Глобальные информационные ресурсы — вещь, безусловно, полезная, особенно когда они становятся доступными для массовой аудитории. Поэтому одним из важнейших пунктов федеральной программы «Электронная Россия» является развитие инфраструктуры публичных сетей доступа. Именно этой теме был посвящен семинар, организованный Высшей школой экономики совместно с фондом «Новая экономика» при содействии Минсвязи, Минэкономразвития и Минобразования РФ.

Вопрос, вызвавший самое оживленное обсуждение, касался разработки условий проектного финансирования мероприятий по подключению бюджетных организаций к глобальным компьютерным сетям. В этом нет ничего удивительного, поскольку проблемы распределения бюджетных средств считаются главным камнем преткновения в осуществлении ИТ-проектов в государственной сфере. Принятие ФЦП «Электронная Россия» дало «добро» на целевое освоение немалых денежных сумм, однако это вовсе не означает, что процесс «интернетизации» госструктур будет проистекать бесконтрольно.

Представитель департамента электросвязи Минсвязи РФ Иван Курносов остановился на необходимости проведения конкурса объектов из перечня образовательных учреждений, больниц и муниципальных заведений, подающих заявку на финансирование. Разумеется, предпочтение будет отдаваться тем заявкам, в которых предусматривается софинансирование со стороны как самих заявителей, так и местных органов самоуправления.

Значительная часть проектов по организации доступа для госучреждений не может быть завершена в течение одного года. По каждому такому многолетнему мероприятию предусматривается ежегодный пересмотр процедуры конкурса исполнителей, что соответствует действующей практике проведения госзакупок. Однако правительственные чиновники хорошо чувствуют разницу между ежегодными закупками продовольственных товаров и непрерывным многолетним циклом работ в области ИТ, эффективность которых сильно зависит от компетенции исполнителя и степени его «погруженности» в проект. Лучший принцип здесь — «не менять на переправе коней», но это идет вразрез с духом и буквой закона. В итоге Иван Курносов признал, что по крупным информационным проектам требуется дополнительная нормативно-методологическая проработка, относящаяся к компетенции Межведомственной комиссии, создаваемой в рамках программы «Электронная Россия».

К тому же при извечной ограниченности финансовых ресурсов дополнительное их дробление между разными исполнителями снижает активность соискателей из числа коммерческих фирм — интеграторов и провайдеров услуг. Словом, проблемы реализации федеральной программы уже сейчас видны невооруженным взглядом.

Как показывает российский опыт, слепое следование параграфам нормативных актов приводит к курьезам. Видимо, эта участь может постичь центры общественного доступа, которые создаются практически во всех городах России и деятельность которых по идее должна лицензироваться. Формальный аргумент, предъявляемый представителями Минсвязи, заключается в том, что такие центры занимаются продажей услуг доступа в Internet частным пользователям, а значит, им нужно получать лицензию на предоставление телематических услуг. Учитывая, что бизнес данных организаций и без того сложно назвать прибыльным, дополнительные административные барьеры могут вовсе отбить охоту у желающих заниматься поголовной «интернетизацией» населения.

Последующая дискуссия касалась главным образом развития образовательных сетей. Директор ГНИИТТ «Информика» Юрий Ижванов сообщил, что, по последним статистическим данным, в США 98% школ имеют доступ к Internet, тогда как в России этот показатель не превышает 1,5%. Пределом мечтаний для общеобразовательных учреждений считается выделенный канал 64 Кбит/с, а для поддержки учебного процесса нужна передача мультимедиа-материалов, требующих гарантии качества обслуживания (QoS). На сегодня актуальной задачей повышения ИТ-уровня средней школы является инвентаризация средств доступа образовательных учреждений к глобальным сетям и определение типовой инфраструктуры доступа с учетом потребностей учебного процесса. В частности, эксперты ГНИИТТ «Информика» выяснили, что для 25% сельских школ оптимальным способом подключения станет технология асимметричного спутникового доступа.

В высшей школе ситуация с доступностью глобальных информационных ресурсов обстоит гораздо лучше. Большая роль в этом принадлежит научно-образовательным сетям типа FREEnet и RunNet. Представитель FREEnet Андрей Мендкович привел данные, согласно которым суммарная пропускная способность магистральных каналов российских научно-образовательных сетей составляет 310 Мбит/с, из которых 160 Мбит/с приходится на международные каналы. Образно говоря, Россия сегодня «не в аутсайдерах, а болтается где-то в середине». Что касается технологических инноваций, то сеть FREEnet по праву может считать себя одним из лидеров отечественной телекоммуникационной индустрии. Здесь, по словам Мендковича, впервые была внедрена технология ATM на магистральном уровне, и сейчас эта сеть является единственной в стране, где поддерживается версия протокола IPv6.