голубые таблеткиИТ-руководители индийской больничной сети Narayana Hrudayalaya нашли способ улучшить качество обслуживания пациентов и поддержать расширение организации за счет хостинга системы управления больницами в облаке.

В июле 2003 года Ноор Фатиму, двухлетнюю пакистанскую девочку с врожденным пороком сердца, перевезли через индийскую границу, чтобы положить на лечение в Narayana Hrudayalaya. Больница была ее единственной надеждой на выживание.

История Ноор Фатимы приковала к себе внимание двух государств, которые еще за четыре года до того находились в состоянии войны друг с другом. За новостями о здоровье девочки напряженно следили и в Индии, и в Пакистане, на время забыв о своих разногласиях, пока врачи боролись за жизнь ребенка.

У Narayana Hrudayalaya есть программа помощи детям из бедных семей, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. Программа учреждена во исполнение девиза больничной сети: «Доступное качественное здравоохранение для масс во всем мире».

Достижение этой цели обходится весьма недешево. Но в Narayana Hrudayalaya привыкли контролировать расходы. Больничной сети принадлежит мировой рекорд: здесь провели в общей сложности около 15 тыс. хирургических операций пациентам из 25 стран. При этом она имеет более высокий коэффициент прибыльности (7,7% после удержания налогов), чем большинство частных американских больниц (6,9%).

Способность сети сохранять расходы на низком уровне была подвергнута испытанию в 2010 году, когда в Narayana Hrudayalaya решили расширить вместимость с 5 до 30 тыс. коек в течение пяти лет. Чтобы выполнить эту задачу, Шрикантху Раману, ИТ-директору Narayana Hrudayalaya, нужно было либо найти способ создания ИТ-инфраструктуры буквально из ничего, либо идти на серьезные расходы, а это означало бы урезание финансирования детской программы.

Этиология

Больница, открытая в 2000 году, сделала колоссальные шаги по воплощению в реальность замысла о легкодоступном здравоохранении мирового класса. «Вначале были открыты головные медицинские центры в Бангалоре и Калькутте, теперь же центров уже 15, а число малых больниц в сети приближается к 25», — сообщил Раман.

Но чтобы осуществить задуманное расширение до 30 тыс. коек, в результате чего сеть станет крупнейшей частной больничной системой в Индии, нужно было решить проблемы совершенно иного масштаба.

«Мы понимали, что для обслуживания столь обширной организации будет необходима ИТ-инфраструктура высочайшей масштабируемости и надежности», — признается Раман. В Narayana Hrudayalaya не было специалистов, которые могли бы создать и сопровождать такую инфраструктуру. «Пришлось бы строить и покупать системы, искать квалифицированных ИТ-специалистов и как-то удерживать их», — говорит Раман. Более того, строя центры обработки данных, централизованные или распределенные, необходимо было бы создать и пункт восстановления, способный мгновенно вернуть систему к работе после аварии.

«Потребовались бы колоссальные единовременные вложения, не говоря уже о проблемах управляемости, — продолжает Раман. — Создание ЦОД традиционной архитектуры, централизованного или в каждой больнице, отняло бы массу времени и сил».

Rx: облако

Раману нужно было решение, освобождающее больницу от нагрузки по созданию и сопровождению ЦОД: масштабируемое, гибкое и позволяющее по-прежнему фокусироваться на медицине. «Тем, что доктор прописал» оказалось облако.

Однако в 2010 году идея воспользоваться облаком казалась чересчур смелой, особенно для медицинской отрасли.

Но, по мнению Рамана, его компании повезло стать заказчиком в то время, когда большинство провайдеров облачных решений развивали соответствующие предложения и были готовы к партнерству и экспериментам. Раман сделал выбор в пользу комбинированной локально размещаемой модели и платформы в виде сервиса blu Enterprise Cloud компании HCL.

Сразу же проявились все проблемы, с которыми ИТ-директорам приходится иметь дело и по сей день при переходе в облако. Первая — интеграция больничной информационной системы с облаком.

«Было бы трудно перенести систему в облако целиком, если бы приложения были созданы на платформе .Net», — полагает Раман. Но, к счастью, он позаботился о том, чтобы с самого начала аутсорсинг-партнер больницы разрабатывал веб-приложения.

Другая проблема, отталкивающая ИТ-директоров от облака, связана с безопасностью. Раман отражает мнение растущего числа ИТ-руководителей: оставьте безопасность специалистам. «Крупнейшие организации с лучшими системами безопасности проиграли битву с киберпреступниками. Со своей скромной ИТ-командой мы могли потратить всю жизнь на поддержание безопасности систем. Поэтому, я считаю, мы сделали правильный выбор, доверившись партнерам» — такова его позиция.

Еще одной серьезной проблемой были каналы связи. «Когда вся больничная информационная система находится в облаке и в нее одновременно заходят 1,5 тыс. пользователей, недопустимо, чтобы сеть работала с перебоями», — подчеркивает Раман.

Поэтому перед началом полугодичного пилотного тестирования, проходившего в одном из медицинских центров сети, были приняты все меры по защите «ахиллесовой пяты» больницы. Были организованы два основных канала от провайдеров, находящиеся в разных географических точках. «Если одна линия была нарушена из-за обрыва кабеля, вторая занимала ее место, — сообщает Раман. — Вероятность того, что обе выйдут из строя одновременно, очень мала».

Действенное средство

В 2010 и 2011 годах, когда ИТ-руководители оживленно обсуждали проблемы и преимущества облаков, Раман уже вовсю ими пользовался. Сегодня Narayana Hrudayalaya снимает урожай раннего посева.

Благодаря переходу на облако Раман помог больничной сети сэкономить 3,6-4,5 млн долл. капитальных затрат. «Если бы мы построили собственную инфраструктуру, в том числе активный пункт восстановления после аварий, это обошлось бы нам в 180-270 тыс долл. в расчете на каждое сооружение» — таковы его подсчеты.

Облако также позволило поваысить стандарты здравоохранения в учреждениях Narayana Hrudayalaya. Благодаря централизованной базе данных пациентам, переведенным из одного филиала в другой, не нужно таскать с собой папки с бумагами или заново заводить карту. А врачи могут посмотреть историю болезни такого пациента еще до того, как он войдет в кабинет.