наверх
facebook twitter

Главная, «Директор информационной службы», № 10, 2011 3127 прочтений

От учета до отчета

Внедрение BI-системы постепенно приводит компанию «АльфаСтрахование» к отказу от использования отчетов, встроенных в учетные системы

Марина Полякова

РЕКЛАМА

Более полутора лет прошло с начала эксплуатации BI-системы QlikView в группе «АльфаСтрахование». После решения частной задачи по обеспечению регионов необходимой оперативной информацией в компании осознали потенциальные возможности и перспективы системы.

Возможность анализа оперативных данных — одно из ключевых условий успешного развития и конкурентоспособности страхового бизнеса. Внедрение BI-системы позволяет сократить трудозатраты на подготовку аналитических данных и обеспечить бизнес-подразделения оперативной информацией для управления бизнесом. Группа «АльфаСтрахование» — один из крупнейших российских страховщиков, предлагающий более 100 страховых продуктов. На территории России действуют свыше 380 региональных представительств группы, чьими услугами пользуются почти 1,5 млн частных клиентов и более 100 тыс. компаний. До внедрения системы сотрудникам группы «АльфаСтрахование» для создания части аналитических отчетов приходилось выгружать данные из учетных систем в приложения Microsoft (Excel, Access), что требовало больших трудозатрат и не обеспечивало полной информационной картины. Нужна была система, способная обрабатывать большие объемы данных из различных источников информации и рассчитывать специфические показатели эффективности.

«Мало кто верил в успех этого проекта, а он, инициированный и реализованный сотрудниками финансового и операционного блока с минимальной поддержкой со стороны ИТ, оказался одним из самых быстрых, недорогих и успешных», Нина Погодина, заместитель директора операционного департамента штаб-квартиры компании «АльфаСтрахование»

Выбор BI-решения был инициирован бизнес-подразделениями еще в ноябре 2008 года, в ходе проекта централизации учетных систем компании на платформе Unicus. В пилотном проекте участвовало несколько претендентов. И весной 2009 года только «Консультационная группа АТК» смогла представить BI-решение, позволяющее cформировать сводные отчеты на базе данных четырех ключевых ИТ-систем группы. Решение было выполнено на основе системы QlikView компании QlikTech.

«Не следует путать BI-решение с хранилищем данных. Внедрение единого корпоративного хранилища — дорогостоящий проект, доступный далеко не всем компаниям. Решение на основе системы QlikView позволило нам на данном этапе обойтись без хранилища. Другие рассмотренные нами решения не обладали необходимой гибкостью: при проектировании модели данных BI-приложения невозможно предусмотреть все потребности заранее, а внесение изменений в работающее приложение технически сложно и дорого» — считает Нина Погодина, заместитель директора операционного департамента штаб-квартиры компании «АльфаСтрахование», поддерживающая оперативную отчетность. Бизнес быстро меняется, меняются и требования к необходимой информации, и технологии должны этому соответствовать. В компании полагают, что предлагаемая системой QlikView возможность быстро подключать новые источники информации (в том числе временные), оперативно и просто модернизировать модель данных и делать корректировки в аналитических отчетах, добавлять необходимые измерения и создавать новые аналитические отчеты позволяет максимально динамично реагировать на вызовы рынка.

 

Без поддержки ИТ

В процессе централизации учетных систем компании на платформе Unicus, с переводом на нее регионов, возникла необходимость доработать отчеты для рядовых пользователей. Кроме того, существенно возрастала нагрузка на учетную систему в моменты выгрузок аналитических отчетов. Поэтому было принято решение о внедрении BI-системы QlikView. «Пока осуществлялась миграция данных в систему Unicus, параллельно всего за четыре месяца (с учетом нескольких итераций при создании модели) была внедрена модель QlikView, что дало регионам возможность работать со своими данными, — поясняет Погодина. — Мало кто верил в успех этого проекта, а он, инициированный и реализованный сотрудниками финансового и операционного блока, с минимальной поддержкой со стороны ИТ, оказался одним из самых быстрых, недорогих и успешных».

Первоначально была построена единая модель данных, охватывающая большое количество возможных потребностей, это дало положительные результаты — повысился уровень корректности информации благодаря выверке данных учетных систем при помощи специальных витрин, был реализован в первом приближении расчет специфических страховых показателей для вычисления рентабельности страховых операций. Но спустя несколько месяцев стало понятно, что для дальнейшего развития нужно упростить модель и вывести часть функционала в отдельные модели. На этапе создания общей модели было очень сложно учесть все нюансы, необходимые для расчета специфических показателей и потребностей всех групп пользователей. Кроме того, дальнейшее развитие модели с подключением новых источников, показателей и измерений привело к тому, что по некоторым отчетам скорость вычислений стала замедляться. Так назрела необходимость разделить модель на несколько частей, в зависимости от групп пользователей и решаемых задач.

«В компании появилось гибкое, прозрачное и оперативное решение, которое поддерживает динамичное развитие компании», Сергей Шишкин, заместитель финансового директора, директор департамента актуарных расчетов штаб-квартиры компании «АльфаСтрахование»

Изначальное желание сделать одну общую модель обусловливалось опасениями относительно возможности самостоятельно поддерживать разные модели и развивать систему, поскольку для этого все-таки необходимо иметь достаточно внутренних ресурсов. «Сегодня уже пришла убежденность, что это не сложно, не требует большого количества ресурсов, и мы создаем отдельные модели», — говорит Погодина. Это позволяет упростить получение аналитики из новых источников и с использованием QlikView решать новые бизнес-задачи. Стали развиваться модели данных бухгалтерских систем и регламентной отчетности, контроля корректности интеграционных процессов, полноты и качества данных в учетных системах и др.

Для поддержки принятия решений необходима актуальная информация. Поэтому обновление данных в моделях с большим количеством информации осуществляется раз в сутки, обычно ночью. Небольшие модели загружаются и обновляются по запросу. «В горячие периоды подведения итогов данные обновляются каждые полчаса. Можно было бы сделать и инкрементальную загрузку — но для нее должен быть ключ, который позволял бы идентифицировать новые данные в транзакционной системе, однако далеко не все источники данных позволяют это сделать», — рассказывает Погодина.

 

Отчеты и лицензии

Высокая скорость формирования отчетов обусловлена использованием в QlikView технологии обработки и хранения всей совокупности данных в оперативной памяти, обеспечивающей высокую производительность, так как не требуется постоянного обращения к жесткому диску. Не подгружается OLAP-куб, как это происходит в традиционных системах. QlikView имеет реляционную структуру, в которой хранятся не значения, а индексы полей, благодаря чему достигается высокая степень компрессии. Система не требовательна к оборудованию и дает возможность обрабатывать огромные объемы на ноутбуках и других мобильных носителях в короткие сроки.

Обширные возможности решения как надстройки над транзакционными системами привели к тому, что пользователи предпочитают делать отчеты не в рамках существующих учетных систем, как прежде, а с помощью QlikView.

«Мы хотим продолжить перевод отчетов из различных систем в QlikView, — говорит Сергей Шишкин, заместитель финансового директора, директор департамента актуарных расчетов штаб-квартиры компании «АльфаСтрахование», поддерживающий регламентную отчетность, — но здесь существенным ограничением является стоимость лицензий. Хочется, чтобы в лицензионную политику компании QlikTech были внесены изменения — например, заранее предсказуемое снижение цены с ростом количества приобретаемых лицензий. Система хорошая, всем нравится, но приходится серьезно задумываться, кого подключать в следующий раз». На стадии начального внедрения было приобретено всего 20 лицензий. Поскольку специального бюджета на проект не было выделено, пользователи сами изыскивали возможности на их докупку. В результате к концу 2010 года компания имела уже без малого 100 пользовательских лицензий. Закупленные в 2011 году еще 100 лицензий уже распределены, и это количество не покрывает всех потребностей.

«Все идет к тому, чтобы использовать учетные системы исключительно для сбора информации, так как в QlikView все получается намного проще, быстрее и красивее», — резюмирует Погодина.

Купить номер с этой статьей в pdf

Комментарии


16/06/2016 №05

Купить выпуск

Анонс содержания
«Директор информационной службы»

Подписка:

«Директор информационной службы»

на месяцев

c

Средство массовой информации - www.osp.ru. Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания Эл.№ ФС77-62008 от 05 июня 2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)