Молодость, как известно, -- это недостаток, который быстро проходит. Отечественный рынок информационных технологий постепенно избавляется от этого "изъяна", но к отдельным сегментам еще вполне применима поговорка  "молодо — зелено". В их числе и рынок информатизации здравоохранения, о котором Светлана Мацкевич, архитектор решений для отрасли здравоохранения SAP СНГ, беседует с руководителем проекта MedIT Ириной Шеян. Молодость обладает по крайней мере одним неоспоримым преимуществом — у нее все еще впереди. Применительно к рынку это означает не только надежду на рост и повышенное внимание инвесторов, но и возможность заглянуть в будущее, воспользоваться опытом  предшественников.

Все еще впереди- Как вы охарактеризуете рынок информатизации здравоохранения в России?


Российский рынок информатизации медицины, можно сказать, находится в процессе становления. Много разработчиков предлагают более или менее типовой набор модулей, далеко не всегда интегрированных между собой. Но большинство внедрений сопряжено с таким объемом доработок, что, по сути, оказывается разработкой под заказчика.


Облик типовой медицинской информационной системы (МИС) в России в большой степени определяется тенденциями развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования (ОМС и ДМС). Причем поддержка функций управления ограничивается уровнем потребностей заказчиков: управление регистрацией пациентов, подготовка счетов для страховых компаний, иногда аптека.


- Чем ситуация на российском рынке отличается от мировой?


Под распространенным в России обобщенным термином - МИС  каждый понимает что-то свое. В тех странах, где информатизация медицины более зрелая, уже устоялось деление информационных систем в медицине по их назначению. Четко выделяются госпитальные информационные системы (HIS), ориентированные на автоматизацию типовых процессов и процессов администрирования, клинические системы, как по медицинской специализации, так и междисциплинарные (кардиология, гастроэнтерология, хирургия), системы работы с изображениями (PACS).


Отдельно следует сказать про электронные записи пациентов, которые в конечном итоге должны быть "единым окном" для доступа к данным о пациенте из всех упомянутых типов систем. Например, в отраслевом решении SAP для здравоохранения такие записи являются частью госпитальной системы, что позволяет не только использовать ее как ядро электронной истории болезни, но и вести персонифицированный учет всех ресурсов, задействованных в процессе лечения пациентов.


- Какие ближайшие перспективы ждут, по вашему мнению, этот сегмент? Какую динамику вы наблюдаете?


Учитывая интернациональный характер клинических задач и то, что в России выбран типовой подход к страховому финансированию медицины, логично ожидать на российском рынке ИТ в здравоохранении процессов, происходящих на более зрелом западном рынке: разделение систем по назначению, появление разработчиков специализированных клинических приложений, усиление требований к поддержке функций управления.
Последняя тенденция - закономерное продолжение роста требований к качеству управления медицинской организацией как хозяйствующей единицей. Это означает необходимость повышать  конкурентоспособность медучреждений в борьбе за пациентов и за приходящие "за ними" средства,  обеспечивать, наряду с качественным лечением, наиболее эффективное использование средств, получаемых из разных источников.


- Как вследствие кризиса изменились требования ваших клиентов?


В 2009 году заказчики в отрасли здравоохранения демонстрировали активный интерес к решениям SAP для поддержки принятия решений (портфель решений SAP BusinessObjects). Это соответствует нашим ожиданиям и нашему пониманию важности этих решений в ситуации, требующей быстрого реагирования на изменения внутри организации  и в ее окружении.


- Насколько активны сегодня в информатизации коммерческие клиники?


Коммерческие клиники больше, чем бюджетные, мотивированы на обеспечение прозрачности и качественного управления информацией. Качество управления клинической информацией позволяет повышать качество медицинских услуг, что необходимо для конкурентной борьбы за клиентов. А прозрачность деятельности, понимание, из чего складывается стоимость лечения каждого пациента, источников затрат и доходов – необходимый инструмент управления рентабельностью клиники. Поэтому вопросы автоматизации в коммерческих клиниках, как правило, решаются с самого начала.


Что касается активности, то не очень понятно, чем ее измерить. Измерять числом обращений к разработчикам некорректно, потому что количество коммерческих клиник в процентном отношении существенно меньше федеральных, региональных и муниципальных. Кроме того, информационная система - не зубная щетка, ее не покупают каждый  месяц. Грамотный руководитель, инвестируя в информационную систему, отдаст предпочтение системе, которая будет поддерживать его не один год и по возможности развиваться вместе с организацией.


Коммерческие клиники, как любая растущая организация, проходят две стадии на пути автоматизации. На первой стадии, когда это небольшая клиника, предпочтение может быть отдано легким решениям для автоматизации основных процессов. Когда клиника вырастает в крупную структуру, объединяющую несколько учреждений, у нее возникает потребность в более мощных решениях, способных поддерживать работу сети организаций в распределенном режиме, обеспечивая при этом необходимый уровень прозрачности для целей управления и преемственность информации о лечении пациентов между клиниками для обеспечения качественного лечения. И первоначально приобретенное ПО может быть не в состоянии отвечать этим требованиям, даже при существенных доработках.


По нашему опыту менеджмент коммерческих клиник проявляет интерес к решениям SAP как на стадии вырастания из старых программных систем, так и на начальной стадии организации клиники, если есть понимание перспектив роста.


Нередко заказчики в отрасли здравоохранения приходят к необходимости перехода на решения SAP из-за трудностей и сбоев, возникающих при работе с унаследованными системами.


- Что вы думаете о едином идентификаторе гражданина как базе для обеспечения интероперабельности всех информационных систем?


Единый идентификатор пациента, или, в более широком контексте, гражданина, – это стандартная мировая практика обеспечения информационного взаимодействия различных органов государственной власти при работе с получателями социальных и других государственных услуг и с налогоплательщиками.


Однако обеспечение взаимодействия информационных систем требует еще организационной и технологической совместимости, а также способности к взаимодействию. Под этим следует понимать утвержденные и фактически работающие процедуры взаимодействия между организациями и согласованную нормативно-справочную информацию.


Технологическая совместимость и способность к взаимодействию, по сути, представляет собой поддержку информационными системами определенных технологических стандартов и предоставления ими определенного набора информационных сервисов. Например, в архитектуре решения, предлагаемого SAP для сотрудничества в сетях здравоохранения (Collaborative Health Network), реализуется ведение единого идентификатора пациента, единого идентификатора специалистов (врачей) и предоставляется набор сервисов по обмену информацией о пациентах. Набор сервисов о доступности коек, реанимации и профильных специалистах был реализован SAP в единой информационной системе медицины катастроф Швейцарии, координирующей деятельность 220 ведущих больниц по всей стране.


- Какие препятствия на уровне государства и на уровне ЛПУ нужно преодолеть, чтобы отрасль, которая больше других нуждается в информатизации, действительно начала ею заниматься?


Информатизация должна начинаться с четкого понимания информационных потребностей. Российская отрасль здравоохранения находится в фазе перехода к одноканальному финансированию, точнее, перехода от бюджетного финансирования к страховому. Слово "переход" здесь ключевое. Многие процессы постепенно модифицируются, какие-то отмирают, какие-то появляются. И по мере того как состав и суть этих процессов приобретают сложившуюся форму, проясняются информационные потребности.

Есть смысл разделить вопрос информатизации отрасли на вопросы информатизации ее участников, каждый из которых имеет свои информационные потребности.


ФОМС и его территориальные фонды, информационные потребности которых понятны (основной потребностью является информация для расчетов за медицинские услуги, оказанные по системе ОМС), давно и довольно успешно занимаются автоматизацией. Информационные потребности лечебных учреждений сегодня ориентированы не только на совместную и качественную работу с клинической информацией, но и на информацию, необходимую для получения платы за оказанные медицинские услуги, что отражается в функционале систем.


Существенный момент: информационные потребности участников отрасли сильно зависят от принципов организации их взаимодействия. Например, введение в Германии системы диагностически связанных групп как основы расчетов за медицинские услуги привело к тому, что лечебные учреждения теперь мотивированы не только на обеспечение контролируемого качества услуг, но и на экономически эффективную деятельность. Теперь, помимо информации для расчетов и клинической информации, ЛПУ нуждаются в детализированной и качественной управленческой информации, что отразилось и на облике информационных систем.


Возвращаясь к вопросу о трудностях или задачах, которые следует решить, я бы выделила стандартизацию: стандартизованные подходы к управлению качеством,  обеспечению доступности, ценообразованию. Чем более упорядочена будет деятельность ЛПУ разумным набором стандартов, тем меньше будет потребность у руководителей ЛПУ изобретать велосипед и тем быстрее будет происходить переход от уникальных проектов к типовым. Для разработчиков это означает переход от заказного к типовому, тиражируемому ПО.