ДЖО ЛУНДЕР надеется найти дополнительные источники финансирования для развертывания сетей в регионах

Назвав 2001 год годом прорыва, глава «ВымпелКома» Джо Лундер выразил удовлетворение поступательной динамикой прибыльности компании в течение всего отчетного периода. Ее итоговая чистая прибыль достигла 47,3 млн долл. (по сравнению с чистым убытком в размере 77,8 млн долл. за 2000 год). Аналогичную тенденцию «продемонстрировали» и другие важнейшие индикаторы, по которым можно судить о финансовом состоянии акционерного общества.

Как и в предыдущие три финансовых квартала, в последнем общая операционная выручка «ВымпелКома» снова существенно увеличилась: без учета внутренних расчетов между компаниями группы для московского сегмента сети этот показатель оказался равным 130,6 млн долл. Еще 5,3 млн долл. принесла деятельность «ВымпелКома-Р». По итогам всего года эти показатели составили соответственно 416,9 млн и 11 млн долл. Чистая выручка «ВымпелКома» за 2001 год — 422,6 млн долл., то есть она увеличилась на 54,2% по сравнению со значением годичной давности. За тот же период EBITDA выросла на 186%, достигнув отметки 148,5 млн долл.

Чистая прибыль от операционной деятельности АО «ВымпелКом» в Московском регионе составила за IV квартал 23,1 млн долл. (за весь год — 55 млн долл), в то время как «ВымпелКом-Р» закончил квартал с чистым убытком в 2,5 млн долл. Годовые убытки дочерней компании оказались на уровне 7 млн долл.

По словам первого вице-президента «ВымпелКома» Николая Прянишникова, важнейшим элементом прошлогодней стратегии компании было развитие инфраструктуры сети. Общие капитальные затраты составили в 2001 году около 238,3 млн долл. (включая 163,1 млн, потраченных на развитие сегмента сети на московской лицензионной территории). Сообщается, что за прошедший год было введено в строй 539 новых базовых станций (305 в Москве и 234 в регионах). В результате количество действующих базовых станций сети «Би Лайн GSM» достигло 1342. Но уже через два с половиной месяца (по состоянию на 20 марта) их число увеличилось до 1530. В текущем году сотовый оператор намерен сохранить темпы роста строительства сети, подчеркнул Николай Прянишников.

В IV квартале абонентская база «ВымпелКома» выросла на 554 тыс. пользователей, из которых на декабрь пришлось почти 300 тыс. новых подключений. Эта величина оказалась на 40,8% большей, чем в III квартале. Вместе с тем Прянишников отметил наличие серьезных проблем эксплуатации сети, связанных с лавинообразным притоком абонентов в период рождественских и новогодних распродаж. «Хотя в компании было принято стратегическое решение о сохранении резервной емкости сети на срок не менее 6 месяцев (с учетом прогноза развития абонентской базы), предвидеть, на какие участки сети придется пиковая нагрузка, оказалось попросту невозможно», — подчеркнул он.

На фоне более чем двукратного роста численности московских пользователей сети «Би Лайн» (с 780 тыс. до 1911 тыс. абонентов) темпы развития ее регионального сегмента выглядят заметно скромнее. Запустив в коммерческую эксплуатацию 15 сетей GSM в различных регионах, к 31 декабря 2001 года «ВымпелКом-Р» набрал только 200 тыс. абонентов. Еще через два с половиной месяца их число выросло на 70 тыс. Таким образом, на момент обнародования годовых итогов консолидированная абонентская база «ВымпелКома» достигла 2600 тыс. пользователей, из которых 2330 тыс. обслуживались на московской лицензионной территории. Эти данные включают в себя и число абонентов сети стандарта DAMPS, развернутой в столице и области.

Затраты на привлечение одного абонента сократились за последний квартал с 40,9 до 35,7 долл. Николай Прянишников связывает это с увеличением доли продаж через собственные офисы и со снижением размеров дилерской комиссии. Не последнюю роль в данном процессе сыграла активная рекламная кампания, развернутая в средствах массовой информации. Прянишников отметил, что реакция рынка на слоган «С нами удобно» была крайне позитивной.

В 2001 году среднемесячный показатель использования эфирного времени одним абонентом (MOU) составил 105,3 мин (примерно на 16,2% больше, чем годом ранее). Средняя доходность на одного абонента (ARPU) в отчетном году — 26,2 долл. (на 29,6% ниже значения того же показателя, зарегистрированного по итогам 2000 года). Падение доходности на одного абонента в «ВымпелКоме» объясняют существенным снижением тарифов и изменением структуры абонентской базы компании (в первую очередь ростом доли мало говорящих абонентов).

Генеральный директор АО «ВымпелКом» заявил о сохранении в текущем году главных стратегических направлений его развития. Он подчеркнул, что компания планирует упрочить свои позиции на столичном рынке сотовой связи, где, по прогнозам аналитиков, уровень проникновения услуг может вырасти на 50%. Еще одна задача — существенно увеличить рыночную долю в остальных четырех регионах лицензионной территории. Глава «ВымпелКома» отметил, что общие показатели бюджета фирмы останутся весьма «напряженными». В связи с этим Джо Лундер выразил надежду на возможность найти дополнительные источники финансирования для «ВымпелКома-Р», в том числе для получения лицензий и строительства сети в трех оставшихся укрупненных регионах России.

Весь прошлый год компания уделяла повышенное внимание введению инновационных услуг. Началось использование технологии GPRS, запущены опытная зона третьего поколения, система отсылки SMS на телефоны DAMPS, разнообразные сервисы на основе технологии коротких текстовых сообщений и т. д. Логично, что третьим ключевым направлением развития «ВымпелКома» его глава назвал продвижение на рынке передовых сервисов, главным образом мобильного доступа в Internet и передачи данных. «В итоге мы надеемся повысить долю доходов компании, полученных от неголосовых услуг связи, до 10% общего объема продаж услуг«, — заявил Джо Лундер.

Революционный рост рыночной доли — один из главных показателей успеха, которого удалось добиться убыточной в недавнем прошлом компании в течение одного календарного года. Как сообщил Николай Прянишников, к Новому году ее доля в московском сегменте рынка составляла примерно 46,5%. «Если верить независимым оценкам аналитиков, то сегодня в Москве у нас есть существенное преимущество перед МТС», — добавил вице-президент «ВымпелКома».