В гигантской системе учреждений Калифорнийского университета медицинскими страховками пользуются около 111 тыс. работников и еще 214 тыс. членов их семей. Естественно, при таких масштабах организации приходится тщательно контролировать расходы и качество медицинских услуг. Университетская система охватывает десять кампусов, пять медицинских центров и несколько лабораторий. Ко всем сложностям управления финансами столь крупной структуры прибавились проблемы, связанные с сокращением бюджета штата.

Ежегодный прирост стоимости медуслуг в процентах выражается двузначным числом, поэтому организации явно необходимо принять радикальные меры по ограничению издержек, полагает вице-президент по кадровым ресурсам университетской системы Дуэйн Дакетт.

Дакетт вспоминает, как лично отправился к крупнейшему поставщику медуслуг для университета: «Я заявил им — мы тратим на вас массу денег. Есть ли способ тратить их более рационально?» Проведенный анализ показал, что, если участники страхового плана будут работать только с самыми эффективными по затратам поставщиками сети, расходы значительно упадут. Хотя примерно 65% поставщиков уже относились к числу наиболее затратоэффективных, расходы на остальных намного превышали средние показатели, утверждает Дакетт. По его словам, их решено было исключить из сети.

В январе 2011 года университет предложил сотрудникам новый страховой план, сохранив и прежние. По сути, была создана организация медицинского обеспечения с узкой сетью, благодаря чему затраты участников нового страхового плана, получившего название Blue & Gold, значительно снизились. Например, семейная страховка с обслуживанием в ограниченной сети обходится в 328 долл. в месяц служащим с годовой зарплатой от 96 тыс. до 144 тыс. долл. Для сравнения, в традиционной организации медобеспечения этот показатель составлял 491 долл.

Рост интереса

Как показал опрос, проведенный ассоциацией Kaiser Family Foundation, в 2011 году 17% всех планов медстрахования предусматривали работу с учреждениями медобеспечения (посредниками между страхователем и поставщиками медуслуг), а 55% — с организациями предпочтительных поставщиков медуслуг (самими медицинскими учреждениями, заключающими договоры со страховыми компаниями об обслуживании со скидкой).

В последнее же время начал расти интерес и к организациям медобеспечения с узкими сетями поставщиков медуслуг. Работающий с такой организацией участник страхового плана, вышедший за пределы сети ради каких-либо услуг помимо скорой помощи, платит больше.

Еще одной разновидностью новой схемы является многоуровневая сеть. Участники, пользующиеся самыми затратоэффективными поставщиками, входящими в головную сеть, платят самые низкие страховые взносы и суммы доплаты. Участники, работающие с поставщиками второго уровня, платят больше и т. д. «Идея в том, чтобы подтолкнуть участников к выбору только самых затратоэффективных поставщиков медуслуг», — утверждает независимый консультант Аллан Баумгартен.

Назад в будущее

«Если говорить об организациях медобеспечения с узкой сетью, то, по сути, это 'возвращение в будущее', — продолжает Баумгартен. — Учреждения медобеспечения, появившиеся в конце 80-х — начале 90-х, поначалу предлагали участникам именно ограниченную сеть поставщиков медуслуг. Благодаря этому участники платили меньшие взносы, а организация медобеспечения контролировала поставщиков, следя за тем, чтобы соблюдалась гарантия качественного обслуживания».

Но с развитием рынка работодатели начали получать жалобы от сотрудников, которые хотели бы лечиться у других врачей. В ответ страховщики начали расширять свои сети. Это продолжалось до тех пор, пока некоторые сети не стали охватывать больше 90% поставщиков в своем регионе. В результате у организаций медобеспечения ухудшилась способность налаживать связи с врачами и вознаграждать тех из них, кто предоставлял более качественное обслуживание.

Хотя точных цифр о распространенности организаций с узкими сетями нет, интерес к ним, по-видимому растет, так как работодатели вынуждены искать способы сдерживания расходов на медицину. Согласно результатам опроса Kaiser, за период с 2001-го по 2011 год средний взнос за семейную страховку вырос более чем вдвое, с 7061 до 15073 долл. в год. Для сравнения, по данным отчетов InlfationData, общий уровень инфляции за период с 2000-го по 2009 год составил около 28%.

Ставка на качество

По словам Баумгартена, страховые компании жалуются, что в результате роста цен и ухудшения экономической ситуации работодатели стали более придирчивыми к страховым планам, чем пять–десять лет тому назад.

Но цены не единственный фактор. «Естественно, служащих хочется направлять к более качественным поставщикам, — комментирует Элвин Кассил из исследовательского центра Center for Studying Health System Change. — Поэтому учитывается как стоимость, так и качество услуг».

Например, пенсионное управление Калифорнии в 2010 году подключило к своей программе льгот организацию медобеспечения с узкой сетью. В результате на 15% уменьшилось число повторных госпитализаций участников пенсионных страховых планов, а экономия за счет снижения тарифов на медстраховку достигла 15,5 млн долл.

Неприятные воспоминания

Нельзя сказать, что новые страховые планы были встречены с энтузиазмом. Воспоминания некоторых служащих об организациях медобеспечения десяти-двадцатилетней давности были далеко не из приятных, отмечает Кассил: «Люди боялись, что они не смогут получить медпомощь, когда она им понадобится».

Поэтому желание служащих перейти на новый план в большой степени будет зависеть от подачи информации, считает Баумгартен. Он предлагает делать упор на том, что компания стремится по-прежнему предлагать лучшие соцпакеты своим сотрудникам, однако это может означать сокращение числа доступных поставщиков медуслуг.

Еще одна проблема связана с самими поставщиками. Каждая страховая компания по-своему отбирает медиков в узкую сеть или на первый уровень. «У каждого плана медстрахования есть свой 'черный ящик', через который пропускается информация о поставщике, — утверждает Кассил. — Некоторые врачи, не прошедшие проверку, оспаривают отказ. Они даже могут пригрозить выходом из многоуровневой сети, если их не помещают на первый уровень».

На данный момент трудно предсказать масштабы и темпы роста внедрения страховых планов с узкими сетями поставщиков. Но первые сигналы выглядят многообещающими. По оценкам Дакетта, система Калифорнийского университета сэкономила примерно 72 млн долл. благодаря тому, что ее служащие перешли на Blue & Gold, а не остались на традиционном страховом плане.

Более того, за последний регистрационный период количество служащих, пользующихся новым планом, выросло примерно на 10%. «В университетской среде работники чувствительны как к ценам, так и к качеству обслуживания, — полагает Дакетт. — Они слышат от коллег, что новый план удовлетворяет обоим критериям».