Британская компания EMC, занимающаяся исследованиями мирового рынка сотовой телефонии, распространила информацию о том, что в первые дни апреля в мире появился миллиардный подписчик на услуги мобильной связи. Этот симптоматичный рубеж удалось преодолеть примерно через 23 года после того, как японская фирма NTT DoCoMo запустила в коммерческую эксплуатацию первую сотовую сеть. Естественно, тогда аббревиатуры GSM и 3G никому не были известны, сегодня же на долю сетей стандарта GSM приходится более 67% мировой абонентской базы. Правда, успехи сетей третьего поколения (или их прообразов) куда скромнее. По данным все той же EMC, к услугам мобильного доступа в Internet во всем мире прибегают от силы 50 млн человек, а абонентов сетей 3G насчитывается еще на порядок меньше (практически все они обслуживаются сетью стандарта cdma2000 1x на территории Южной Кореи).

Любопытно, что вторая половина долгого пути к миллиарду абонентов была пройдена в рекордно короткие сроки: 500-миллионный владелец контракта появился каких-то пару лет назад — в феврале 2000 года. И все это — на фоне общего замедления темпов прироста абонентской базы! В 1999 году она увеличилась на 55%, в 2000 — на 52,4%, а в прошлом — только на 30,1%. Снижение роста данного показателя ожидается и в дальнейшем, поэтому появления двухмиллиардного абонента стоит ожидать не ранее 2005 года.

Эксперты указывают разные факторы, вызвавшие ухудшение динамики мирового сотового рынка. Помимо общего экономического спада (кажется, подходящего к концу), называют элементарную нехватку мобильных терминалов следующего поколения, снижение среднего дохода на одного абонента и заоблачную стоимость 3G-лицензий, которые существенно ограничили финансовые возможности операторов и замедлили внедрение новых типов услуг. В значительной степени исчерпан потенциал предоплаченных тарифных планов, обеспечивших стремительный рост числа подписчиков в конце прошлого десятилетия. Примерно год назад в Западной Европе ими пользовались около 61% всех обладателей сотовых телефонов. Наконец, свою роль играет неминуемое приближение рынка к уровню насыщения.

Впрочем, с уровнем этим не все так просто. Во-первых, на практике «возрастной ценз» пользователей сотовых телефонов постоянно снижается, поэтому аналитики начали причислять к таковым даже пятилетних детей. Во-вторых, уровень проникновения сотовой телефонии (отношение числа контрактов к общей численности населения) растет и растет. Последние «изобретения» по этой части принадлежат экспертам все той же EMC. Согласно их расчетам, о насыщении рынка во многих странах можно будет говорить только после того, как уровень проникновения достигнет там значения 140%.

Столь абсурдная, на первый взгляд, цифра получена, естественно, не на основе учета «мертвых душ». Она отражает тот нехитрый факт, что все больше абонентов предпочитают иметь два контракта (а следовательно, два номера и два телефона): один — для бизнес-переговоров, а другой — для общения по личным делам. Замечу в скобках, что с подобной трактовкой уровня проникновения сотрудники EMC явно опоздали: в России анекдот про нового русского с тремя «мобильниками» ходит уже несколько лет. Разбиение звонящих по категориям в нем, правда, несколько иное, но сути дела это не меняет.

Добавив таким образом оптимизма операторам, сотрудники EMC не забыли оговориться, что вторые контракты можно всерьез принимать во внимание только там, где уровень проникновения сотовой связи уже в ближайшее время приблизится к планке в 100%. Странам Восточной Европы и бывшего СССР это пока не грозит. Зато данный регион оказался в минувшем году мировым лидером по темпам роста, обогнав даже Африку. Абонентская база здесь выросла на 71,3% (годом ранее — на 100%) и достигла 50,5 млн человек. Почти три четверти новых абонентов подписывались на услуги по тарифным планам, подразумевающим предоплату, так что по данной категории пользователей рост составил 131%. Оба приведенных значения превышают темпы роста не только в Западной Европе (где они упали с 59,7 до 16,2%), но и во всем мире.

В России только за прошлый год абонентская база сотовой связи увеличилась почти на 130%, и высокие темпы роста продолжают сохраняться. Согласно последним данным консалтинговой компании J?son & Partners, в I квартале текущего года число абонентов возросло еще на 27%, что по формуле сложных процентов дает около 160% в год. При этом у МТС было 3,5 млн (вместе с 484 тыс. абонентов оператора «Кубань GSM», контрольный пакет которого сейчас покупает MТС), у «ВымпелКома» — 2,66 млн, у «Соник Дуо» — 1,25 млн абонентов. Общая же численность абонентской базы достигла 10,1 млн человек. Так что в отечественной сотовой связи, как и вообще в ITT-индустрии, по-прежнему все в порядке: мы уверенно «сидим» в одном проценте мирового рынка.