Системы дистанционного присутствия, подобные Cisco TelePresence, как правило поставляются «под ключ»Примерно 80-90% возможностей, предоставляемых системами дистанционного присутствия (telepresence), компании могут получить за счет модернизации уже имеющихся у них средств проведения видеоконференций, причем заплатив всего лишь часть той суммы, которую им пришлось бы потратить на приобретение новой системы. Таковы выводы аналитической фирмы Wainhouse Research, специализирующейся на унифицированных коммуникациях.

«Нет необходимости тратить 200 тыс. долл. для того, чтобы получить изображение хорошего качества. И отдавать 170 тыс. долл. для того, чтобы получить панорамный вид, также не нужно. Всего этого можно добиться значительно дешевле», — утверждает Айра Вайнштейн, партнер компании Wainhouse Research.

Компании, уже имеющие оборудование для видеоконференций, вполне могут выборочно модернизировать его, чтобы усилить иллюзию того, будто все участники находятся в одной комнате, а это и есть одна из основных целей дистанционного присутствия.

Успех видеоконференций определяется в значительной степени звуком и в меньшей степени изображением, считает Вайнштейн, поэтому компании могут выделить удобные помещения для сеансов видеоконференций и, заплатив 2 тыс. долл., смонтировать микрофоны в крышках столов и динамики в потолке для улучшения качества звука.

«Этот шаг позволит значительно расширить возможности, — заметил он. — Вам не нужно использовать систему дистанционного присутствия для того, чтобы улучшить звук. При относительно небольших затратах вы сможете добиться существенных изменений».

Точно так же можно усовершенствовать видео за счет установки экранов большего размера, что позволит увеличить изображения участников.

«Вы тратите 7 тыс. долл. на экран и его установку и сразу вместо уменьшенного изображения сможете видеть изображение человека ‘естественного размера’, — подчеркнул Вайнштейн. — Это стоит значительно меньше 150–200 тыс. долл., но позволяет добиться серьезных улучшений».

Но есть и те, кто хочет получить идеальные возможности дистанционного присутствия. Например, в компании Pfeizer приняли решение приобрести систему дистанционного присутствия, несмотря на то что у них уже есть 55 комнат для видеоконференций.

«Ничто не совершенно, — заметил Энтони Найт, менеджер по предоставлению сервисов этой голландской компании. — Мы получаем комнату, устанавливаем видеотехнику, а затем выясняется, что у нас нет денег на стеновые покрытия и оборудование. Система дистанционного присутствия предусматривает все затраты, которые необходимы для создания ‘правильной’ комнаты. Нужно добиться, чтобы эти комнаты были идеальными».

Такой подход объясняет потребность в системе дистанционного присутствия, но следует иметь в виду, что и более скромное решение вполне может быть адекватным.

«Можно приобрести системы дистанционного присутствия, которые предлагают Cisco, Polycom, Tandberg и HP, они устанавливаются ‘под ключ’, — заметил Вайнштейн. — Но коммуникации на уровне дистанционного присутствия в каждой комнате для конференций не нужны. А потому можно более гибко подходить к проблеме модернизации уже имеющихся средствам для проведения видеоконференций».

Он подчеркнул, что за счет изменения освещения, угла съемки камеры, декора и полосы пропускания можно добиться хорошего результата, причем при относительно небольших затратах.

Так, некоторые производители систем для проведения конференций с дистанционным присутствием требуют, чтобы мебель, покрытие стен и даже размер предназначенных для этого комнат были идентичными. Но иллюзию совершенного окружения можно поддерживать и без установки одинаковых столов и кресел во всех офисах, а также без услуг консультантов по освещению.

Вайнштейн также считает, что у компаний есть и другие причины сохранять свои системы видеоконференций.

Для проведения видеоконференции в каждом офисе, как правило, используют один экран, который может быть разделен на множество сегментов для того, чтобы выводить изображения, получаемые из других офисов. Комнаты могут быть самыми разными по площади, от аудиторий, рассчитанных на сотни участников, до отдельных кабинетов на одного участника, поэтому изображения людей могут существенно варьировать по размеру.

С другой стороны, дистанционное присутствие требует, чтобы во всех офисах были реализованы согласованные возможности, поэтому в комнатах с несколькими видеоэкранами (как правило, с тремя) создается панорамный вид участников из других офисов и генерируются их изображения реального размера.

«Для проведения видеоконференций приоритетным является адаптируемость, поэтому вы не получаете согласованности, — подчеркнул Вайнштейн. — Для дистанционного же присутствия главное — это согласованность».

Из-за ограниченных возможностей камеры и специфики рассадки людей в каждом из офисов участие в телеконференциях может принимать шесть-восемь человек. Чтобы поддерживать такие конференции, требуются соединения с большой полосой пропускания, как правило 3-4 Мбит/с, причем во всех офисах должно быть установлено оборудование одного и того же производителя, в силу чего далеко не каждый офис может поддерживать телеконференции с любым другим офисом. Для дистанционного присутствия первостепенную роль играет интероперабельность, но ее не существует.

Дистанционное присутствие предлагает широкий обзор комнат в удаленных офисах, которые освещены, смонтированы, декорированы и оборудованы так, чтобы создать иллюзию, будто они являются продолжением той комнаты, где находится каждый из участников.

При использовании видеоконференций бывает вполне достаточно полосы пропускания всего в несколько сотен килобайтов, а применяться могут такие технологии, как выделенные каналы, IP-соединения и даже коммутируемые каналы ISDN, что делает доступ гибким. Стандарты утверждены достаточно давно, поэтому каждый офис может, как правило, связываться с большинством других офисов вне зависимости от того, оборудование какого производителя в них установлено.

Компании, которые хотят использовать дистанционное присутствие, но имеют ограниченный бюджет, не могут использовать элементы пакета дистанционного присутствия более низкого класса. «Вы не можете заявить Polycom, что хотите приобрести эту систему менее чем за 180 тыс. долл., поэтому хотите, чтобы вам предоставили более дешевые кодеки или экраны», — подчеркнул Вайнштейн.

Однако компании, уже вложившие средства в систему видеоконференций, могут модернизировать компоненты, которые позволят реализовать более широкие возможности и приблизиться к уровню дистанционного присутствия.

«Ваша работа состоит в том, чтобы добиться существенных улучшений, но при этом не выйти за рамки выделенного бюджета, — сказал он. — Вам не всегда нужно самое лучшее. Вам необходимо только то, что позволит добиться поставленной цели».