Корпоративная стратегия Intel основывается на убежденности в том, что через пять, максимум шесть лет электронная торговля станет во всем мире обязательным компонентом ведения любого бизнеса. Руководители корпорации с доверием относятся к прогнозам исследовательских компаний, в соответствии с которыми объем рынка электронной торговли в 2005 г. составит 1 трлн долл., или 10% ВНП США (в нынешнем году электронная торговля даст всего 100 млрд долл.). В середине лета президент и генеральный директор Intel Грейг Барретт, выступая на международной конференции пользователей продуктов компании Computer Assotiates, заявил: «Киберпространство станет стандартной витриной XXI века».

Корпорация Intel не принадлежит к первооткрывателям Internet-бизнеса. Она подключилась к этому виду деятельности лишь в 1997 г. Тем не менее, по утверждению Грегори Ланга, вице-президента подразделения Network Communications Group, в настоящее время онлайновые продажи приносят Intel ежемесячно 1 млрд долл., что составляет 40% от всех ее доходов. Это побудило компанию плотнее заняться Internet-бизнесом. Через два-три года она планирует получать 90% своего дохода с помощью Internet-транзакций.

Intel уже значительно расширила сферу своих интересов и превратилась из производителя микропроцессоров в поставщика компонентов и средств удаленного доступа, различных услуг, связанных с Internet, в том числе (начиная с 1999 г.) Web-хостинга (размещение и сопровождение ресурсов клиентов во Всемирной паутине на своей аппаратно-программной базе). «Intel намеревается стать ведущим поставщиком строительных блоков Internet», — заявил Ланг в апреле этого года в Токио. По его словам, стратегия компании включает в себя распространение бизнеса на такие сферы, как системы управления хранилищами данных, домашние ЛВС, обеспечение безопасности в Internet и телекоммуникации. Планы реализуются не только за счет собственных ресурсов, но и путем заключения различных союзов и покупки компаний, специализирующихся в новых для Intel областях.

Так, в начале июля Intel приобрела одного из крупнейших специалистов в области компьютерной телефонии фирму Dialogic. Эта покупка призвана резко увеличить возможности Intel по производству устройств, позволяющих интегрировать телефонию и передачу данных в компьютерных и телекоммуникационных сетях. Она выводит Intel в число ведущих поставщиков средств телефонной связи — как обычной, так и по протоколу IP.

Компьютерная телефония важна для Intel еще и по другой причине. Грейг Барретт считает, что ПК будущего не сможет обойтись без средств распознавания речи. Бродя по Паутине, проводя выборку и анализ информации, содержащейся в интерактивных базах данных, будущий киберпутешественник будет нуждаться в преобразовывании речи в текст и обратно. ПК следующего поколения должны реагировать на голосовые команды и превращать в текст сообщения голосовой почты.

Наконец, в ближайшем будущем ПК станет одним из основных средств аудиовизуального общения людей в режиме реального времени.

Руководители Intel также уверены, что Internet-бизнес невозможен без громадных баз данных, объем которых будет измеряться терабайтами. ПК должны обладать средствами быстрого получения огромных массивов мультимедийных данных из этих ресурсов и их визуализации.

Все вышесказанное немыслимо без более мощных процессоров, и в Intel надеются, что ими станут микропроцессоры Pentium III и IA-64. Набор команд, используемый этими ЦП, с помощью технологии Non-Uniform Rational B-Splines способен математически воссоздавать 3D-изображения, что значительно сокращает потребности в полосе пропускания при их просмотре в Internet. Грегори Ланг привел такой пример. Чтобы скачать 400-кбайт графическое изображение из Web-каталога, сегодня требуется приблизительно 90 с. Технология ЦП Pentium III позволяет уместить изображение такого же качества в 15 Кбайт, а значит, оно может быть загружено всего за 4 с.

По мнению руководства Intel, сейчас в мире установлено лишь 4% оборудования, которое потребуется в 2005 г., чтобы получить от Internet 1 трлн долл., поэтому Барретт и Гроув видят широкое поле деятельности для своей компании. Стратегия Intel подразумевает два направления экспансии на рынок Internet: обеспечение доступа и электронная коммерция.

В развитых странах, судя по последним выступлениям руководителей корпорации, второе направление является основным для Intel. Хотя сектор доступа (главным образом — высокоскоростного) также не упускается из виду. Об этом свидетельствуют как покупка компаний Shiva и Level One, так и активное участие Intel в деятельности организаций, занимающихся продвижением технологий передачи данных по сетям кабельного телевидения и ADSL, включая «облегченную» версию G.Lite.

В «слаборазвитых» странах упор делается на захват рынка доступа. Практически одновременно с конференцией СА, на которой первые руководители Intel говорили исключительно об Internet-бизнесе, в Москве состоялась презентация программы массированного внедрения корпорации на российский рынок доступа в Internet. Юрген Тиль, региональный менеджер Intel по странам Центральной и Восточной Европы (на фото), констатировал: «Российские Internet-провайдеры отходят от своей традиционной роли, ограниченной предоставлением доступа в Internet, и постепенно начинают заниматься продажей программного обеспечения, компьютерного оборудования и услуг, так или иначе связанных с Internet. Поэтому основной целью нашей программы является организация с их помощью структуры сбыта компонентов серверных групп, средств сетевого доступа и Internet-сервиса на базе архитектуры Intel».

Программа Intel предусматривает, что по традиционным каналам сбыта поставщикам услуг, связанных с Internet, будут предоставляться компоненты компьютерного и сетевого оборудования. Серверная продукция включает в себя платформы на базе процессоров Pentium III и Pentium III Xeon с операционной системой на выбор. Кроме того, провайдерам будет предложено различное сетевое оборудование, в том числе адаптеры, концентраторы, коммутаторы, маршрутизаторы, концентраторы удаленного доступа и компоненты, предназначенные для организации виртуальных частных сетей (VPN).

Internet-провайдерам также предложат разнообразные инструментальные средства, предназначенные для организации сбыта и маркетинга, курсы обучения, демонстрационные программы и финансовые услуги, включая лизинг оборудования и кредитование. В интервью немецкому журналу «Gateway» руководитель центральноевропейского подразделения Intel Гюнтер Юнгер заявил: «Мы собираемся инвестировать в фирмы, которые в значительной мере участвуют в разработках средств для таких областей, как Internet и широкополосные сети. Главным образом речь может идти о приобретении небольшой доли этих предприятий».

В рамках обнародованной программы рассматриваются две категории участников — зарегистрированных и действительных. Зарегистрированные на Web-странице www.intel.com/isp участники могут рассчитывать, прежде всего, на информационную поддержку. Регистрация действительных участников программы будет проводиться представителем отдела сбыта Intel. Их статус предполагает значительные преимущества, особенно в отношении сбыта и маркетинга, однако и требования к ним будут предъявляться повышенные.

Мотивы разработки новой маркетинговой программы вполне ясны — Intel готовит захват российского рынка Internet-бизнеса. В конце концов тот, кто станет для провайдеров Internet-услуг главным поставщиком, будет и править бал на рынке Internet-бизнеса, когда Россия до него дорастет. Кроме того, новые процессоры действительно разрабатывались с прицелом на Всемирную сеть. Но в ближайшем будущем в нашей стране компьютеры на их базе окажутся доступными только для корпоративных пользователей, которыми, в частности, являются Internet-провайдеры. Обыкновенный же киберпутешественник за эту цену рассчитывает получить полностью мультимедийный компьютер, модем и несколько часов в Internet.

Тел. представительства Intel: (095) 721-4900

ОБ АВТОРАХ

Евгений Евдокименко (eugen@networld.ru) — директор ИАЦ «Телекоммуникации» и обозреватель журнала «Сети».
Андрей Тутов (telforum@dol.ru) — эксперт ИАЦ «Телекоммуникации» по компьютерным технологиям.