Во всяком случае до начала кризиса 2008 г. рост расходов на компьютеризацию и закупку программ был довольно заметным.

С другой стороны, отечественное здравоохранение начинало с «низкого старта». По данным обзоров специализированной прессы, даже в 2007 году уровень проникновения комплексных медицинских систем в российские ЛПУ составлял всего несколько процентов от их общего числа.

Сейчас, во время кризиса, вопрос о целесообразности и возможном эффекте от использования IT становится особенно актуальным. Что дает автоматизация медицинского учреждения? Кто от этого выигрывает? Не возникают ли «побочные эффекты», способные свести на нет плюсы автоматизации? Поскольку в конце концов здравоохранение существует для пациентов, то ответ на эти вопросы логично начать с них.

Пациенты

Из всех задействованных в автоматизации лиц и групп пациенты являются наиболее бесспорными бенефициарами этого процесса. Начать с того, что пациенты получают медицинские записи в хорошо читаемом виде. В отличие от «бумажной эры» выписки, рецепты или результаты анализов – все эти документы становятся доступны с принципиально более высоком качеством. Автоматизированные системы в корне решают проблему врачебного почерка. Кроме того, компьютерный ввод, особенно при наличии встроенных в систему подсказок и справочников, существенно уменьшает количество ошибок. Врачу достаточно распечатать документ, поставить подпись и личную печать.

В результате внедрения медицинской системы может значительно улучшиться уровень информационно-справочного обслуживания пациентов. Растущая популярность таких решений, как интеграция программного обеспечения с информационными киосками и телевизионными панелями позволяет быстро обновлять и доносить до граждан интересующие их открытые данные и информационные сообщения. Открытая для просмотра информация может быть представлена для всеобщего доступа в помещениях медучреждений, управляющих организаций и социальных служб. Расписание приема врачей, график работы диагностических кабинетов и тематические справочные данные по конкретном запросу с внедрением информационной системы пациенты могут узнавать без дополнительных обращений к работникам регистратуры или, тем более, к медицинскому персоналу. А интеграция МИС с call-центром способна значительно ускорить и повысить уровень обслуживания пациентов.

Современная комплексная медицинская информационная система (далее для краткости будем называть ее МИС) существенно упрощает расчеты за оказание платных медицинских услуг. Пациентам удобно иметь выбор между разными формами оплаты за коммерческие услуги. А развитые МИС поддерживают и наличные расчеты через кассу и пластиковые карты, и безналичную оплату, и оплату через программы страхования.

Еще один важный выигрыш для пациентов при внедрении МИС – скорость обработки информации. Разные службы внутри ЛПУ и даже разные медучреждения, использующие средства автоматизации, могут обмениваться данными о пациентах гораздо более оперативно, чем раньше. Довольно часто бывает, что лаборатория располагается отдельно от поликлиники или обрабатывает заказы нескольких клиник. В таких случаях становится особенно значимо преимущество использования информационных технологий для оперативной передачи электронного направления на исследования и получения данных о результатах лечащим специалистом.

Все это позволяет говорить о том, что с внедрением МИС пациенты в большинстве случаев получают более высокий уровень медицинского обслуживания.

Врачи

Для врачей компьютеры, объединенные в единую медицинскую информационную систему, могут сослужить службу в нескольких направлениях работы: в качестве помощника врача при решении разного рода клинических задач, при составлении документов и для планирования лечебно-диагностических мероприятий. При этом для врача, как для главного действующего лица, автоматизация несет с собой не только новые возможности и удобства, но и определенные трудности.

Все же стоит начать с положительных моментов. Процедура приема пациентов претерпевает ряд положительных изменений. Врачу уже не нужно так много писать от руки. Он получает электронные средства для регистрации результатов осмотра и формирования направлений. В зависимости от «продвинутости» МИС эти средства могут быть более или менее удобными в освоении и использовании.

Кроме того, соединение отдельных АРМ врача (автоматизированных рабочих мест) в единую сеть медучреждения существенно упрощает обмен информацией и упрощает некоторые организационные действия. Врач может прямо на приеме, если имеется такая необходимость, минуя регистратуру, записать пациента к другому врачу, назначить через систему диагностические, лечебные или профилактические процедуры. Известны решения, когда запись на прием может выполнять, например, страховая организация, связанная договорными отношениями с сетью коммерческих клиник.

В плане решения клинических задач использование информационные технологий может улучшить результаты исследований, например, подсказывать возможные варианты в процессе диагностики за счет быстрого доступа к стандартам лечения. Врач получает доступ к оперативной высококачественной информации для правильной постановки диагноза и определения тактики лечения, вследствие чего существенно сокращается число врачебных ошибок при назначении пациентам различных препаратов (взаимодействующих между собой, вызывающих побочные действия, имеющих противопоказания и т.д.). Само собой разумеется, в составе медицинской системы врач получает доступ к стандартным справочникам медикаментов, заболеваний и другим функциям поддержки принятия решений.

Если говорить о негативных аспектах автоматизации, с которыми приходиться сталкиваться врачам и младшему медперсоналу, то они проявляются, главным образом, на этапе внедрения информационной системы. Замечено, что любая, даже самая что ни на есть высокая, технология поначалу может замедлять работу из-за того, что требует соответствующих навыков и знаний. И чем сложнее технологическое решение, чем больше специальностей и служб включаются в него за единицу времени, тем выше риски непонимания, ошибок и неудовлетворенности первыми результатами.

Отчасти в результате описанных трудностей, отчасти под влиянием слухов, сопровождающих любую реорганизацию, люди поначалу могут негативно относиться к новой технологии. Кто-то из страха потерять работу, кто-то из-за низкой компьютерной грамотности (это касается, в первую очередь, тех ЛПУ, где раньше вообще не было компьютеров). Но практика показывает, что уже через три-шесть месяцев медперсонал привыкает к новому порядку ведения дел. Скорость внесения данных в систему возрастает и теперь уже превышает скорость письма от руки. Зачастую сотрудники уже не могут себе представить обратный переход к бумажной медицинской карте. Для наиболее активных специалистов и менеджеров такой регресс был бы гораздо большим шоком, чем переход от «бумажного» делопроизводства к работе в информационной системе.

Администрация ЛПУ

Руководители ЛПУ должны получить наиболее реальные преимущества от автоматизации, т.к. именно они принимают решение о выделении финансирования..Поэтому, во многих случаях позитивная отдача IT для менеджмента является более быстрой и ощутимой, чем для врачей. Через информационную систему они обретают контроль над своими финансами практически в режиме реального времени.

Принятие управленческих решений требует гораздо меньше времени, так как необходимая для этого информация доступна руководителю не время от времени, а постоянно. В условиях информатизации проще осуществлять контроль над соответствием качества лечения установленным стандартам. На основании подробных данных управленческого учета и внутренней статистики они могут применять мотивирующие схемы оплаты врачей в зависимости от персональных показателей каждого специалиста.

Современные системы помогают отслеживать себестоимость медицинских услуг, анализируя такие ключевые параметры, как время специалистов, применение лекарственных средств и материалов, загрузку диагностического и лабораторного оборудования. Например, автоматизация склада медикаментов и расходных материалов позволяет оптимизировать их использование, улучшить организацию хранения, повысить отдачу на единицу площади занимаемых складом помещений.

На основании этих данных администрация ЛПУ может формировать нормативный состав услуги и проводить сравнительный анализ нормативных и фактических показателей. Те же инструменты можно задействовать при разработке медико-экономических стандартов в масштабах сети учреждений и даже всей отрасли здравоохранения.

В тех случаях, когда менеджмент клиники имеет возможность и желание сравнить количественные показатели работы ЛПУ до и после внедрения, отмечаются такие позитивные изменения, как увеличение пропускной способности кабинетов, оптимизация загрузки медперсонала (в частности, за счет использования электронного расписания с функциями оптимизации загрузки), уменьшение время подготовки отчетов и другие улучшения. Достигаются и определенные выгоды в плане использования ресурсов. Тот же объем работ выполняется меньшим количеством персонала, происходит экономия медикаментов и расходных материалов (например, рентгеновских пленок), снижается количество закупаемых бланков и т.д. и т.п.

Одно из основных преимуществ автоматизации – экономия времени и сил на рутинных операциях и, что самое главное, уменьшение числа ошибок персонала. Так, например, полностью исключены ошибки, возникающие при переписывании медсестрами врачебных назначений в соответствующие журналы, так как последние формируются автоматически.

Если для пациента разнообразие форм оплаты – вопрос дополнительного удобства, то для менеджмента ЛПУ – это уже серьезный фактор борьбы за рынок коммерческих услуг. Особенно важным может оказаться построение взаимодействия со страховщиками. В связи с планируемым переходом к страховой модели финансирования здравоохранения приобретает дополнительную актуальность задача взаиморасчетов со страховыми компаниями, как в рамках обязательного, так и добровольного медицинского страхования. Именно в таких делах информационная система дает очень мощный экономический эффект.

Не последним вопросом для руководства ЛПУ может оказаться сохранность и безопасность данных о пациентах. С формированием единых баз данных, особенно основанных на промышленных платформах, можно говорить о заметном снижении рисков утраты данных пациента. В отличие о традиционной бумажной карты электронную медицинскую карту (ЭМК) нельзя унести или потерять, и гораздо сложнее уничтожить. А государственные стандарты в сфере информатизации, соблюдение которых постепенно становится нормой для разработчиков промышленных медицинских систем, позволяют существенно повысить безопасность персональных данных.

Сегодня еще трудно оценить все возможности, которые открываются для клинической практики с внедрением информационных системы. Как и в других отраслях, здесь должен работать эффект «критической массы», когда рост числа пользователей информационных систем и автоматизированных ЛПУ ведет к росту их числа предлагаемых решений, к бурному развитию их функциональных возможностей, многие из которых еще несколько лет назад невозможно было представить.

 

Дмитрий Орлинский, директор по внедрению системы МЕДИАЛОГ
Андрей Борейко, директор по маркетингу ООО «Пост Модерн Текнолоджи»