Реклама

Лес Хайман: «Важно уметь не только привлекать людей, но и удерживать их, выращивать и мотивировать»На Форуме SAP 2008 была поднята тема бизнес-сетей, или бизнес-сообществ, которые, по мнению компании, являются эффективной формой взаимодействия производителей товаров и услуг в условиях возрастающей конкуренции, нестабильности рынков, высокой скорости смены конъюнктуры и повышения информированности потребителей (см. «Уроки интеграции», Computeworld Россия, № 23, 2008). Как отметил президент глобального подразделения SAP по решениям для малого и среднего бизнеса Ханс-Петер Кляй, сегодня компаниям трудно рассчитывать на то, что они смогут добиться прочного конкурентного преимущества в одиночку. Необходимо теснее кооперироваться с поставщиками, подрядчиками и другими деловыми партнерами, обеспечивая при этом высокое качество организации процессов. Кляй утверждает, что достаточно иметь автоматизированную систему управления на базе продуктов SAP, чтобы приобрести это желанное качество; но из слов посла SAP Леса Хаймана (он представляет интересы правления SAP, сообщества клиентов и партнеров компании в правительственных органах, отраслевых аналитических центрах, на семинарах и форумах по всему миру), выступавшего сразу же следом за Кляем, стало видно, что все-таки этого мало. Хайман, занимавший на протяжении своей карьеры ряд высоких постов в компании, представил свое видение основных проблем современной экономики, влияние которых испытывают компании по всему миру, и разрешение их необходимо для выживания.

Первая проблема — консолидация компаний, идущая такими темпами, что квалификация менеджеров за ней просто не успевает: у людей нет знаний, необходимых для управления столь большими и распределенными организационными структурами. «Нельзя укрупняться просто ради укрупнения, следует это делать в соответствии с бизнес-стратегией, лишь в том случае, когда это обещает преимущество», — заявил Хайман. Когда происходят слияния крупных компаний, таких как Air France и KLM, менеджменту удается добиться небольшого сокращения издержек, например путем увольнений, но это не решает системных проблем бизнеса. Кроме того, на Западе среднее время пребывания генерального директора в своей должности составляет менее трех лет. «Как можно раз в три года менять главу компании и верить в то, что можно успешно управлять глобальным бизнесом?» — риторически вопросил Хайман.

Проблемы консолидации обусловливают вторую угрозу для бизнесов — войну за таланты. По словам Хаймана, важно уметь не только привлекать людей, но и удерживать их, выращивать и мотивировать. «Люди приходят в компанию, а уходят от менеджера», — говорит Хайман. 70% увольняющихся покидают компанию потому, что не смогли выстроить отношения со своим руководителем. Ведь именно он распоряжается рабочей жизнью сотрудника: определяет, какие задачи тому поручить, с кем вместе работать, как его обучать и как поощрять. Для России создание культуры управления людьми является, по словам Хаймана, серьезной проблемой. Здесь, как и в Европе, распространено представление, что из инженера автоматически получается хороший менеджер. На самом же деле из большинства инженеров выходят ужасные менеджеры, поскольку образование инженера предполагает поиск проблемы и решения к ней. Если такой менеджер видит ошибку, которую совершил его подчиненный, он показывает ему пути исправления, руководствуясь двумя мотивами: во-первых, он таким образом может продемонстрировать свой инженерный талант, во-вторых, будучи инженером, получает удовольствие от решения проблемы. Но управление, по словам Хаймана, должно основываться не на поиске ошибок, совершаемых подчиненными, а на поощрении их успешных действий. Если же людей еще и наказывать за ошибки, что распространено в большинстве российских компаний, то они станут либо скрывать их, либо отказываться от инноваций, потому что последние всегда сопряжены с риском ошибиться.

Третья проблема — скорость изменений экономической конъюнктуры, требующая адекватной, гибкой и быстрой реакции со стороны компаний. То, что сегодня приносит успех, завтра уже может не сработать. Поэтому раз в два-три года компании инициируют изменения, однако эпизодическая перестройка неэффективна, она должна быть непрерывной и плавной. Критически важной частью построения успешного бизнеса является создание культуры его постоянного совершенствования. Такая культура предполагает, что молодые сотрудники становятся агентами изменений, привнося новый образ мыслей и новые идеи, сочетая их с достижениями специалистов и менеджеров предшествующих поколений; это важная часть политики инноваций. По словам Хаймана, в России распространено мнение, что для инноваций нужны одаренные люди. Однако этого недостаточно. По определению известного экономиста Петера Друкера, инновация — это долгосрочная целенаправленная работа, результатом которой является польза для организации; таким образом, важно не столько наличие одаренных людей, сколько образ их действий, и политика управления должна поощрять инновации. Наибольшее преимущество от инноваций, по словам Хаймана, сегодня можно получить, если они касаются процессов, а не продуктов или других активов, которые могут быть воспроизведены конкурентами. Важен не товар, а механизм его продажи; не количество деловых партнеров, а образ взаимодействия с ними.

По словам Хаймана, почти все компании провозглашают удовлетворенность клиентов своим первым приоритетом, кадры — ценнейшим ресурсом, а инновации — локомотивом бизнеса. Однако в большинстве случаев эти заявления не соответствуют действительности. Так, в среднестатистической компании лишь треть сотрудников работают с полной отдачей, еще треть вовлечены лишь отчасти, а оставшиеся ничего не делают для успеха предприятия и служат дурным примером для первых двух категорий. Немногие компании нуждаются в новых людях, надо лишь добиться того, чтобы все имеющиеся сотрудники работали с полной отдачей. Следует научиться работать с клиентами и беречь их; инновации нужно сделать «частью ДНК» компании, постоянным процессом, а не редким явлением.

В день форума SAP также объявила о начале широкой кампании по продвижению в России и на Украине программы «Быстрый запуск», которая позволяет небольшому предприятию воспользоваться онлайн-конфигуратором SAP Business All-In-One для расчета примерной стоимости внедрения этого программного обеспечения. Важно, что предварительный расчет можно выполнить анонимно. Кроме этого было объявлено об альянсе с IBM, который заключается в поставке сконфигурированных систем на лезвийных серверах BladeCenter S.

Купить номер с этой статьей в PDF