Российский Красный крест первая помощь
Стратегия Красного Креста нацелена на обучение основам оказания первой помощи как минимум одного человека в каждой семье

Как правильно оказать первую помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации или больному в экстренном состоянии до приезда «скорой»? Жителям России, где срочный доступ к медицинской помощи затрудняют, помимо прочего, еще и географические особенности, такие знания жизненно необходимы. Предполагается, что повысить информированность населения в этом важном вопросе поможет мобильное приложение «Первая помощь», представленное в мае 2015 года Российским Красным Крестом (РКК) совместно с международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП) при поддержке компании Cola-Cola.

Мобильное приложение по оказанию первой помощи было запущено в 2011 году, текст для него подготовил Британский Красный Крест, а программное обеспечение разработали в глобальном центре по подготовке к чрезвычайным ситуациям МФОКК и КП Американского Красного Креста (АКК). К настоящему времени общее число скачиваний англоязычной версии ПО приблизилось к 2 млн. В России локализованная версия «Первой помощи» появилась благодаря РКК, организовавшему совместно с коллегами перевод приложения на русский язык и приведение в соответствие с требованиями российского законодательства, а также компании Cola-Cola, которая адаптировала видеоматериалы.

Coca-Cola и Красный Крест сотрудничают в области чрезвычайных ситуаций уже более ста лет, чаще всего корпорация доставляет питьевую воду в пострадавшие от стихийных бедствий районы, оказывает логистические услуги и предоставляет складские помещения для гуманитарных нужд.

Экспертизу приложения на соответствие российскому законодательству провели в Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ. После экспертизы в приложение добавили, в частности, правила наложения жгута при кровотечениях, сообщил Леонид Дежурный, главный специалист ЦНИИ ОИЗ. Подходы медиков к оказанию первой помощи со временем претерпевают изменения, между тем системы оповещения населения об этих изменениях не существует, отметил он, а мобильные приложения могли бы стать частью такой системы.

Приложение содержит алгоритмы действий при оказании первой помощи для двух десятках типов неотложных состояний, таких как приступы бронхиальной астмы, травмы, сердечные приступы, инсульт, судороги и шок, а также для 19 видов чрезвычайных ситуаций (от аномальной жары и отключения электричества до лесного пожара и извержения вулкана). Четко описывается последовательность действий на месте происшествия и рассматривается большинство вероятных вариантов развития экстренной ситуации. Самые сложные сопровождаются видеоинструкцией и разделом с вопросами и ответами. При загрузке контента на мобильное устройство пользователь получает доступ ко всей информации и без подключения к интернету. Учебник с иллюстрациями и видео позволяет заблаговременно подготовиться к оказанию первой помощи, по крайней мере теоретически.

«Теоретическая подготовка, а также своевременная и правильно оказанная первая помощь действительно помогают спасать жизни людей», – подчеркнула Раиса Лукутцова, председатель Российского Красного Креста.

Проверить корректность своих знаний о действиях в таких случаях, как кровотечение, помощь человеку, находящемуся без сознания, инфаркт миокарда, ожог и закупорка дыхательных путей, можно, пройдя интерактивное тестирование. Полученными при прохождении тестов отметками пользователи смогут делиться с друзьями и демонстрировать в соцсетях. Кроме того, можно поделиться своей историей оказания первой помощи, которая может очень пригодиться другим людям.

Число кризисов и чрезвычайных происшествий за последние 30 лет возросло в 500 раз, однако число погибших при этом существенно сократилось, во многом благодаря информированности людей о том, как действовать в экстренных ситуациях, отметил Даврон Мухамадиев, глава Московского регионального представительства МФОКК и КП. По его словам, стратегия Красного Креста нацелена на обучение основам оказания первой помощи как минимум одного человека в каждой семье.

Разумеется, мобильное приложение – не единственный, хотя и немаловажный компонент системы такого обучения. В частности, оно подскажет, где можно пройти обучение, чтобы правильно оказывать первую помощь, или стать добровольцем. По словам Мухамадиева, приложение рассматривается не просто как самостоятельный инструмент, а еще и как визуальное пособие инструкторам, проводящим очные тренинги по оказанию первой помощи. Кроме того, предполагается, что со временем оно станет частью общей системы вызова экстренных оперативных служб 112, которая пока только выстраивается.

Программа предназначена для мобильных устройств под управлением Android и iOS. Ее уже можно бесплатно скачать под названием «Российский Красный Крест» в Google Play, и, как ожидается, вскоре она появится в AppStore. Несмотря на то что на этих ресурсах есть и другие приложения аналогичного назначения, в частности ПО от МЧС с возможностью вызова спасателей в каждом регионе, в Красном Кресте уверены: новое приложение тоже найдет своих пользователей. В России пользователей хватит на всех.