Доступ к корпоративным приложениям через мобильные устройства — далеко не новшество, однако, если не считать электронную почту и еще несколько общеупотребительных приложений, «мобилизация» остается нишевым рынком. Но сейчас ситуация начинает меняться благодаря появлению облачных платформ и смартфонов последних поколений.

По прогнозу аналитиков Juniper Research, общий рынок облачных мобильных приложений за период с 2009 по 2014 год вырастет на 88%, и около 75% оборота этого рынка будет приходиться на корпоративных пользователей.

Исследователи компании ABI Research прогнозируют, что с появлением новой архитектуры, основанной на облачных сервисах, радикально изменятся способы разработки, приобретения и использования мобильных приложений. Облачные сервисы способны облегчить труд разработчиков благодаря минимизации объема кода, который необходимо переписывать для каждой из телефонных платформ. «Сегодня эта тенденция только зарождается, но мы уверены, что со временем облачная модель внедрения мобильных приложений станет превалирующей», — указал Марк Беккью, аналитик ABI Research.

Подключив мобильное приложение к облачному сервису, предриятие получает ряд преимуществ, — считает Джон Барнс, директор по технологиям Model Metrics, компании по разработке мобильных приложений на платформах Salesforce.com и Amazon Web Services: «Одно из таких преимуществ — возможность синхронизации данных на мобильном устройстве с облаком без промежуточных серверов или VPN». Благодаря этому компании могут внедрять мобильные приложения, не обеспечивая их поддержку на собственных серверах.

Компания Salesforce.com — оператор облачной платформы, который стремится облегчить для заказчиков задачу «мобилизации» используемых ими облачных сервисов. «Мы видим, как благодаря мобильным устройствам изменяются способы развертывания бизнес-приложений», — утверждает Ариэл Келман, вице-президент по маркетингу платформенных продуктов Salesforce.com. Компания предлагает API и инструментарии, помогающие заказчикам переносить приложения, построенные ими на платформе Force.com, на смартфоны iPhone и BlackBerry.

Пример первый: Rehabcare

Одна из компаний, в которой с помощью этих инструментов разработали приложения для сотрудников, — Rehabcare. Она владеет сетью из 34 больниц по всей территории США и сотрудничает еще более чем с тысячью медицинских учреждений, предоставляя в партнерстве с ними услуги по реабилитации больных после острых состояний.

Используемое в Rehabcare мобильное приложение на платформе Force.com улучшает обслуживание пациентов, — утверждает Дик Эскью, директор информационной службы компании. Обычно когда больного, которому требуется дальнейший уход, выписывают из больницы, ее администрация обзванивает все ближайшие медицинские учреждения в поисках места. В прошлом в каждом региональном представительстве Rehabcare был сотрудник, он от руки заполнял семистраничную форму о больном и рассылал ее по факсу директорам больниц, которые решали, брать ли нового пациента. Этот процесс отнимал много времени, а его результат мог зависеть от разборчивости почерка регионального сотрудника и от того, насколько быстро факс попадал в руки директора больницы.

«Наш генеральный директор был недоволен тем, что процесс заполнения и обработки этих форм происходил слишком медленно», — отмечает Эскью.

Глава Rehabcare дал задание директору информационной службы на разработку приложения для iPhone, которое позволило бы ускорить процедуру. Первой реакцией Эскью было: «Мы не умеем писать приложения для iPhone! Мы даже не знаем, к кому обратиться, чтобы для нас разработали такое приложение».

Однако позднее Эскью на конференции Salesforce Dreamforce пообщался с другими директорами ИС, и они поделились с ним своим опытом по созданию мобильных приложений с помощью платформы Force.com.

Ко времени возвращения Эскью с конференции его подчиненные уже скачали инструментарий разработчика Salesforce и создали с его помощью форму для заполнения, работающую на iPhone.

Благодаря замене бумажной системы на приложение для iPhone время перевода пациента сократилось с шести–восьми до одного-двух часов.
«Теперь нам все равно, находится ли директор больницы в своем офисе и рядом ли он с факсом: как только оператор заполнит форму, он отправляет сообщение по электронной почте», — сообщает Эскью.

Руководство Rehabcare также может получать отчеты, позволяющие выяснить, сколько времени у директоров больниц уходит на то, чтобы ответить на запросы, и сколько запросов на прием пациентов компания получает в общей сложности.

В Rehabcare внедрили еще одно мобильное приложение, которое действует в связке с облачным сервисом. Оно создано разработчиками компании Casamba в сотрудничестве со специалистами Rehabcare. Врачи компании получили плееры iPod Touch для работы с системой. С ее помощью медики просматривают свои расписания, отыскивают информацию по пациентам, пользуются таймером. К концу 2010 года в Rehabcare надеются раздать докторам 8 тыс. экземпляров iPod Touch.

В компании планируют перейти в будущем на смартфоны под управлением Android, однако пока они не удовлетворяют требованиям к безопасности, предъявляемым законом HIPAA, — полагает Эскью. Плееры Apple вместо iPhone решено было использовать, чтобы избежать затрат на дорогостоящую мобильную связь. Большинство врачей каждый день работают в одних и тех же учреждениях, где, как правило, есть доступ к Wi-Fi.

Пример второй: Critical Systems

Critical Systems — еще одна компания, в которой начали пользоваться приложением для iPhone, работающим совместно с облачным сервисом. Critical Systems занимается инспекцией систем пожарной сигнализации. Раньше инспекторы при осмотре здания заносили информацию о сигнализациях в таблицу Excel. В конце недели инспектор оставлял диск в офисе Critical Systems, где программист компании Джим Будро распечатывал отчеты, а потом вручную отмечал в файле САПР каждое проверенное устройство цветовыми кодами, соответствующими прохождению или провалу проверки.

Иногда на то, чтобы отправить отчет об инспекции заказчику, уходило три месяца. «Было много лишней работы, задержек и нервов», — сообщает Будро.

Разработчик начал с того, что создал приложение, с помощью которого инспекторы смогли заносить данные в систему Salesforce.com. Вначале инспекторам выдали ноутбуки, но из-за больших габаритов они оказались не совсем удобными.

Тогда Будро решил создать приложение, работающее на собственных серверах Critical Systems, чтобы с его помощью инспекторы, работая у заказчика, могли вводить данные через смартфоны. Однако один из подрядчиков компании посоветовал Будро попробовать создать мобильное приложение с помощью инструментария Salesforce. Разработчик так и поступил. Теперь инспекторы заполняют форму на iPhone и отмечают в ней состояние каждого устройства сигнализации. Мобильное приложение автоматически обновляет графический план этажа, маркируя на нем цветом устройства в соответствии с обозначенным состоянием. Процесс, ранее занимавший три месяца, удалось кардинально сократить, отмечает Будро: «Уже в конце дня инспектор отсылает клиенту PDF-отчет».

Приложением для iPhone в Critical Systems пользуются шесть инспекторов. Будро планирует выдать им один планшетный ПК iPad на всех, чтобы при первом посещении заказчика использовать его для построения графического плана здания. На большом экране делать это было бы проще.

И в Critical Systems, и в Rehabcare уверены, что внедрять и сопровождать мобильные приложения, размещаемые на собственных серверах компании, было бы гораздо сложнее, чем это удается с применением облачных сервисов.

«Сочетание из Salesforce и iPhone идеально. Удивительно, что оно не используется шире», — резюмирует Будро.