Коробки с Преимущества, которые информатизация здравоохранения призвана обеспечить государству, вполне очевидны: качественный учет оказанных медицинских услуг, снижение расходов на охрану здоровья, автоматизация структур обязательного медицинского страхования и создание единой базы данных о здоровье населения. А что принесет реализация государственных программ информатизации здравоохранения лечебным учреждениям? Получат ли они очередную порцию коробок с "железом", новую головную боль, средства повышения качества медицинской помощи или все это вместе?

В преддверии первых пилотных проектов, которые должны дать старт всероссийской информатизации здравоохранения, MedIT опросил участников рынка медицинских ИТ с целью выяснить, что ждет обычные ЛПУ.

Предполагается, что ИТ позволят сделать процесс оказания медицинской помощи прозрачным и оптимизировать расходы, повысив при этом качество медицинских услуг. Некоторые эксперты полны оптимизма в отношении потенциальной эффективности госпрограмм информатизации здравоохранения. По мнению Андрея Селянина, заместителя гендиректора компании "Прогноз", их реализация повысит качество оказания медицинских услуг за счет внедрения таких инструментов, как экспертная система принятия решений, электронная регистратура и электронная история болезни. "Благодаря автоматизации расчета стоимости медицинских услуг оптимизируются издержки на лечение пациента", — полагает он.

Наиболее очевидна выгода информатизации для руководства медучреждений. Это оперативный доступ к информации о работе клиник, о нагрузке врачей, о расходовании медикаментов, о себестоимости медицинских услуг, о загрузке диагностического оборудования. Но самым привлекательным результатом автоматизации для менеджмента клиник может оказаться построение взаимодействия со страховщиками. «Задача взаиморасчетов со страховыми компаниями, в рамках как обязательного, так и добровольного медицинского страхования, приобретает дополнительную актуальность в связи с планируемым на национальном уровне переходом к страховой модели финансирования здравоохранения», — напоминает Андрей Борейко, директор по маркетингу "Пост Модерн Текнолоджи". По его словам, при решении именно таких задач информационная система дает очень мощный экономический эффект.

Избавление от значительного объема бумажной работы является самым заметным преимуществом автоматизации для врачей, считает Борейко. "Российский врач, и тем более руководитель отделения или главный врач, сдает горы отчетности. Информационная система берет на себя наиболее рутинную часть этой работы", — отметил он. "Трудоемкость предоставления отчетности для медицинских организаций существенно снизится за счет исключения двойного ведения документации — бумажных историй болезни и амбулаторных карт и отчетов в бумажной и электронной форме для органов управления здравоохранением и страховых компаний", — соглашается с ним Селянин.

Автоматизация дает возможность лучше контролировать использование бюджетных средств, позволяет эффективнее расходовать ресурсы, в том числе финансовые, повысить рентабельность работы медицинских учреждений, указывает Павел Гудков, заместитель директора «1С». В поликлиниках регистратура перестает быть узким местом, сдерживающим поток пациентов, сокращаются непродуктивные затраты времени у врачей, следовательно, поликлиники смогут обслужить больше граждан.

Не менее важны для работников медицинских учреждений оптимизация и контроль использования медикаментов с помощью ИТ, автоматизация учета лекарств, а также исключение риска утраты медицинской информации. «Автоматизация стационарного лечения, которое является более финансово и фондоемким, помимо повышения качества обслуживания позволяет улучшить планирование загрузки оборудования и усилить контроль за использованием фондов, бороться со злоупотреблениями и нецелевым расходованием средств», — отметил Гудков.

Информатизация создает принципиально новые условия для обмена информацией и опытом между врачами, для повышения их квалификации, обеспечивая доступ к электронным справочникам лекарств и заболеваний. Еще один важный эффект, непосредственно связанный с качеством медицинской помощи, — снижение числа врачебных ошибок, в том числе за счет использования стандартов лечения, автоматизированных средств контроля и развития экспертных систем.

"Интересы ЛПУ и государства совпадают полностью, так как без автоматизации первичного звена невозможно создание национальной истории болезни", — уверен Александр Мартынов, глава компании СП.АРМ. Вопрос заключается в том, как именно будет производиться автоматизация первичного звена. По его мнению, уже проделанная Минздравом часть работы — определение внешних условий в виде утвержденной концепции информатизации и типовых требований к МИС — пойдет на пользу автоматизации ЛПУ.

Однако информационные системы, разрабатываемые по заказу Минздравсоцразвития, ориентированы в первую очередь на поддержку задач управления отраслью в целом. В то же время основой большинства создаваемых систем является первичная информация, возникающая на уровне оперативных процессов лечебных учреждений. Если в процессе создания АРМов для сбора сведений, требуемых органам управления, лечебные учреждения будут избавлены от необходимости повторного ввода информации в параллельные системы, это уже будет большим плюсом. "Реальной помощью для ЛПУ будет расширение функциональности региональных и муниципальных информационных систем здравоохранения до уровня поддержки процессов обслуживания пациентов", — считает Мартынов. Доступ к этой функциональности для лечебных учреждений может быть организован, например, в соответствии с моделью SaaS (программа как сервис). Особенно востребованы такие системы могут быть тем множеством лечебных учреждений, для которых самостоятельная автоматизация и поддержка информационных систем представляется затруднительной.

"Система более высокого уровня должна включать модуль для ЛПУ", — полагает руководитель МЦНИТ МНИИ педиатрии и детской хирургии Борис Кобринский.

"К сожалению, в настоящий момент единый подход к информатизации учреждений здравоохранения и отрасли в целом отсутствует, — считает Салим Чолоян, главный врач детской городской клинической больницы Оренбурга. — Законодательно закрепленный форсированный переход системы обязательного медицинского страхования на электронный страховой полис единого образца на территории всей страны в период с 1 января по 31 декабря 2011 года не имеет под собой должного программного обеспечения". Примерно 70-80% информационных систем имеют ограниченные локальные функции (лаборатория, статистика, аптека, склад), зачастую не поддающиеся интеграции.

И главное, для лечебного учреждения необходима информатизация самого лечебного процесса, позволяющая оценивать работу каждого участника такого процесса, проводить экспертизу качества оказания медицинской помощи конкретному больному.

Президент АРМИТ Михаил Эльянов высказался еще резче: "Пока никаких вразумительных государственных программ информатизации здравоохранения нет". По его словам, в государственных инициативах фактически нет ничего нового для ЛПУ, кроме введения электронной регистратуры и увеличения использования телемедицины там, где это целесообразно.

Государственные программы инициируют процесс информатизации, поясняет Борейко. По его словам, даже если их реализация не приведет к быстрому и тотальному охвату медицины информационными технологиями, они сдвинут проблему с мертвой точки. Появятся соответствующие бюджетные статьи, новые требования государства к медицинской статистике и аналитике. Из уникального явления информатизация станет нормой, к которой сначала будут стремиться, а потом уже не смогут себе представить работу без этих технологий, как это видно на множестве примеров в коммерческой медицине.

Пока же реализация госпрограмм информатизации здравоохранения не приносит медучреждениям ничего, кроме головной боли, заметила Наталья Литвиненко, заместитель директора компании "АртеСофт". Например, cейчас некоторые кардиологические центры и онкологические диспансеры бесплатно получили от Минздравсоцразвития программное обеспечение. Но не электронную историю болезни, а "вбивалку данных", в которой формируются отчеты для министерства. Учреждения даже не могут использовать потом эти данные — никакого выхода из программы нет! "Получается, что лечебное учреждение вынуждено купить компьютеры и выделить людей на вбивание данных, но при этом оно не приобретает никаких возможностей и никак не удовлетворяет своих нужд", — констатирует она.

Неудивительно, что в таких условиях ожидания большей части медиков от госпрограмм вполне выражаются поговоркой "с паршивой овцы хоть шерсти клок": хорошо, если за бюджетные деньги удастся решить хотя бы проблему отчетности перед вышестоящими организациями и часть инфраструктурных задач ЛПУ.

«Если программы государства все-таки дойдут до лечебных учреждений, то следует помочь им с оснащением техникой на рабочих местах врачей, а на выбор медицинской информационной системы сформировать целевой бюджет, например, в рамках региональной целевой программы и дать возможность самим выбрать МИС. Главный принцип — не навреди и не сломай то, что уже работает», — подчеркнул Артур Аухадеев, руководитель департамента маркетинга и продаж компании КИР.