Чуть больше года назад на российском телекоммуникационном рынке появилась новая компания, которая сразу привлекла внимание клиентов своим броским названием — «Зебра Телеком». Сегодня эта фирма стала одним из лидеров среди провайдеров услуг IP-телефонии и доступа в Internet. Своим основным видом деятельности она избрала предоставление услуг населению, то есть частным лицам. Они обеспечивают достаточно большую долю рынка связи, составившую в 2001 году, по данным Министерства связи, свыше 2,5 млрд долл.

В силу многих причин приоритетной сферой услуг операторов IP-телефонии стала организация международных соединений. Хотя в общеотраслевой структуре услуг дальней связи на долю таких звонов приходится менее 10%, именно в этом сегменте рынка альтернативные операторы смогли серьезно конкурировать с монополистом — ОАО «Ростелеком». Суммарный трафик «альтернативщиков» за прошлый год составил 360 млн мин — против 1 млрд мин у «Ростелекома». На рынке междугородной связи картина совсем иная: в 2001 году операторы IP-телефонии контролировали только 2% общего объема услуг (примерно 120 млн мин), а «Ростелеком» сумел «освоить» 6 млрд мин.

По словам генерального директора «Зебра Телеком» Виктора Каледина, несмотря на достаточно высокую конкуренцию в упомянутом сегменте рынка, его компании удалось занять здесь лидирующие позиции. Этот результат был достигнут благодаря выбору грамотной стратегии. Общий объем инвестиций в развитие сервиса международной IP-телефонии составил порядка 2 млн долл., половина из которых была израсходована на рекламу и маркетинговые мероприятия. Столь высокие затраты объясняются ориентацией фирмы на массовый рынок, а значит, ей понадобилось в предельно короткие сроки сделать свою торговую марку узнаваемой среди широкой аудитории. Расходы оказались не напрасными, и уже в конце прошлого года «Зебра Телеком» вышла на уровень самоокупаемости.

Услуги дальней связи и доступа в Internet предоставляются с помощью предоплаченных дебитных карт. Единый тарифный план, не зависящий от номинала карточек, позволил сделать расчеты с абонентами максимально прозрачными. В настоящее время «Зебра Телеком» создала обширную дилерскую сеть, насчитывающую более 370 партнеров. Карточки распространяются в 3 тыс. торговых точках, таких как компьютерные магазины, автозаправки, салоны связи, банки и т. п. Как утверждает директор по маркетингу и продажам Алексей Гаранов, находясь в любой точке Москвы, можно найти в радиусе 200 — 300 м пункт продажи дебитных карт «Зебра Телеком». Особым спросом пользуются универсальные карты, позволяющие с одного лицевого счета оплачивать как телефонные звонки, так и доступ в Internet. Популярность услуг компании подтверждается ежемесячным 15-процентным приростом трафика, позволившим оператору выйти на уровень 2 млн мин в месяц.

Направление Internet-доступа стало активно развиваться с осени прошлого года, когда в фирму пришла новая техническая команда. Сегодня насчитывается более 18 тыс. абонентов, подключаемых по dial-up. В распоряжении «Зебра Телеком» — два собственных узла доступа и точки присутствия на междугородных транзитных станциях М9 и М10.

Теперь в планах компании значится выход на рынок Санкт-Петербурга. Начиная с мая в северной столице будет предоставляться весь комплекс услуг, доступный в Москве. Предусмотрено роуминговое обслуживание абонентов двух столиц (например, с помощью карточки, приобретенной в Москве, можно будет подключаться к услугам в Санкт-Петербурге).

Кроме того, «Зебра Телеком» собирается существенно расширить свое присутствие в регионах. Для данных целей будет создана партнерская сеть, основанная на широком выборе возможных схем сотрудничества — от прямых инвестиций до франчайзинга. Главным препятствием на этом пути, по мнению Виктора Каледина, является ограниченность доступа альтернативных операторов к ресурсам местных телефонных сетей.

Если в прошлом году компания практически не претендовала на рынок услуг IP-телефонии для корпоративных заказчиков, то теперь она решила начать на нем активную работу. Ныне такие услуги предоставляются Европейскому банку реконструкции и развития, российскому отделению Greenpeace, торговому дому «КомпьюЛинк» и многим другим фирмам.

Разумеется, руководители «Зебра Телеком» не собираются забывать и о том сегменте рынка, в котором уже достигнут зримый успех. Серьезным подспорьем для успешного выполнения всех намеченных планов является довольно приличный (по российским меркам) инвестиционный портфель. На развитие бизнеса предполагается израсходовать порядка 10 млн долл.