Несколько десятилетий тому назад доктор Виктор Поллак пришел к очень важному выводу: врачи допускают массу ошибок в организации своего труда. Они ведут не соответствующие реальной ситуации медицинские карты, из которых при длительном течении болезни их пациентов трудно что-либо понять.

Рассмотрим, к примеру, как размещаются записи в карте типичного диабетика. Показатели уровня сахара в крови находятся в одном месте, выписанные рецепты инсулина -- в другом, а отметок медсестер здесь нет вовсе.

"В результате мне стало ясно, что я не в состоянии проводить эффективное лечение пациентов, не имею возможности должным образом обучать студентов-медиков и не могу получать информацию для объективных исследований, -- вспоминает доктор Поллак, ставший ведущим специалистом в области нефрологии и занимающийся проведением диагностики и лечения заболеваний почек. -- Эта мысль пришла мне в голову в середине 60-х годов, после чего я начал искать новые пути документирования процесса лечения и достигнутого в его ходе прогресса, а также прогнозирования дальнейшего развития событий".

Первое знакомство

* Компания MIQS предлагает пакет Disease Manager Plus, предназначенный для ведения электронных медицинских карт. Программное обеспечение призвано помочь медицинскому персоналу проводить курс лечения пациентов с хроническими заболеваниями и особенно эффективно при назначении процедур диализа. Представители MIQS не раскрывают цифры годового объема продаж, но отмечают, что за 20 лет существования компании число пользователей выпускаемого ею программного обеспечения превысило 5 тыс., а количество обслуженных пациентов -- 150 тыс. человек.

* Помимо президента и генерального директора MIQS Джорджа Ровеньо, у истоков проекта стояли вице-президент по вопросам проектирования Джон Флинн и старший вице-президент, медицинский директор Виктор Поллак.

* В число ИТ-специалистов MIQS входят пять сотрудников, включая Флинна. Четверо из них -- программисты, занимающиеся разработкой системы Disease Manager Plus, а пятый осуществляет техническую поддержку клиентов и компании в целом.

* По отзывам клиентов, программное обеспечение Disease Manager Plus окупает потраченные на него деньги и способствует повышению эффективности лечения пациентов. По словам представителей MIQS, ежемесячные расходы на сопровождение системы составляют от 35 до 75 долл. на каждого пациента, а доходы в результате увеличиваются на 125-250 долл. Максимальный же рост эффективности превысил отметку 1,5 тыс. долл. в месяц на каждого пациента.

Неудовлетворенность Поллака и последовавший за этим поиск новаторских решений привели к созданию компании MIQS и ее программного пакета Disease Manager Plus, позволяющего вести новый тип медицинских карточек для пациентов с хроническими заболеваниями. Программное обеспечение в режиме реального времени объединяло все разрозненные до недавнего времени сведения о каждом пациенте и группе пациентов, выдавая каждому врачу результаты в соответствии с его индивидуальными настройками.

"Вся информация о пациенте должна быть равным образом доступна, -- пояснил президент и генеральный директор MIQS Джордж Ровеньо. -- Главное наше достижение заключается в эффективной организации данных на системном уровне. В результате врачи получили именно то, что желали увидеть, и именно тем способом, который их устраивал в наибольшей степени. У нас был весьма убедительный аргумент: когда вы имеете возможность получать все необходимые вам данные прямо у кровати пациента, это самым положительным образом отражается на его самочувствии".

Компания MIQS, разрабатывавшая систему Disease Manager Plus прежде всего с целью дополнительной заботы о пациентах с заболеваниями почек, подвергаемых процедуре диализа, в 2009 году стала лауреатом премии Computerworld Honors Program за достижения в области создания программного обеспечения. А система Disease Manager Plus получила самые высокие оценки у профессионалов в области медицины.

"К этим достижениям пока никому так и не удалось приблизиться", -- отметил доктор Джонатан Лорч, директор The Rogosin Institute по вопросам медицинской информатики. Институт, находящийся в Нью-Йорке, занимается проведением научных исследований и лечением пациентов с заболеваниями почек.

Будучи нефрологом, Лорч впервые ознакомился с программным обеспечением Disease Manager Plus почти 15 лет тому назад. Уже тогда оно было развернуто в нескольких клиниках Нью-Йорка. "Мне хотелось получить не просто хранилище данных, а нечто такое, что помогало бы нам заботиться о пациентах, -- вспоминал он. -- При проведении процедур диализа возникает целый ряд медицинских вопросов, которые нужно держать под контролем".

Программное обеспечение Disease Manager Plus, по сути, представляет собой механизм формирования отчетов, помогающих по-новому взглянуть на процесс лечения. Эту функцию Лорч назвал ключевой инновацией. Благодаря новому способу хранения элементов данных у него появилась возможность выявлять формирующиеся тенденции. А это, по словам Лорча, уже не только экономит время, но и спасает жизни.

Результаты исследования, проведенного Лорчем и Поллаком в ноябре 2007 года, подтверждают эту мысль. В журнале BMC Medical Informatics and Decision Making появляется статья, в которой прослеживается влияние системы Disease Manager Plus на эффективность лечения. Врачи выяснили, что в одном клиническом отделении в результате ее применения на протяжении двух лет смертность уменьшилась на 48%. В других отделениях смертность снизилась на 35-40% по сравнению со средним уровнем, зафиксированным системой U.S. Renal Data System. Кроме того, благодаря Disease Manager Plus численность персонала в клинике, приходящегося на 100 пациентов, удалось сократить на 25% по сравнению со средним уровнем по стране.

Аналитик Forrester Research Эрик Браун считает, что применение электронных медицинских карт помогает улучшить управление затратами и повысить эффективность лечения. Особенно это относится к системам, позволяющим получать необходимые отчеты. И все же число больниц и крупных медицинских центров, в которых развернуто программное обеспечение со встроенными аналитическими функциями, можно пересчитать по пальцам.

"Горькая реальность сегодня состоит в том, что считанные единицы врачей и медицинских учреждений располагают данными, от которых можно отталкиваться, -- подчеркнул Браун. -- В некоторых лечебных заведениях информация о пациентах хранится на бумаге, в других, возможно, и поддерживаются электронные формы, но информация в них представлена в разрозненном виде, что затрудняет проведение анализа с учетом всех факторов или даже делает его невозможным".

Вместе с тем темпы перевода отрасли здравоохранения на электронную обработку данных растут, все более популярным становится и аналитическое программное обеспечение. "Мы вступаем в стадию зрелости, и в мире появляется все больше сложных и развитых систем, -- заметил Браун. -- Технический прогресс не обходит нас стороной".

Несмотря на то что Поллак начал заниматься разработкой нового типа медицинских карт еще в 60-х годах прошлого века, предпосылки для появления компании MIQS появились лишь в 1980-м году. Именно тогда вместе с программистами Джоном Флинном и Энди Флаттом в центре диализа была создана первая система обработки электронных карт пациентов. Вышеупомянутая тройка была в числе пяти основателей компании MIQS, начавшей свою деятельность в 1990 году.

"Влезая в шкуру" доктора

Программисты MIQS не имели медицинского образования, но тем не менее разрабатывали программное обеспечение для врачей и медсестер, от которых требовалась высококвалифицированная медицинская помощь. Перед программистами стояла задача создания специализированного продукта для области, о которой они имели весьма смутное представление. В принципе такая ситуация хороша знакома большинству ИТ-специалистов, которым приходится проектировать системы для профессионалов самых разных направлений, начиная от оценщиков и заканчивая зоологами. Каким же образом сотрудникам MIQS удалось преодолеть все трудности? Старший вице-президент и медицинский директор компании Виктор Поллак сумел наладить эффективное взаимодействие между врачами и программистами. "Люди должны больше общаться между собой, -- заметил он. -- Главное -- уметь выслушать собеседника и пытаться понять друг друга". Вице-президент MIQS по вопросам проектирования Джон Флинн пояснил, что ИТ-специалисты воспользовались опытом Поллака, а кроме того, ежедневно общались с консультантом по вопросам, связанным с деятельностью медсестер, и с пользователями, заинтересованными в развитии взаимовыгодных отношений.

"У нас все-таки было некоторое число врачей, обучавших наших программистов, и они ценились на вес золота", -- отметил Флинн. Определенный вклад в успех MIQS внесло и формирование среды, ориентированной на решение сложных проблем, а не просто на достижение какого-то результата. В компании акцентировали внимание на правильных подходах. Возможно, в силу этих причин реализация проектов длилась дольше и обходилась дороже, но в результате программное обеспечение получалось такого высокого качества, которого вряд ли удалось бы добиться при других обстоятельствах.

По словам Флинна, программное обеспечение для ведения медицинских карт, разрабатывавшееся в 80-х годах, было ориентировано в первую очередь на выполнение административных функций, в частности на обработку страховых требований. Поллак же хотел создать систему, ориентированную главным образом на повышение качества лечения пациентов. Медицинскому персоналу требовалась возможность мгновенного получения всех необходимых данных. И программное обеспечение Disease Manager Plus, впервые представленное в 1992 году, удовлетворяло этим требованиям.

Новую систему решено было проектировать на основе реляционной СУБД Sybase. Компания Sybase была выбрана потому, что по своим масштабам она была меньше других поставщиков, в силу чего специалисты MIQS могли претендовать на персональное обслуживание и техническую поддержку при достаточно развитом функционале.

Получение нужной информации от Поллака и других специалистов в области медицины имело важнейшее значение как в период первоначального проектирования системы, так и в процессе ее дальнейшей эволюции. "Ежегодно в систему вносятся от 500 до 800 различных изменений и дополнений, -- сообщил Ровеньо. -- Источником идей служит обратная связь с медицинским персоналом. На проведение научно-исследовательских работ ежегодно выделяется от 12 до 16 млн долл."

По словам Флинна, MIQS активно использует преимущества новых технологий (особо следует отметить поддержку мобильных сетей и карманных устройств), стремясь повышать мобильность медицинского персонала.

"Мы делаем все необходимое для расширения сферы применения мобильных устройств, -- подчеркнул он. -- С целью соблюдения требований, предъявляемых законом об отчетности и безопасности медицинского страхования (HIPAA), мы встроили в наш продукт целый ряд механизмов обеспечения безопасности. В перспективе планируется интеграция и других средств аутентификации, в частности устройств считывания отпечатков пальцев".

 

Электронную почту автору данной статьи Мэри Пратт можно направлять по адресу marykpratt@verizon.net.