Сергей Капцов признал, что проекты, связанные с проектом ВКС, появляются в России нечасто

В середине апреля о своем выходе на российский телекоммуникационный рынок официально объявила компания «Авикон Текнолоджис», специализирующаяся на дистрибуции оборудования видеоконференц-связи. Хотя эта фирма образовалась в нынешнем году, ее костяк составили специалисты, занимающиеся системами аудио- и видеоконференц-связи более пяти лет.

Как сообщил директор «Авикон Текнолоджис» Сергей Капцов, в деятельности компании важное место займут не только поставки систем аудио- и видеоконференц-связи, но и продажи сопутствующего оборудования. Фирма собирается работать только с системными интеграторами и операторами связи — обслуживание конечных заказчиков не входит в ее задачи.

Выбор данной стратегии Сергей Капцов объясняет тем, что проекты, связанные с созданием систем видеоконференций, появляются на российском рынке нечасто, поэтому обычным системным интеграторам накладно создавать и поддерживать собственные подразделения, занимающиеся исключительно системами видеоконференций. В отличие от других дистрибьюторов, «Авикон Текнолоджис» будет предлагать своим партнерам весь спектр услуг — от совместной разработки технических решений до консультаций по наладке и эксплуатации оборудования. Кроме того, предполагается обучать сотрудников интеграторских фирм и их заказчиков, проводить совместные маркетинговые мероприятия.

В планах компании — работа с широким спектром оборудования, но сейчас компанией заключены официальные соглашения с производителями, на долю которых приходится подавляющая часть рынка систем видеоконференц-связи. В первую очередь это Polycom, который недавно поглотил бывшего лидера данного направления PictureTel и приобрел ведущего производителя видеосерверов Accord. Кроме того, «Авикон Текнолоджис» собирается поставлять продукты от Tandberg и Radvision. Из дополнительного оборудования на российском рынке будут предлагаться системы освещения Navitar, документальные камеры Wolfvision и универсальные пульты дистанционного управления Crestron.

Если отвлечься от официальных пресс-релизов, то рыночная ниша, выбранная «Авикон Текнолоджис», и намеченная стратегия ее освоения вызывают двойственную реакцию.

С одной стороны, видеоконференц-связь действительно является сложным элементом телекоммуникаций, требующим от специалистов глубоких знаний в различных прикладных областях. Необходимо не только выбрать подходящее для той или иной бизнес-задачи оконечное оборудование, грамотно распорядиться имеющимися ресурсами транспортных сетей, но и профессионально установить освещение, подобрать подходящий для данного помещения интерьер и решить множество других проблем, о которых вряд ли когда-нибудь задумывался инженер по телекоммуникациям. Потому-то деятельность специально обученного сотрудника действительно окажется максимально эффективной.

С другой стороны, рынок систем видеоконференц-связи не столь велик, чтобы полностью ориентировать на него работу отдельной компании. Несмотря на оптимизм руководства «Авикон Текнолоджис», при реализации комплексных телекоммуникационных проектов такие решения зачастую выступают в роли своеобразных «бантиков». Причин тому много, и их влияние на развитие рынка видеоконференц-связи требует отдельного рассмотрения, поэтому затронем лишь главные.

Создание высококачественной полномасштабной системы видеоконференц-связи в рамках территориально распределенной компании требует довольно существенных финансовых затрат и предъявляет высокие требования к магистральным каналам связи. Кроме того, ее внедрение оказывается эффективным, лишь когда система опирается на конкретную модель управления того или иного предприятия.

К сожалению, во многих случаях действующие системы видеоконференц-связи используются далеко не эффективно. Косвенно это связано с психологическими аспектами, ведь общение посредством видеосвязи — совсем не то же самое, что разговор по телефону или личная встреча. Даже если не учитывать специфические правила проведения таких сеансов и их своеобразный этикет, остается опасение участников, особенно высокопоставленных лиц, оказаться смешными в глазах других. Это отнюдь не надуманная причина: известны случаи, когда руководители хотели видеть своих подчиненных на экране, но сами на нем не показываться.

Еще один повод для сомнений заключается в том, что де-факто большинство систем видеоконференц-связи в России создается на основе оборудования Polycom. Это подтверждается и тем, что на презентации новой компании присутствовали руководители европейского офиса этого вендора. Вполне понятно их желание и дальше расширять свой бизнес в России, о чем говорила Фатиха Лафкар, менеджер по развитию каналов продвижения Polycom в регионах EMEA. Однако на российском рынке данную продукцию с успехом распространяет другой дистрибьютор, санкт-петербургская компания Nort-West Group (NWG). Как известно, она достаточно давно работает на рынке дистрибуции телекоммуникационного оборудования и имеет не одну сотню партнеров во всех регионах.

Компании «Авикон Текнолоджис» предстоит немало потрудиться, чтобы занять достойное место на весьма тесном рынке российской видеоконференц-связи. Тем более досадны ошибки, свидетельствующие о ее невнимательном анализе данного рыночного сегмента. Например, в пресс-релизе «Авикон Текнолоджис» утверждается, что в настоящий момент фирма проходит сертификацию с целью стать единственным в России «золотым» партнером Polycom. Однако еще в конце прошлого года ее основной конкурент — NWG уже обладал «золотым» статусом.