Владимир Макаров, заместитель руководителя ДИТ Москвы

Владимир Макаров: «Главное — мы зародили надежду, что наше здравоохранение изменится к лучшему»

Источник: Департамент информационных технологий Москвы

С момента старта проекта единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы минул год. Наряду с внедрением системы управления потоками пациентов в амбулаторных учреждениях, это было время проведения конкурсов и заключения контрактов. О текущем состоянии проекта ЕМИАС, первых результатах и ближайших перспективах Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы, рассказал Ирине Шеян, руководителю проекта Computerworld Россия/MedIT.

- Как бы вы охарактеризовали текущую стадию проекта ЕМИАС?

Очевидно, проект состоялся, и его дальнейшее развитие идет все быстрее и результативнее.

- С чем были связаны основные сложности на старте проекта?

С немалыми финансовыми затратами на последующее сопровождение систем. На каждый рубль, вложенный в этом году, в следующем придется потратить полтора-два. Новая инфраструктура, система с десятками тысяч новых пользователей потребуют примерно 4 млрд руб. в год на содержание ЕМИАС в поликлиниках. Услуги консультантов по внедрению, обучающих врачей и помогающих пациентам в каждом подключенном ЛПУ стоят 1 млрд руб. в год, на поддержку и развитие программного обеспечения понадобится около 400 млн руб. плюс оплата связи, расходных материалов, амортизация техники. И это пока без учета стационаров. Но если сравнить эти расходы с тем результатом, ради которого все делается, – повышение качества и доступности медицинской помощи, то они оправданны.

- Проект очень сильно разросся, как удается сохранять управляемость при таком количестве подрядчиков?

Людям, которые входят в проект сегодня, гораздо легче работать. Самое сложное было начать и сформировать философию проекта у первых трех участников: все работают на общий результат, не соревнуясь внутри команды и не перекладывая ответственность друг на друга. Реализованный проект — не подписанные акты, а работающее решение. А это получится только при условии, что все участники процесса станут работать как единое целое. При том что в нашей команде есть представители конкурирующих компаний, у каждой из которых свои подходы.

- Как вы оцениваете качество разработанного программного обеспечения?

Нам удалось привлечь лучших специалистов, в разработку софта вложено около 1 млрд руб. Решение считается успешным, когда им пользуются врачи и оно способно конкурировать с продуктами других разработчиков. C середины следующего года Москва собирается продавать общегородские сервисы по модели SaaS частным негосударственным медицинским учреждениям. И это еще один критерий успешности проекта. Некачественное решение продать не удастся.

- Когда внедрение системы управления потоками пациентов (СУПП) можно будет считать законченным?

Не ранее чем через три года. Сейчас закончено базовое внедрение функционала записи на прием к врачу, управления расписанием, выдачи направлений. Теперь пришел черед развития и расширения функционала. Концепции, на которых он будет основан, проходят общественное обсуждение. Планируем добавить функции, связанные с вакцинопрофилактикой, диспансеризацией, вызовом врача на дом, взаимодействием среднего и высшего медперсонала, жизненным циклом листка нетрудоспособности, ведением журналов и реестров, управлением группами медучреждений.

- В результате конкурса на систему интегрированной медицинской информации (СИМИ), который выиграла IBS, в проекте появилось сразу несколько новых компаний. Как они вписываются в сложившуюся команду ЕМИАС?

IBS привела в проект промышленные платформы Marand и Forecare, на которых можно строить большие системы. Эти компании хотят выйти на российский рынок, и удачный проект в Москве может дать им такую возможность. И наоборот, неудача в Москве фактически закроет перед ними дверь на рынок страны. Они заинтересованы впитать общую идеологию, без других команд им даже показать будет нечего. Все шансы на успех есть, но то, что мы хотим получить за те деньги, которые платит город, потребует большого напряжения.

- Когда появятся первые наработки по электронным медкартам?

Мы рассчитываем в декабре начать тестировать прототип СИМИ в пилотной зоне. Как и с СУПП, пойдем по пути итерационной разработки, как можно скорее выкладывая прототип для использования, чтобы получить обратную связь и дорабатывать его в соответствии с ней. В следующем году начнем распространять СИМИ по всей Москве.

- В пилотной зоне СИМИ будут те же поликлиники, которые первыми пробовали СУПП?

Нет. Для тестирования электронных медкарт нужен «кустовой» амбулаторно-поликлинический центр, а они еще не сформированы.

- Какие еще решения появятся в ближайшее время?

Разрабатывается система персонифицированного учета фактически оказанной медпомощи — биллинговая система, обеспечивающая работу ЛПУ с несколькими источниками финансирования. В первую очередь будем автоматизировать расчеты по ОМС. Кроме того, отыграно несколько конкурсов на развитие функционала ЕМИАС, включая вызов врача на дом, льготное лекарственное обеспечение, электронные рецепты, интеграцию с лабораторными системами.

- На какой стадии интеграция ЕМИАС с федеральными сервисами ЕГИСЗ?

Интегрируемся. На сайте ЕГИСЗ выложены интеграционные профили федеральных сервисов и контрольный пример, который мы должны пройти.

- Какая часть проекта ЕМИАС финансируется из федеральных средств?

На федеральные деньги — это около 2,4 млрд руб. — мы строим СКС, закупаем технику и обеспечиваем информационную безопасность.

- Сколько компьютеров уже установлено на рабочих местах врачей?

Полностью готова инфраструктура в 87 поликлиниках. Более 3,8 тыс. АРМ врачей используются ежедневно. Всего в поликлиниках будет установлено примерно 16 тыс. компьютеров, еще 5,5 тыс. предназначено для стационаров. Это самые современные модели моноблоков Lenovo, гарантийный срок начинает идти, когда мы забираем их со склада поставщика, так что мы ничего не теряем.

- Для обучения группы врачей компьютерной грамотности вы привлекли компанию «ЭргоСоло», но ведь она не сможет обучить 16 тыс. врачей?

Сейчас интерфейс врача очень прост, вариативность действий очень мала. Но с появлением новых функций и сервисов он будет усложняться. Индивидуальное обучение на рабочем месте должны проводить внедренцы. А сотрудничество с Владимиром Шахиджаняном добавляет драйв, среди врачей появляются «евангелисты», которые заражают других своим энтузиазмом. Если коллектив настроен позитивно, внедрение идет легче, а значит, дешевле. Наш основной бенефициар — врач. Внедрение проводится без административного давления на медучреждения.

- Каковы главные итоги первого года работы над ЕМИАС?

Мы сделали неплохой софт, заложили инфраструктуру, развили огромную активность в поликлиниках. Учитывая сроки и всю государственную специфику, это хороший результат, но не это главное. Главное — мы зародили надежду, что наше здравоохранение изменится к лучшему.