МРТТочно так же, как и в корпоративной среде, в сфере здравоохранения информационные технологии призваны повышать эффективность и улучшать качество обслуживания. Внедряя новую клиническую систему управления (CMS 3), организация Hospital Authority (HA) намерена создавать новые модули, которые отвечали бы потребностям пациентов и снижали риски при проведении лечения.

По словам директора ИТ-службы HA доктора Чун Нгайсюна, процесс развертывания основных модулей CMS 3 начался еще год назад, а в 2013 году организация планирует завершить разработку системы.

Многие модули были написаны еще до запуска инициативы CMS 3, направленной на модернизацию ранее использовавшейся клиент-серверной модели и переход на модель SOA. Шестилетний проект стоимостью 71 млн долл. предусматривает полный переход на приложения, функционирующие в среде браузера.

По словам Чуна, 40 тыс. сотрудников HA будут использовать CMS 3 при решении своих повседневных задач. Система поддерживает множество приложений, в том числе клинические программы обслуживания клиентов, средства формирования запросов и отчетов, функции поддержки медицинских изображений, а также приложения для заказа и получения лекарств.

«Здесь так много модулей, что пояснить тонкости каждого из них я не в состоянии, – отметил Чун. – Некоторые модули, например программа контроля лекарств Hospital Admission Risk Reduction Program for the Elderly (HARRPE) и приложение для оформления заказов на получение медикаментов In-patient Medication Order Entry (IPMOE), помогают снижать риски и улучшать качество обслуживания в долгосрочной перспективе».

Избегайте потенциальных проблем с лекарствами

Модуль контроля лекарств помогает выявлять потенциальные осложнения, в том числе и обусловленные побочным воздействием различных видов лекарств.

Если программа обнаруживает источник какой-нибудь возможной проблемы, врачу направляется соответствующее предупреждение.

По оценкам HA, в период с 2007-го по 2010 год модуль разослал 210 тыс. уведомлений, в результате чего в выписанные рецепты было внесено 90 тыс. изменений. Еще на 12 тыс. предупреждений врачи не отреагировали, но пациенты в результате не пострадали.

«Технологии, конечно, оказывают нам определенное содействие, но окончательное решение все равно принимает врач, особенно в таких сложных вопросах, как прием лекарств, – пояснил Чун. – Мне сложно оценивать последствия и утверждать, что мы предотвратили 90 тыс. осложнений, поскольку неизвестно, пострадали бы пациенты в случае приема лекарств, присутствовавших в первоначальном варианте рецептов, или нет. Правильнее было бы говорить о том, что модуль помогает нам избежать потенциальных проблем».

Сокращение случаев повторной госпитализации пожилых пациентов

Благодаря внедрению системы, в HA смогли уменьшить риск повторной госпитализации пожилых пациентов, устанавливая за ними контроль уже через 90 секунд после выписки.

Модуль HARRPE помогает вычислять риски на основе статистической модели. Медсестры обзванивают всех пациентов, находящихся в группе риска, убеждаясь в том, что им понятно, как следует принимать назначенные лекарства. «Этот модуль помог нам сократить число случаев повторной госпитализации пожилых пациентов на 20%, – сообщил Чун. – А снижение риска в свою очередь приводит к сокращению общих затрат».

Доставка лекарств больным в стационарах

HA работает над расширением сферы действия системы электронных заказов медикаментов, предлагая использовать ее для удовлетворения потребностей пациентов не только в амбулаториях, но и в стационарах.

Вместо того чтобы выписывать рецепты вручную, врачи и сотрудники аптек смогут воспользоваться модулем In-patient Medication Order Entry, а медсестры будут сканировать штрихкоды на запястье пациентов, убеждаясь в том, что больной принимает правильное лекарство.

Активное участие в тестировании системы (оно должно завершиться в апреле следующего года) принимает клиника Princess Margaret Hospital в Квай-Чунге. Эта организация была выбрана в качестве тестового центра потому, что она обладает достаточным объемом ресурсов и предоставляет пациентам большое количество медицинских услуг общего и специального назначения.

«HA протестирует модуль и в других больницах, – сообщил Чун. – Но прежде всего нам хотелось бы проверить правильность функционирования программы в крупных клиниках, таких как Princess Margaret Hospital».

Дополнительные возможности CMS 3

Помимо многочисленных модулей, в системе CMS 3 используются и другие технологии, позволяющие оптимизировать процедуры и снизить медицинские риски.

Развертывание средств считывания двухмерных штрихкодов, например, поможет избежать ошибок при выполнении процедур флеботомии и переливания крови. Ранее сотрудники могли полагаться лишь на бумажные документы и вручную проверяли, тот ли перед ними пациент.

Все это приводило к ошибкам и регулярному возникновению различных инцидентов. С переходом на сканирование штрихкодов, закрепленных на запястьях пациентов, с последующей сверкой информации на компьютере число ошибок заметно сократилось.

Благодаря внедрению дополнительных подсистем хранения и повышению качества мониторинга врачи HA получают доступ к медицинским картам пациентов и их рентгеновским снимкам прямо со своего компьютера. Это помогает точнее ставить диагноз и назначать лечение.

При сообщении производителей о побочных эффектах, выявленных при приеме лекарств, список пациентов, которые потенциально могли пострадать, оперативно составляется на основе информации, хранящейся в электронных медицинских картах. Врачи могут заносить рецепты непосредственно в систему CMS, не выписывая их всякий раз вручную на очередном приеме.

Интеграция CMS и электронных медкарт с системой телефонии позволяет своевременно оповещать амбулаторных пациентов через контакт-центр.

Нужды персонала

«Технологии помогают нам решать много задач и достигать поставленных целей, – отметил Чун. – Но нужно подумать еще и о том, чтобы технологии не превратились в обузу для нашего персонала».

Больничная среда все время усложняется. Возможно возникновение ситуаций, с которыми система справиться не в состоянии. Поэтому развертываемые модули и приложения должны быть достаточно гибкими, чтобы люди продолжали работать в любых условиях.

Кроме того, технологии должны отличаться простотой использования, чтобы постоянно занятые врачи имели возможность быстро интегрировать их в свои рабочие процессы.

Следующий этап

Помимо добавления новых модулей, HA тестирует приложения на планшетных компьютерах в клинических условиях.

Используя технологии Citrix и планшетные компьютеры, медсестры могут заполнять информационные формы, пока врачи просматривают рентгеновские снимки. Планшеты оказываются предпочтительнее портативных компьютеров, поскольку они легче и потребляют меньше электроэнергии.

«Однако при использовании мобильных устройств нельзя забывать о требованиях безопасности и необходимости обеспечения конфиденциальности данных, поэтому персоналу следует проявлять осторожность», – подчеркнул Чун.