Для оправдания дорогостоящих ИТ-проектов обычно приводят такие доводы, как высокая окупаемость, соответствие законам, повышение продуктивности. Но для Чеда Экеса, директора информационной службы Американских онкологических центров (Cancer Treatment Centers of America, CTCA), определение выгодности инвестиций в технологии начинается с вопроса: «Хотели бы вы этого для своей матери?»
Не стоит искать связи с психоанализом. Метод Экеса по определению ценности ИТ зародился в той самой компании, в которой он работает. Около 30 лет назад умерла от рака мать Ричарда Стивенсона, председателя правления CTCA. После этого Стивенсон основал частную коммерческую сеть онкологических лечебниц, введя в них жесткое правило, которое он называет «материнским стандартом заботы». Оно гласит: «Если бы ваша мать была здесь пациентом, какого обслуживания вы бы ей пожелали?» Исходя из этого принципа в CTCA принимаются абсолютно все корпоративные решения.

Действуя согласно этому правилу, в 2008 году команда Экеса развернула полностью беспроводную систему электронных медицинских карт во всех отделениях медицинской сети. Конечно, это не сами пациенты настаивали на том, чтобы врачи пользовались Wi-Fi: по оценкам Экеса, такая система могла бы упростить для медиков процесс коллегиального принятия решений о лечении на основании данных из медкарт, а также улучшить впечатления пациентов от обслуживания и результативность самого лечения.

Первое поколение беспроводной системы электронных медкарт пользовалось успехом, однако важнейшие данные — информация о лучевой терапии и хирургических операциях — в ней размещались отдельно от основной медицинской карты. Поэтому, когда в CTCA собирались открыть четвертую больницу — Western Regional Medical Center в г. Гудиер (шт. Аризона), Экес решил с нуля построить полностью цифровую медицинскую информационную систему.

Его команда сумела уговорить неумолимых поставщиков информационных систем сотрудничать в деле интеграции необходимых данных в общую среду электронных медкарт. В системе была реализована процедура цифровой регистрации, которая позволяет пациентам записываться на прием еще по дороге из аэропорта, чтобы по прибытии в больницу они могли отправляться сразу к врачу, вместо того чтобы сидеть в очереди. Штрихкоды на запястьях пациентов и карманные ридеры упрощают для медицинских работников процессы выдачи лекарств и отслеживания образцов тканей, за счет чего повышается безопасность обслуживания. Благодаря технологии компании Skylight пациенты с помощью телевизоров, установленных в палатах, могут заказывать еду, просматривать образовательные материалы о своих заболеваниях и подключаться к Интернету. Как подчеркивает Экес, идея разработчиков системы состояла в том, чтобы избавиться от всех традиционных недостатков больничного ухода, построив и автоматизировав более рациональные бизнес-процессы.

Каждый вариант выбора рассматривался группой защитников прав пациентов CTCA. Благодаря советам, которые они дали, решено было отказаться от плана по установке громкоговорящей системы оповещения — слишком шумной и нервирующей — в пользу решения на основе VoIP-телефонов.

Полный переход в цифровую форму обещал перспективу улучшения обслуживания, но и нес в себе новый класс рисков. Если сеть даст сбой, что случится с высокотехнологичной системой оповещения, от работы которой может зависеть жизнь пациентов? Чтобы устранить подобные риски, специалисты ИТ-департамента создали в системе пять уровней избыточности, чтобы у врачей всегда были нужные данные в нужное время.

Проект в Western Regional Medical Center был начат в декабре 2008 года и занял около 12 месяцев. В целом он обошелся на 25% дешевле, чем предусматривал его многомиллионный бюджет. С тех пор и в остальных больницах и клиниках CTCA были внедрены новые системы и процессы.

Обычно в ИТ-департаментах заявляют, что крупные проекты принесут компании по меньшей мере 20-процентную окупаемость. «В нашем случае этого не будет», — признается Экес. Проект CTCA будет оцениваться по другим признакам: улучшение обслуживания пациентов, повышение качества жизни и рост выживаемости. «Если наша система спасет всего одну жизнь или улучшит обслуживание всего одного пациента, значит, инвестиции уже вполне оправдались», — говорит он.