В начале сентября жители индийского города Мумбай (бывший Бомбей) отмечают праздник Ганеша — божества, имеющего облик полуслона — получеловека и дарующего мудрость и успех, он считается чем-то вроде национального талисмана.

Улицы Мумбая (многие англоговорящие индийцы до сих пор предпочитают называть финансовую столицу страны Бомбеем) залиты яркими огнями. В каждой лавочке торгуют маленькими статуэтками Ганеша (это подарок на счастье). Я покупаю серебряный браслет, а продавец прибавляет к нему дешевую фигурку божества и говорит: «Он принесет удачу».

Но пока мне не очень-то везет. Ранним утром 5 сентября подземные толчки силой пять с половиной баллов по шкале Рихтера вытряхнули меня из сладкого сна в шикарных апартаментах на 21 этаже отеля «Оберой». Я решила перебраться в низкоэтажное здание. Но тут муссон принес сильнейшие за последнее столетие дожди, сотни людей погибли. Газеты живописали о многочисленных жертвах наводнения, о нашествии ядовитых змей, о чудом уцелевших во время потопа людях, бредущих по грудь в воде в поисках пропавших родственников и имущества. И наконец, новое испытание — встряска в секторе Интернет-компаний и смятение в секторе информационных технологий (ИТ) индийского фондового рынка, повторяющем неустойчивую динамику индекса NASDAQ.

Но есть и хорошие новости, особенно для амбициозной ИТ-промышленности. В сентябре американский инвестиционный банк Goldman Sachs пересмотрел свои выкладки по Индии в положительную сторону и теперь прогнозирует шестикратный рост ИТ-сектора к 2005 г. Предполагается, что Интернет будет распространяться вчетверо быстрее, чем считалось раньше (прежняя оценка — 17 млн подключений в 2003 г., нынешняя — 70 млн). Доля Индии на глобальном рынке ИТ-услуг составит в 2004 г. не 1,6% от 356 млрд долл. (5,7 млрд долл.), а 5% от 585 млрд долл. (29 млрд долл.). Если в 1998 г. в Индии было не более 5 компаний венчурного капитала, то сейчас их уже более 50. По данным Индийской ассоциации венчурного капитала, рисковые инвестиции вырастут через полтора года до 3 млрд долл. (в 1999 г. их объем был 320 млн долл., т. е. в десять раз меньше).

И внутренних, и иностранных инвесторов вдохновляют успехи выдающихся индийцев в Кремниевой долине: Сабира Бхатиа (41 год), который три года назад продал свою компанию Hotmail.com за 400 с лишним миллионов долларов корпорации Microsoft, Гурураджа Дэшпанде (49 лет), совладельца фирмы Sycamore Networks (журнал Forbes оценивает ее капитализацию в 3,9 млрд долл.), и Ражендры Сингха (46 лет), совладельца компании Teligent. Именно эти предприимчивые ИТ-миллиардеры и являются наиболее активными инвесторами, выискивающими перспективных индийских новичков, выходящих на рынок.

«Индийцы, живущие в других странах, сейчас проявляют значительный интерес к своей родине, поскольку считают, что здесь можно сделать большие деньги, — утверждает Азим Премжи, председатель правления крупной индийской компании Wipro Corp., занимающейся обслуживанием компьютерного оборудования и разработкой программного обеспечения. — Они вдруг осознали, что качество и отдача инвестиций в Индии выше, чем в Кремниевой долине».

Цифры внушают оптимизм. В 1999 г. оборот индийской индустрии программирования составил 5,7 млрд долл. (в 1991 г. всего 50 млн долл.). Капитализация компаний этой отрасли выросла с 4 млрд долл. в марте 1999 г. до 104 млрд долл. в марте 2000 г. Затем, следуя за падением рынка, она снизилась до 65 млрд долл. «Но рост с 4 до 65 млрд — это тоже не шутка», — отмечает Деванг Мехта, президент Национальной ассоциации компаний по производству программного обеспечения и услуг, объединяющей около 700 индийских предприятий. Три фирмы уже представлены на Нью-Йоркской фондовой бирже. В ИТ-промышленности занято 340 тыс. человек. В Индии ежегодно получают диплом инженера-программиста 122 тыс. человек, и в ближайшее время их число планируется удвоить, чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на этих специалистов.

Путешествуя по Индии, я много раз слышала одну и ту же фразу от обозревателей, программистов, кинопродюсеров, инвестиционных банкиров, членов парламента, владельцев магазинов и даже от одетого в униформу водителя такси. Лавируя в центре Бангалора в потоке мопедов, велорикш, вихляющих грузовиков, легковых машин, коров и запыхавшихся собак, он взглянул на меня в зеркало заднего вида и заявил с гордостью: «Это наше время, мадам».

Каменистая тропа к новой экономике

Парадокс в том, что хотя индийцы радуются блестящим перспективам роста информационных технологий, страна остается одной из самых слаборазвитых в отношении коммуникаций. 75% населения живет в сельской местности. У большинства семей нет ни телефона, ни Интернета. Ожидается, что ежегодный прирост телефонных линий увеличится на 4 млн и достигнет 6 млн линий, тем не менее это капля в море: в марте 2000 г. общее количество стационарных телефонных линий составило всего лишь 26 млн, и это при населении 1 млрд человек. В Индии 600 тыс. деревень, и только в 370 тыс. из них есть телефон. Количество абонентов сотовой телефонной связи, появившейся в 1995 г., составляет сейчас 2,2 млн. В стране около 1 млн Интернет-абонентов и примерно 3,5 млн пользователей. Индия заметно отстает от своего соседа — Китая (по числу телефонных линий и Интернет-пользователей — в 4 раза, по числу абонентов мобильной связи — в 18 раз).

Индийцы, демонстрирующие чудеса программистского мастерства, имеют всего 4,3 млн персональных компьютеров (в одном Нью-Йорке их в два раза больше).

С другой стороны, в Индии 80 млн телевизоров, и страна занимает второе место в мире по числу подключений кабельного телевидения (37 млн). Мехта отмечает: «Мы полагаем, что в ближайшие 2–3 года Интернет будет проникать в общественную жизнь главным образом через кабельную сеть, а не через персональные компьютеры».

Проблема, конечно, в инфраструктуре. И старая, и новая индийская экономика страдают от разваливающейся инфраструктуры, а также от тяжелого наследия в виде повальной нищеты, коррупции и шатких нагромождений социалистической экономики, демонтаж которой начался совсем недавно.

Даже в Бангалоре — городе, переживающем бум высоких технологий, периодически отключается электричество. Большинство магазинов на главной улице, названной в честь Махатмы Ганди, имеют свои собственные электрогенераторы, шумные (как лодочные моторы) и загрязняющие окружающую среду.

«Мы сильно страдаем и от низкого уровня телекоммуникационной инфраструктуры. Очередной крупный проект в этой области — расширение полосы частот», — говорит Мехта. Политика дерегулирования призвана улучшить положение в этой области. В начале 2000 г. правительство во главе с премьер-министром Аталом Бехари Ваджпаи, сознавая необходимость развития информационных технологий, открыло внутренний рынок дальней связи для частных операторов. Было объявлено о приватизации в 2000 г., т. е. на два года ранее намеченного срока, компании VSNL (Videsh Sanchar Nigam — государственная корпорация, которую обвиняют в завышенных тарифах на международные телефонные переговоры и создании проблем с шириной полосы частот). Частные фирмы недавно получили разрешение стать операторами шлюзов, однако им не удастся избавиться от доминирования VSNL в том, что касается ширины полосы, пока не начнут действовать новые станции.

Индийские разочарования и противоречия нигде не проявляются так зримо, как в Мумбае, городе с большим космополитическим шармом, в котором есть все: роскошные отели, современные офисы-небоскребы и тянущиеся на несколько миль нагромождения убогих лачуг. Никакой уединенности. Обитатели трущоб все выставляют напоказ, вдоль дорог тянутся навесы, кое-как сооруженные из бамбука, картона, листов тяжелого пластика и укрепленные тем, что попалось под руку — кирпичами, камнями, старыми покрышками. Ободранные собаки, многие с глубокими ранами, спят в нескольких сантиметрах от потока машин. Женщины скребут грязное белье прямо на асфальте; брадобреи сидят на корточках перед клиентами, погружая бритвы в чашки с грязной мыльной водой. Невиданная обобществленность всего и вся. Грязь забивается мне в глаза; во рту — едкий вкус. Я смотрю на трущобы и думаю, что, живя здесь, я бы сошла с ума. А вот женщины, обитающие на этих улицах, полны беззаботности, они расчесывают друг другу волосы и заплетают их в косы, отхлебывают кардамоновый чай из ржавых чашек, болтают — как будто не видят изрыгающего автомобильные выхлопы потока машин и глазеющих прохожих вроде меня.

Проезжая по забитым транспортом улицам Мумбая (дорога не более чем в пару миль занимает два часа), я увидела на газетной тумбе заголовок: «Землетрясение может разрушить Мумбай за 10 секунд». Водитель такси указал на гору бетона и с заметным страхом перед непредсказуемыми поворотами судьбы рассказал о том, как несколько лет назад во время очередного муссона на этом месте обрушилось офисное здание. Погибло много людей, хотя одна находчивая женщина, будучи погребенной в горе обломков, вызвала помощь по мобильному телефону.

Индия — это страна, где худые, как щепки, босые мужчины, единственная одежда которых — свисающие с бедер лохмотья, сооружают современные офисы-небоскребы, и где женщины уносят мусор со строительной площадки на подносах, водруженных на головы. Это страна, в которой земельная собственность и кастовая принадлежность, как и прежде, определяют судьбу большинства жителей, где строительные нормы и правила весьма условны. Говоря о пользе Интернета для Индии, некоторые мои собеседники главным образом имели в виду борьбу с коррупцией: гражданам не придется давать взятку клерку при получении различных сертификатов (например, кастового сертификата, дающего право на ссуду под низкий процент) и регистрации перехода прав собственности на землю.

Самый богатый индиец

В течение многих лет председатель правления компании Wipro Corp. Азим Премжи вел войну с коррупцией, и временами ему казалось, что он совершенно одинок в этой борьбе. Его компания выстояла, когда за отказ давать взятки ей отключали электричество, а полученные ею от иностранных поставщиков грузы подвергались конфискации.

Соотечественники гордятся успехом и скромностью Премжи, самого богатого индийца. Все отмечают его скромность и простоту (например, его видели в аэропорту, стоящим в очереди на такси), в то время как персоны, занимающие высокое положение, нередко ведут себя высокомерно. 54-летний Премжи возглавляет список индийских миллиардеров, составленный американским журналом Forbes (его состояние оценивается в 6,9 млрд долл.). Его немного смущает такой статус: «Я чувствую себя, как зверь в зоопарке».

Премжи считает, что своей репутацией он обязан отцу, заветам которого неукоснительно следовал. Отец основал компанию по производству растительного масла, а сын превратил ее в ИТ-конгломерат. Ему удалось не впасть в близкую к истерике эйфорию по поводу перспектив Интернета и электронной коммерции, но он пристально следит за бурно развивающимся индийским рынком рискового капитала. «Венчурные капиталисты крайне агрессивны, ведут себя, как голодные стервятники, — говорит Премжи. — Долгое время они являются к человеку дважды в неделю, и это буквально выбивает из колеи предпринимателей, занятых очень трудным делом. Однако нужно признать, что, с другой стороны, венчурные капиталисты открывают перед людьми новые возможности».

Рисковый капитал нацелен в Индии на компании, разрабатывающие программное обеспечение, предоставляющие информационные услуги, т. е. на те фирмы, чья продукция может быть продана на Западе. В то же время по оценке американского инвестиционного банка Merrill Lynch, в 2000 г. внутренние и иностранные венчурные капиталисты вложили более 100 млн долл. в 800 индийских Интернет-компаний. Сегодня фаворитом является Rediff.com, которая действует на рынке три года. В июне 2000 г. она стала первым индийским порталом, осуществившим первоначальное открытое размещение (IPO — Initial Public Offering) акций через NASDAQ, объем привлеченных средств составил более 60 млн долл., в число акционеров вошли корпорации General Electric и Intel, а также инвестиционный банк Citibank. Возглавляет Rediff.com 52-летний Ажит Балакришнан, ранее он был менеджером в рекламном агентстве. Портал построен по образцу Yahoo, на сайте есть электронные магазины, поисковая система, новостные ссылки, несколько постоянных рубрик, которые ведутся специальными обозревателями, электронная почта, клуб для Интернет-бесед, система мгновенного обмена сообщениями и личные странички.

К числу более агрессивных новичков относится компания Indiainfo.com (г. Бангалор), которая обеспечивает свои ресурсы информационным наполнением на шести диалектах хинди. Кроме того, она стала первым универсальным порталом, предложившим своим пользователям индивидуализацию. Образованная в апреле 2000 г., фирма провела уже восемь поглощений; ее персонал достиг 350 человек. Основателями этой компании являются 33-летний Б. Г. Махеш (компьютерный специалист с дипломом Алабамского университета, создавший в 1994 г. Mahesh.com — один из первых индийских Web-сайтов) и 36-летний Мадху Кодали (ранее владелец Интернет-провайдера в г. Флинте, шт. Мичиган). Учредители компании получили финансирование в размере 16 млн долл. от Раджа Конеру, 30-летнего американского предпринимателя индийского происхождения, владельца компании Intelligroup, предоставляющей ИТ-услуги и оцениваемой в 180 млн долл. Позднее американский инвестиционный банк Morgan Stanley приобрел 7,5%-ную долю, уплатив 11,5 млн долл. Третьим финансовым партнером стал 35-летний В. С. Мани — его вкладом стала фирма, предоставляющая услуги доступа в Интернет по телефонной линии через модем. В связи со скандальным уходом нескольких топ-менеджеров Indiainfo.com пришлось пережить трудный период (к счастью, короткий), занимаясь опровержением слухов о кризисе ликвидности. И наконец, компания приступила к процедуре первоначального открытого размещения акций. Когда я спросила главного исполнительного директора Кодали, каковы уроки американского Интернет-безумия, он сказал: «Главный вывод для нас — мы не должны проводить поглощения любой ценой. Нам нужно побольше консерватизма. Это трудно, но так будет».

Ежедневно в Индии появляются три новых Web-сайта, их общее число оценивается в 23 тыс. Конкуренция чрезвычайно остра. «Вам рисуют розовую картину Интернет-бизнеса в Индии, но успех пока весьма далек, — подчеркивает Е. Рагхаван, редактор бангалорского издания Economic Times of India. — Если мы найдем способ вести бизнес через Интернет и уменьшить число посредников, это будет замечательно. Но я вовсе не уверен в успехе розничной электронной торговли. Индийцы привыкли полагаться исключительно на свои чувства; им нужно посмотреть и потрогать в магазине то, что они покупают».

Но храбрых это не пугает. Когда консультационная компания McKinsey & Co. предложила учебную программу по составлению бизнес-планов для молодых индийских предпринимателей, в ходе которой предусматривалось провести встречи с наиболее известными венчурными капиталистами и специалистами по информационным технологиям, она рассчитывала максимум на 300 участников, но на организаторов хлынул поток из 4000 заявок.

«Люди чувствуют, что такая возможность бывает один раз в жизни, — говорит Ашок Соота, председатель правления и главный исполнительный директор бангалорской консультационной компании MindTree Consulting. — То, что мы наблюдаем, — это революция, причем на самой ранней стадии. Раздутый ажиотаж? Вовсе нет, ведь можно привести поучительные примеры из прошлого. Мы знаем, что в будущем Индия станет притягивать инвесторов не низкими издержками, а качеством. Наши ИТ-компании рано вступили в эти сложные процессы, и достигнутое ими высокое качество будет стимулировать партнеров к вложению новых средств. Издержки, конечно, — важный фактор, но не решающий. Хорошая аналогия — выход японских автомобилестроителей на американский рынок. Сначала, в 70-е гг., их машины привлекали покупателей низкой стоимостью и экономичностью в потреблении топлива, однако Toyota, Honda, Nissan и другие не стали бы ведущими производителями, если бы не работали над качеством. Они знали, что в долгосрочной перспективе качество будет важнее стоимости, и стали делать надежные машины по приемлемой цене. И больше всех выиграли те, кто понял: именно высокое качество в сочетании с разумными ценами и создает условия для быстрого и безубыточного роста компании и ее доминирования на рынке. Индийская ИТ-промышленность строится в точности по этому принципу».

Удивительная талантливость, качественная работа и целеустремленность индийцев — все это вкупе с низкими издержками объясняет причины, по которым эта страна вызывает симпатию во всем мире.

Мир приходит в Индию

Японский премьер-министр Йоширо Мори посетил Индию в августе 2000 г. Он побывал в Нью-Дели (столице) и Бангалоре, восхищался успехами страны в сфере информационных технологий и осторожно дал понять, что Япония озабочена развитием индийской атомной промышленности. В сентябре, когда премьер-министр Индии Атал Бехари Ваджпаи вместе с сопровождавшей его делегацией обедал в Белом доме, для продвижения своей продукции и заключения новых контрактов в Индию прибыли Билл Гейтс, Джэк Уэлч и Майкл Дэлл. В октябре в Нью-Дели приезжал российский Президент Владимир Путин (возможно, он надеялся возродить былую теплоту в отношениях между странами).

Бизнес-магнатов встречали с таким почетом, которого обычно удостаиваются лишь главы государств. В Бангалоре дорога к дому Премжи накануне обеда с Уэлчем (General Electric) была тщательно вымыта, попрошаек и хулиганов убрали с глаз долой. Уж очень высоки были надежды на этот визит.

Инвестиции General Electric (GE) в Индии составляют более 1 млрд долл., они стали быстро расти в 1991 г. (после того, как страна начала отходить от социализма и либерализовала свою экономику); средства корпорации вложены в производство электронного оборудования для авиастроения и медицины, систему центров по обработке телефонных звонков, инвестиционное банковское дело. GE Capital, самая крупная небанковская финансовая компания в мире, организовала в Индии свой первый телефонный центр в 1997 г., тогда в нем было двое сотрудников. Ныне оборот индийского подразделения составляет 30 млн долл., в нем заняты 2500 служащих, которые обрабатывают заявки на выплаты по медицинским страховкам и получение ссуд на покупку автомобилей, а также отыскивают не расплатившихся за рубежом держателей кредитных карт.

На встрече с бизнесменами в Нью-Дели Уэлч превозносил индийский «интеллектуальный капитал» и «подлинный природный талант» индийцев. Он заявил, что в ближайшие три года GE инвестирует около 100 млн долл. в сооружение крупнейшего в мире научного центра в Бангалоре. 2600 ученых и инженеров будут вести исследования в области передовых химических технологий, полимеров, керамики, машиностроения, металлургии и электронного бизнеса. Кроме того, в планах корпорации — расширение своей деятельности в сфере финансовых услуг, а также изучение недавно либерализованного страхового рынка. «Индия — самое перспективное место для научных исследований ... здесь вы получите качественные результаты, — отметил Уэлч. — Тот факт, что это к тому же страна с низкими издержками, делает ее еще более привлекательной».

Однако он отметил необходимость кардинальной модернизации инфраструктуры, включая значительное увеличение генерирующих электрических мощностей, иначе Индия «пропустит следующую революцию, потому что у нее не будет движущей силы». Выработка электричества в стране отстает от потребности на 20%, еще треть теряется в процессе транспортировки энергии и из-за воровства. Для удвоения мощностей необходимы капиталовложения в размере 250 млрд долл. в ближайшие 10 лет, при этом как минимум две трети данной суммы должны быть частными инвестициями. Это означает сокращение столь популярных в Индии субсидий и увеличение тарифов для потребителей электроэнергии. Результатом летнего повышения цен на электричество в южном штате Андхра Прадеш (правительство этого штата ведет активные рыночные преобразования) стали волнения среди населения и четверо убитых.

Рабочий процесс

Прежде чем Индия превратится в страну с новой экономикой, предстоит проделать очень много работы по искоренению коррупции, принявшей масштабы национального бедствия, модернизации банковского сектора и установлению законодательных рамок для Интернет-бизнеса (сектор «бизнес — бизнес» находится на ранней стадии развития, тогда как сектор «бизнес — потребитель» до сих пор практически отсутствует).

В последней публикации «индекса коррумпированности» организация Transparency International поместила Индию на 69-е место в списке 100 неблагоприятных в данном отношении стран (рядом с Филиппинами). Работающий в Нью-Дели верховный комиссар по борьбе с коррупцией Н. Виттал решил использовать в этой войне информационные технологии. На Web-сайте Комиссариата (cvc.nic.in) помещены фамилии ста с лишним госслужащих, против которых возбуждены уголовные дела по наиболее серьезным нарушениям. Этот позорный список был назван одним из журналов «психологической атакой, ошеломившей чиновников».

В постоянно меняющихся условиях иностранные банки ведут себя сдержанно — они ждут, когда обещанные реформы станут необратимыми. Однако американский Citibank избрал иную тактику. В индийском подразделении этого банка около 10 тыс. клиентских счетов, его расходы на установку в Бангалоре 28 торговых автоматов, терминалов для обработки дебетовых карт и другого оборудования для удаленного банковского обслуживания (по телефону и через Интернет) составили около 10 млн долл., планируется разворачивание таких же программ в других крупных городах. В стране предпринимаются серьезные шаги по модернизации системы Центрального банка и доведения ее до уровня мировых стандартов.

Во многом благодаря ИТ-сектору среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта Индии оцениваются в 6%, что почти в два раза больше, чем в Европейском Союзе, и гораздо выше, чем во многих азиатских странах. В Бангалоре и Хайдарабаде растет средний класс западного типа и увеличивается число миллионеров, эти люди живут в красивых жилых комплексах и строят большие виллы в пригородах.

А как же бедные индийцы, у которых нет не только телефонов, кредитных карт, компьютеров и Интернета, но и чистой питьевой воды, а частенько не хватает даже пищи? Не проходит ли ИТ-революция мимо них? Нет, они тоже получают шанс. Сельские жители находят различные способы улучшить свою жизнь с помощью Интернета. Фермеры пользуются Сетью через дешевые общественные Интернет-киоски, где они узнают рыночные цены и определяют, куда лучше отвезти и где продать свою продукцию. В двадцати деревнях штата Мадья Прадеш фермеры используют электронную почту для заказа удобрений, общения с официальными лицами и достижения договоренностей с закупщиками молока. Школы в отдаленных районах получают через Интернет доступ к крупнейшим библиотекам мира.

Сельские жители используют Интернет и для подачи жалоб и претензий. Чтобы сообщить о сломавшемся насосе, нужно лишь добраться до деревенского кибер-киоска и заплатить несколько рупий за письмо. Недавно школьные учителя из глухих деревенек Анандхеди и Умрела, которым не платили зарплату в течение пяти месяцев, послали по электронной почте жалобу в соответствующую инстанцию, и бухгалтерская ошибка была исправлена, а деньги выплачены.

Людям дается возможность что-то изменить в своей жизни — именно в этом и заключается главная роль информационных технологий и реальный потенциал новой индийской экономики. «Отношение к информационным технологиям объединяет всю страну — это сфера, где прогресса желают все граждане, — говорит Судхиндра Кулкарни, советник премьер-министра по ИТ-сектору. — В Хайдерабаде вы видели волнения из-за планируемой реформы ценообразования в энергетике. А вот информационные технологии не вызывают никакого сопротивления, потому что каждый понимает, что в этом — будущее страны. Мы видим, что впервые успеха в данной области достигли предприниматели, пробившиеся благодаря своему таланту и исключительной работоспособности. Сегодня дети простых клерков и фермеров, имеющих хотя бы минимальное представление о происходящих в мире процессах, стремятся получить компьютерное образование и стать участниками разворачивающейся революции. Нация развивается, когда все желают перемен. Информационные технологии — это наша надежда».

ОБ АВТОРЕ

Черил Бентсен — старший редактор журнала CIO Magazine, e-mail: cbentsen@cio.com


Индия отстает

Исследовательская компания Pyramid Research прогнозирует, что в 2001 г. 80% оборота азиатской электронной коммерции сконцентрируется в четырех странах — Австралии, Японии, Южной Корее и Тайване. Доля Индии, с ее хромающей инфраструктурой, составит лишь 4,3%. Главные препятствия для развития е-коммерции в Индии — слабое распространение кредитных карт и проблемы с доставкой. Лишь 46% индийских дорог заасфальтированы; железные дороги, морские и речные порты и аэропорты — все эти элементы инфраструктуры не соответствуют международным стандартам и требуют серьезной модернизации.