Круглый стол, прошедший под эгидой Росздравнадзора и АРМИТ в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Медицина и качество 2009", вновь продемонстрировал, что качество для нашей медицины остается понятием абстрактным. Не существует общепризнанного определения качества медицинской помощи, а значит, отсутствуют и критерии его оценки. Однако это не мешает Минздравсоцразвития тратить средства налогоплательщиков на реализацию программы управления качеством, а Росздравнадзору - на контроль соответствия качества медпомощи федеральным стандартам. Может быть, управлять неизвестно чем и контролировать неизвестно что удобнее?


Но, пока реального спроса со стороны государства, своего рода госзаказа на качество медпомощи, нет, спрашивать с главврачей нечего. В этой ситуации информатизация, обещающая повышение качества обслуживания пациентов и сокращение числа врачебных ошибок, становится лишь дорогой игрушкой.


Президент АРМИТ Михаил Эльянов даже высказал подозрение, что информатизация отечественному здравоохранению не нужна. "Мы опять жалуемся сами себе", - отмечали специалисты, участвовавшие в круглом столе, в то время как чиновники, от которых зависит принятие решений, на подобные мероприятия даже не приходят.


Требуется госзаказ на качествоПри этом высокие должностные лица не скупятся на декларации о необходимости информатизации. "Деятельность врача должна быть пронизана информационными технологиями, и мы всемерно будем содействовать их внедрению", - заявила Ирина Серегина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.


На практике же получается, что, пока главврач отвечает только за количество оказанных медуслуг и объем потраченных денег, компьютеризация ему не нужна. Как и рост качества, по существу, не интересен никому, кроме абстрактного "государства", поднявшего на флаг профилактику и диспансеризацию. На конференциях о проблемах качества в медицине звучат отчеты о выполненных мероприятиях и израсходованных средствах, а не о реальных результатах.


В качестве иллюстрации Эльянов привел историю информационно-диагностической системы "Скрининг-Профилактика", разработанной ВНИИМП совместно с НИИ ГдиП. Опробованная в 150 поликлиниках система обеспечила повышение выявляемости заболеваний от двух до пяти раз, до уровня контрольных обследований. При этом была создана база данных за весь период наблюдения пациентов, оптимизированы программы обследования и загрузки персонала, проведен объективный анализ уровня и структуры заболеваемости. Компьютерный контроль за качеством работы врачей исключил "потери" диагнозов, обеспечил полноту использования "настораживающей" информации и своевременность проведения лечебно-профилактических мероприятий. Эффективность компьютерного обследования приблизилась к тому уровню, который обеспечивает группа экспертов высокой квалификации, что почти вдвое выше результатов традиционной диагностики.


В то же время подтвердилось, что профилактика и раннее выявление заболеваний - не обуза, а очень выгодная деятельность, так как направления на дополнительные обследования по результатам компьютерного скрининга вполне обоснованны. И зарплата медперсонала увеличилась.


Что же дальше? Все, казалось бы, заинтересованные структуры, традиционно проводившие массовые профилактические мероприятия, - производственные, военные, образовательные учреждения - наотрез отказались использовать "Скрининг-Профилактику". Армия боится сокращения контингента призывников, вузы - уменьшения конкурса... А ведь при выявлении болезни на ранней стадии ее лечение обходится в несколько раз дешевле.


Ложка меда в бочке дегтя


Окончательно утратить оптимизм не дает только наличие немногочисленных организаций, руководители которых не боятся применять современные подходы к управлению и ИТ. Работы некоторых из них были представлены на круглом столе.


Шесть лет назад в Тольяттинской городской клинической больнице № 1 под руководством главврача Виталия Гройсмана программисты отдела АСУ внедрили комплексную автоматизированную систему "Виланта" собственной разработки, обеспечившую взаимодействие всех подразделений и работу врачей, медицинских сестер, фармацевтов, а также экономистов, бухгалтеров и администрации. Медицинская карта стационарных и амбулаторных больных в лечебных, диагностических и вспомогательных отделениях ведется в электронном виде. В системе оформляются направления на исследования и результаты обследований, листы врачебных назначений и их выполнение средним медперсоналом, протоколы хирургических операций и переливаний крови, описание анамнеза, осмотров анестезиолога и карты течения наркоза. Каждый электронный документ авторизован и имеет электронную подпись, сообщил заместитель главного врача тольяттинской больницы Леонид Разливинских.


Конечно, с точки зрения ИТ изюминкой проекта было внедрение биометрических устройств для аутентификации пользователей из числа медицинского персонала. Но для больницы более существенно то, что использование информационной системы позволило вести персонифицированный учет затрат на лечение каждого пациента. Фактическая стоимость медицинской услуги формируется по мере лечения и оформления медицинских документов, и анализ отклонений от тарифа обязательного медицинского страхования проводится без привлечения дополнительного персонала.


Без компьютерных систем практически невозможно обойтись везде, где приходится иметь дело с большими потоками пациентов (например, в лабораторных исследованиях), значительными объемами информации (как при работе с изображениями), а также там, где традиционными средствами скрининга и диспансеризации качество не обеспечить. Соответственно и эффект от использования ИТ легче увидеть в этих областях.


К примеру, в результате автоматизации лабораторных исследований с использованием технологии AutoID во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России (ВЦЭРМ) были полностью исключены ошибки преаналитического этапа, связанные с регистрацией и идентификацией образцов, а также постаналитического этапа, обусловленные неправильной регистрацией выписки результата и доставки до заказчика. При этом, по словам помощника директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ Михаила Бахтина, средняя продолжительность пребывания пациента в стационаре сократилась на двое суток, а общий объем исследований вырос в четыре раза. В проекте использовались сканеры штрихкодов Motorola, принтеры этикеток Zebra, СУБД Cache и лабораторная система TrakCare Lab компании InterSystems, а их интеграцией, внедрением и сопровождением занималась компания СП.АРМ.


Главный врач Иркутского диагностического центра Игорь Ушаков исходит из того, что качественную медицинскую помощь невозможно обеспечить без грамотного менеджмента. По его мнению, наличие информационной системы, как и сертификат ISO, не гарантируют качество, но качество медицинской помощи можно значительно повысить за счет внедрения системы, разработанной с применением современных технологий управления.


В 1997-1999 годах Ушаков стажировался в Японии по вопросам менеджмента здравоохранения. С момента создания Иркутского диагностического центра в 1999 году он начал внедрять в практику методы управления персоналом, маркетинга, бенчмаркинга, CALS, реинжиниринга бизнес-процессов, всеобщего управления качеством, а также создавать управленческую информационную систему. Параллельно главврач получал второе высшее образование по специальности "менеджмент организации". В период с 2003-го по 2008 год была проведена стандартизация всех сфер деятельности центра, разработаны стандарты менеджмента качества (СМК) и получен сертификат соответствия СМК стандартам ИСО 9001:2000, а также внедрены новые логистические технологии.


Сегодня совершенствование СМК продолжается, на 2009-2011 годы запланировано применение подходов ИСО 9001:2008 и стопроцентная компьютеризация всех сфер деятельности центра, сертификация по стандарту OHSAS (Occupational Health and Safety Management Systems), внедрение системы сбалансированных показателей, бережливого производства и бюджетирования.


Все процессы предоставления медицинской услуги, включая экспертизу ее качества, интегрированы в единое информационное пространство. Электронные карты 350 тыс. пациентов, телемедицинские технологии для удаленного консультирования сложных пациентов - все это давно работает в Иркутском диагностическом центре.


Парк программных продуктов центра состоит главным образом из свободного ПО, и он гораздо обширнее распространенного офисного пакета OpenOffice. Не только на серверах, но и на рабочих местах пользователей установлена Linux CentOS 5.4. В качестве СУБД используется Postgres 8.4, серверы приложений - JBoss, Tomcat и Apache. Для работы с медицинскими изображениями применяется DICOM Server DCM4Chee, для аналитики и отчетности - Mondrian OLAP Server из линейки продуктов Pantaho. Кроме того, в центре работает система тайм-менеджмента и управления проектами eGroupWare, система поддержки пользователей eSupport и система хранения документов Alfresco.


Стратегические требования


По итогам круглого стола была сформирована резолюция, в которой предлагается перечень шагов, необходимых, чтобы дело повышения качества медпомощи посредством ИТ сдвинулось с мертвой точки.


Первым пунктом резолюции значится необходимость разработки концепции и плана информатизации здравоохранения на период с 2010-го по 2012 год. Определенные сдвиги в этом направлении уже есть - рабочий вариант концепции в настоящее время готовится ЦИТиС по заказу Минздравсоцразвития.


Из условий развития медицинских информационных технологий, не привязанных к специфике отрасли, в резолюции упомянуты требования обеспечить контроль системы подготовки и проведения конкурсов и тендеров, ввести систему электронного документооборота и уникальный идентификатор гражданина.


Что касается законодательной и нормативной базы в сфере медицинских инфокоммуникационных технологий, то в первую очередь необходимы акты, определяющие статус электронных документов в системе здравоохранения, и типовое положение об ИТ-службе ЛПУ. В отношении собственной ИТ-службы в линейных учреждениях здравоохранения Олег Симаков, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития, неоднократно высказывал свою позицию. По его мнению, в штате ЛПУ может быть лишь заместитель главврача по ИТ, а основные функции должны быть переданы на аутсорсинг.


Кроме того, требуется организовать последипломное образование и повышение квалификации медработников, и в первую очередь руководителей медицинских учреждений, в сфере ИКТ.


Предлагается также создать экспертный совет Росздравнадзора по использованию ИКТ в здравоохранении и, конечно, разработать критерии оценки качества работы медицинских организаций, основанные на компьютерной обработке данных.