аппаратные и программные телефоны IP, нельзя не отметить компании Polycom и Pingtel. Разработчики Polycom интегрировали протокол SIP в IP-телефон SoundPoint 500 и сервер конференций IP Soundstation 3000. Фирма Pingtel представила программную версию телефона IP, который запускается в качестве стандартного настольного приложения Windows и поддерживает связь при помощи обычной телефонной гарнитуры.


Коротко о SIP

Протокол Session Initiation Protocol был разработан в середине 1990-х годов ассоциацией IETF. Эта телекоммуникационная технология, предназначавшаяся для передачи голоса по сетям IP в режиме реального времени, получила достаточно широкое распространение в приложениях обработки видео и мгновенной пересылки сообщений.

Что касается передачи голоса, протокол обеспечивает выполнение базовых задач управления вызовом, таких как открытие и завершение сеанса, а также обработку сигналов при инициализации вызовов (размещение в очереди, обеспечение идентификации абонента и пересылку вызовов). Его задачи аналогичны тем, которые присущи протоколу Signaling System 7 (SS7) в обычной телефонии, и технологиям H.323 и Media Gateway Control Protocol в IP-телефонии.

По словам сторонников SIP, протокол позволяет предоставлять интегрированные и унифицированные услуги, к которым относится, в частности, ведение переговоров с одновременной передачей голоса и изображения. Как и HTTP, SIP реализован с помощью текстовых тегов, что упрощает его использование в приложениях.

Телефонные приложения SIP обеспечивают привнесение дополнительной интеллектуальности в процедуру организации вызова, расширение возможностей сетевых устройств и агентов потребителя — IP-телефонов и ПК, оснащенных ПО передачи голоса или мгновенной пересылки сообщений. Пользовательские агенты SIP обладают дополнительными функциональными возможностями и взаимодействуют в основном по принципу «каждый с каждым». В традиционной телефонии и телефонии H.323 применяются телефоны, не воспринимающие текстовую информацию, а большая часть функций обработки вызовов и управления возлагается на центральный коммутатор или сервер.