Клиентам ASP-проекта DATA FORT стала доступна СУБД Oracle 9i. Это событие свидетельствует о высоких темпах качественного «созревания» отечественного рынка услуг аренды приложений: потенциальные заказчики уже сегодня готовы использовать «тяжелое» программное обеспечение на условиях аренды. От продвижения упомянутой СУБД в рамках ASP-модели должны выиграть обе сотрудничающие стороны.
Павел Захаров, менеджер по работе с партнерами компании Oracle, уверен, что ASP-услуги не будут конкурировать с прямыми продажами программных продуктов

Представители корпорации Oracle и участники ASP-проекта DATA FORT, запущенного компанией IBS в октябре прошлого года, дали старт новой маркетинговой программе. В портфель продуктов, доступных клиентам DATA FORT, отныне входит СУБД Oracle9i. Это событие свидетельствует о высоких темпах качественного «созревания» отечественного рынка услуг аренды приложений: потенциальные заказчики уже сегодня готовы использовать «тяжелое» программное обеспечение на условиях аренды (более подробное обсуждение современного состояния российского рынка ASP см. в «Сетях», 2002, № 1-2, с. 24-28).

От продвижения упомянутой СУБД в рамках ASP-модели должны выиграть обе сотрудничающие стороны. Для DATA FORT это одно из ключевых направлений бизнеса, успех которого, как доказано историей развития услуг ASP в других странах, не в последнюю очередь определяется спектром предлагаемых решений. Oracle также не останется внакладе. Во-первых, по мере расширения числа ASP-клиентов провайдеру будут продаваться все новые и новые лицензии. Во-вторых, если ориентироваться на все тот же западный опыт, расширение бизнеса нередко приводит к тому, что заказчики «вырастают из коротких штанишек» ASP-модели и переходят к эксплуатации сложных информационных систем своими силами. В большинстве случаев предпочтение отдается тем же продуктам, которые ранее арендовались у ASP-провайдера. В-третьих, как отметил менеджер по развитию бизнеса DATA FORT Дмитрий Фишелев, пользователями новой услуги станут те организации, которые не могут себе позволить покупку СУБД (прежде всего — по экономическим соображениям), а это означает увеличение доли Oracle на российском рынке.

Последний тезис требует небольшого комментария. По словам Дмитрия Комиссарова, коммерческого директора проекта DATA FORT, переход на ASP-модель позволяет заказчику не только избежать необходимости осуществления крупного начального платежа, но и сэкономить на эксплуатационных расходах — модернизации серверной платформы, закупке средств резервного копирования, обеспечении безопасности, администрировании.

Вот как выглядит приведенный им грубый расчет размеров такой экономии. При использовании ASP-модели для базы данных объемом 250 Мбайт (средний показатель по контрактам, которые уже ведет или только начинает прорабатывать DATA FORT) расходы организации-заказчика за два года не превысят 4400 долл. При этом провайдер возьмет на себя все заботы по администрированию, обеспечению безопасности, резервному копированию и круглосуточному мониторингу параметров сервиса. Покупка же однопроцессорной лицензии на тот же период обойдется уже в 8500 долл. К этой величине надо прибавить зарплату системного администратора (минимум 300 долл.) и другие статьи эксплуатационных расходов. Однако даже если отвлечься от последних, экономия составит 11 300 долл. за два года, или 72%. Кроме того, всем пользователям, которые заключат контракт на аренду СУБД Oracle9i до декабря 2002 года, DATA FORT предоставит бесплатный статистический модуль Web Trends либо сервис ежедневного резервного копирования на весь срок действия контракта. Будут также предложены льготные условия подписки на расширенный пакет услуг хостинга в центре обработки данных DATA FORT. Наконец, договор аренды, который может быть заключен сразу на несколько лет, предусматривает переход на обновленную версию СУБД без каких-либо дополнительных платежей со стороны заказчика — правда, если в этом действительно возникнет необходимость.

Как было отмечено на пресс-конференции, посвященной началу реализации российской ASP-программы Oracle, запросы в московский офис компании на предмет аренды ее продуктов начали поступать в середине прошлого года. Выбор IBS в качестве партнера был обусловлен как шестилетним опытом плодотворного сотрудничества двух фирм, так и тем, что среди российских ASP-проектов пока только DATA FORT рассчитан на работу с высокоуровневыми системами (класса ERP и CRM). На сегодня у DATA FORT уже появился один заказчик, воспользовавшийся услугой аренды Oracle9i, отношения же с несколькими другими потенциальными клиентами находятся в стадии проработки. В течение первого года продвижения продуктов Oracle сотрудники DATA FORT надеются привлечь к новой услуге более 30 корпоративных пользователей.

Предполагается, что это будут компании трех категорий: разработчики и пользователи приложений Internet/intranet, владельцы крупных Web-сайтов, требующих применения современных СУБД (торгово-закупочных площадок, электронных магазинов), и организации, бизнес которых предполагает постоянное обновление данных через Сеть (финансовые и брокерские структуры). В дальнейшем руководство DATA FORT планирует пополнить ассортимент предлагаемого в аренду ПО Oracle другими продуктами этой компании. А значит, расширится и круг потенциальных потребителей пока еще новой для нашего рынка услуги.